Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.И.Сухомлинский
Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся.
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Применение информационно-коммуникационых технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.
Использование информационных технологий – это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. И поэтому в первую очередь должен быть подготовлен учитель для грамотного использования компьютера в преподавании.
В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий).
Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области Применения компьютера в учебном процессе.
Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.
Электронные материалы реализуют три компонента учебного Процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:
– получение информации;
– практическое применение информации;
– проверка полученных знаний и умений.
Эффективность компьютеров и информационных
технологий зависит от того, как мы их используем,
от способов и форм применения этих технологий.
модели икт:
- выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
- компьютерное тестирование;
- использование электронных сборников-тренажёров;
- работа с электронными энциклопедиями;
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления, повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
- активизации восприятия учащихся, использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
- большой объём информации может быть Получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
Мультимедиа презентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей.
Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастает в глубокий интерес.
В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи
Благодаря применению ИКТ обеспечивается доступность и качественность образования, расширяются возможности индивидуализации учебного процесса, активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика, повышается уровень наглядности учебного материала.
Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос.
Презентация может содержать расчетные формулы и поэтапное построение чертежа, например, фартука, (начиная с построения базовой сетки, заканчивая построением пояса), вопросы для закрепления материала. Благодаря презентации, у учителя есть время, чтобы проследить за правильными приемами работы чертежными инструментами и проверить правильность построения чертежа, помочь если необходимо. А также закрепить изученный материал.
Презентация помогает учителю объяснить тему наиболее эффективным способом, наглядно продемонстрировать классификацию овощей, устройство швейной машины или классификацию текстильных волокон и одновременно закрепить изученный материал.
Преимущество использования ИКТ неоспоримо. Компьютерные технологии развиваются очень быстро. Нам просто необходимо идти в ногу с молодым поколением и учиться использовать компьютерные технологии и активнее применять их на своих уроках.
С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.
В процессе обучения ИКТ позволяют повысить интерес и расширить кругозор учащихся по предмету, изменить традиционное преподавание, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке.
Использование возможностей компьютерных технологий открывает доступ к справочным системам и электронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и учебно-методическими ресурсами, развивает творческие способности учащихся.
ИКТ дают: экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию в обучении; интегрированный подход в обучении, возможность в формировании коммуникативной компетенции на учащихся, т.к. ученики становится активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, привлечении разных видов деятельности, рассчитанных, на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно добывать информацию.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
– активизировать познавательную деятельность
учащихся;
– обеспечить положительную мотивацию обучения с
помощью интерактивного диалогового гипертекста;
– проводить уроки на высоком эстетическом и
эмоциональном уровне;
– обеспечить высокую степень дифференциации
обучения (почти индивидуализацию);
– повысить объем выполняемой работы на уроке в
1,5-2 раза;
– усовершенствовать контроль знаний;
– рационально организовать учебный процесс,
повысить эффективность урока;
– формировать навыки подлинно
исследовательской деятельности;
– обеспечить доступ к различным справочным
системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.
Цель: сформировать умения планировать свою практическую деятельность.
Задачи:
- научить применять знания, умения, полученные на уроках
- развивать коммуникативные способности, умение работать в группах
- прививать трудолюбие, самостоятельность, ответственность за свою работу; формировать эстетический вкус.
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
Методическое оснащение:
- Материально-техническая база: кабинет обслуживающего труда, мультимедийная установка, экран, набор посуды и столовых приборов, скатерти, салфетки, овощи свежие, овощи отварные, разделочные доски, корзины.
- Дидактическое обеспечение: презентация (Приложение 1), жетончики, карточки, инструкционные карты (Приложение 2).
Список литературы:
1. Использование программных ресурсов для создания учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
План урока:
- Организационный момент: сообщение темы и цели урока; деление на команды, правила поведения во время игры
- Обобщение и систематизация знаний
- Подведение итогов игры
- Выполнение практической работы
- Подведение итогов практической работы
- Уборка рабочих мест
Межпредметные связи: история – история чая, бутербродов, картофеля; география – название стран; литература – загадки, стихотворения, высказывания; химия – опыт с яйцами.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, садитесь. Мы закончили первый
раздел программы КУЛИНАРИЯ. (Приложение
1. Слайд 1)
На уроке мы сегодня вспомним: (содержание работы
– слайд 2)
Сегодня итоговый урок, пройдет он в форме игры
(слайд 3), которая называется «Кулинарный
поединок» и практической работы по
приготовлению винегрета и бутербродов.
I часть
Французский писатель Антуан де Сэнто Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения».
– Предлагаю разделиться на две команды «СУДАРИ» и «СУДАРУШКИ», и побороться за звание «ЛУЧШИЙ КУЛИНАР». За правильный ответ команде выдается фишка, чем больше фишек – тем ближе победа. Для разминки предлагается отгадать загадки. (Читаю загадки, дети отвечают)
(Слайд 4)
1. Она быва6ет глубока,
Она бывает мелкая,
Однако это не река,
Зовут ее… (тарелка).
2. Чистопородный, боярин дородный
Всему народу отпускает воду. (Самовар)
3. В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пупок, всего одна рука,
И та – на спине. (Чайник)
4. Бывает десертной, столовой и чайной,
Сама не ест, а людей кормит. (Ложка)
5. Он бывает с толокном, рисом, мясом и пшеном,
с вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он от туда, то его кладут на блюдо. (Пирог)
6. Носит чай, какао, воду все хозяину в угоду,
При нем живет, пока не упадет. (Чашка)
– О чем будет дальше речь, мы узнаем, если отгадаем ключевое слово в кроссворде.
КРОССВОРД (Слайд 5)
Вопросы:
1. Повар на корабле? (Кок)
2. Он бывает сложным и простым,
Открытым и закрытым. (Бутерброд)
3. Пирог с яблоками. (Шарлотка)
4. К предлогу «ПО» две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте,
А целое знаем мы точно и мягко,
И красно, и сочно. (Помидор)
5. Документ, где записывают приготовление блюд. (Меню)
6. Горячий, тонизирующий напиток. (Чай)
7. Его, обычно, кладут в чай. (Сахар)
8. Оборудование кухни. (Плита)
9. Основа для омлета. (Яйцо)
Ключевое слово – курс на уроке технологии. (КУЛИНАРИЯ)
– Рассмотрим одну из тем: «Горячие напитки». Что к ним относится? (Ответы детей). А мы будем говорить о чае.
Чай (Слайд 6)
(Рассказывает ребенок)
Чай один из древних напитков, употребляемых человеком. (Слайд 7)
Следующее задание: прочитайте типы чая и найдите лишнее (Слайд 8) (Лишнее: светлый, коричневый)
Раз прислал мне барин чая
И велел его сварить
А я отроду не знаю,
Как мне этот чай варить.Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перца
И петрушки корешок.Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
(Слайд 9)
– А вы знаете технологию заваривания чая?
Вставьте слова с схеме заваривания чая.
(Ребята добавляют пропущенные слова)
– Да, часто к чаю подают бутерброд. (Слайд 10)
– А кто скажет, что такое бутерброд?
(Рассказывает ученик) (Слайд 11)
«Бутерброд» – немецкое Butterbrot – «хлеб с маслом»
– ломтик хлеба или булки с маслом, сыром,
колбасой и т. д.
Основа бутербродов – хлеб – наш добрый и
постоянный друг, даже когда зачерствеет. Ведь
недаром говорят: «Хлеб наш насущный, хоть
чёрствый, а вкусный».
Из хлеба можно приготовить различные бутерброды,
гренки и другие вкусные изделия.
Ни один стол не обходится без закусочных
бутербродов. Для них используют всевозможные
продукты: копчёную рыбу, сельдь, мясо, сыр, брынзу,
плавленые сырки, варёное яйцо, колбасу, различные
паштеты, пасты, масло, свежие и варёные овощи,
зелень.
– Давайте вспомним классификацию бутербродов. Какие бутерброды бывают. по способу приготовления,
(Слайд 12) – Посмотрите внимательно, какое слово здесь лишнее? (Ответы детей)
(Слайд 13) – картинки бутербродов
Следующее задание кроется в кроссворде «Поговорим об овощах» (Слайд 14)
1. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла
Крупна, кругла, сладка на вкус
Скажите, как же я зовусь? (Свекла)
2. Сидит девица в темнице
А коса на улице.
А у снеговика – морковка.
3. Он лечит от семи недуг,
Хоть плакать заставляет
Всех вокруг. (Лук)
4. Этот овощ называют огородной барыней. Путешественник Кук писал, что заквашенный этот овощ изгоняет болезнь из тела и спасает жизнь моряка. (Капуста)
5. А этот овощ завес в Россию Петр I.
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
Ну, рассыпчата, вкусна. (Картошка)
– Вы догадались, какое ключевое слово кроется в
кроссворде? (Салат)
– Назовите разновидности салата, в состав
которых входит свекла. (Ответы детей)
(Слайд 15)
– Мы «готовим» сегодня винегрет. Из каждой команды необходимо отправить на рынок по одному представителю, чтобы закупить овощи для винегрета. (Раздать атрибуты)
Пока представители команд делают закупки, остальные вспомнят последовательность приготовления винегрета из вареных овощей.
(Слайд 16 – пронумеруйте порядок)
Проверка купленных овощей. Все ли эти овощи
входят в состав винегрета? (ответы)
Выберем способ нарезки овощей для винегрета
(Слайды 17-19)
Рецепт приготовления винегрета. (Слайд 20)
– С этим заданием мы справились. А вот этот диетический продукт может быть как отдельным блюдом или являться составляющей частью
(Слайд 21) ЯЙЦО
– Что можно приготовить из яиц?
(Слайд 22)
– Сколько времени нужно затратить, чтобы сварить яйцо всмятку, вкрутую, мешочек?
– Перед приготовлением необходимо определить свежесть яиц. Как это можно сделать? (С помощью соленой воды – слайд 23, а в промышленности с помощью прибора ОВОСКОП.)
– Все блюда готовы, и мы приступаем к
следующему заданию.
– Как называется подготовка, и оформление стола
к приему пищи?
– Она создает не только приятную обстановку, но и
порядок на столе, вызывает приятные чувства,
повышает аппетит. (Сервировка) (Слайд 24)
– Что такое сервировка? (Слайд 25)
– Установленный порядок поведения, где либо,
гостеприимство, вежливость, аккуратность
является частью его требования. О чем идет речь? (Этикет)
(Cлайд 26)
Вставьте слова в следующее задание. (Cлайд 27)
Из каждой команды приглашаются по два человека. Им предлагается накрыть стол согласно меню. (Cлайд 28, карточки)
А пока официанты сервируют стол, вы должны
сложить салфетки для сервировки стола.
Столы накрыты, просим представителей выбрать
лучшую салфетку для своего стола. (Проверка
сервировки)
– Подошел к концу наш урок-игра, мы вспомнили
разделы кулинарии, процессы приготовления
некоторых блюд и правила сервировки стола.
Подведем итог: подсчитайте количество
заработанных фишек, награждаем лучших кулинаров
команду …
II урок – практическая работа
– повторение техники безопасной работы;
– приготовление винегрета и бутербродов,
согласно инструкционным картам;
– сервировка стола;
– оценка практической работы.