Цель игры: мотивировать учащихся на развитие интереса к изучению данного предмета, наглядно продемонстрировать знания о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
- закрепить знания о строении организма человека;
- научить оказывать первую помощь при травмах и некоторых широко распространённых заболеваниях;
- умение использовать санитарно-гигиенические знания на практике на благо общества и каждого человека;
- научить ориентироваться в понятиях, муляжах, цифрах и фактах;
- развивать коллективные и индивидуальные достижения через игру;
- умение находить единственно правильное решение в экстренной ситуации;
- развивать чувство сострадания к человеку, нуждающемуся в помощи, желание прийти ему на помощь.
ХОД УРОКА
Учитель: Каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой наше тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает, а что выходит из равновесия. Подобные «пробелы в образовании» обходятся очень дорого, создавая множество проблем, как перед самим собой, так и перед другими людьми. В знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил – все обращать к выгоде больных, «воздерживаясь – от причинения всякого вреда и несправедливости». Вот под таким девизом мы и начнем нашу игру, не навреди больному.
Так как у нас игра-соревнование, она должна оцениваться, разрешите представить Вам жюри нашей игры:
1) … (учитель математики)
2) … (учитель физкультуры)
3) учащийся 8 «А» класса –
4) учащийся 8 «Б» класса –
5) учащийся 8 «В» класса –
В игре принимают участие команды 3-х классов, возглавляет каждую из них капитаны.
I тур. «Знакомство с командами»
Представление команд. Названия команд: «Сердце», «Мышцы», «Скелет». Приветствие, форма, эмблема (мах – 5 баллов).
II тур. «Разминка» блиц вопросы командам по карточкам
Начинают команды с представления теоретических знаний: на листочках-карточках напишите названия биологических понятий. Команда, получившая максимальное количество баллов, первой начинает следующий тур (мах – 10 баллов)
№ | Вопросы для команд |
Ответ |
1. | Красные клетки крови | эритроциты |
2. | Жидкая ткань | кровь |
3. | Потеря работоспособности мышц | утомление |
4. | Способность организма находить чужеродные тела и избавляться от них | иммунитет |
5. | Нервная клетка | нейрон |
6. | Световой увеличительный прибор | микроскоп |
7. | «Дом» для головного мозга | череп |
8. | За счет чего кости растут в длину и ширину | надкостница |
9. | Сколько пар рёбер у человека | 12 |
10. | Смещение костей в суставе | вывих |
III тур. «Теоретический»
Командам предлагаются виды костей, необходимо дать им характеристику, рассмотрев их (мах – 6 баллов).
– кость лопатки, фаланг пальцев, бедренная
кость – 1 бригаде;
– кость ребра, плечевая кость, кость черепа – 2
бригаде;
– кости позвонка, ключицы, берцовая кость – 3
бригада.
Выполнив теоретическое задание, команды переходят, к практическому туру оказывая первую помощь при повреждении скелета. От ваших правильных и слаженных действий зависит здоровье человека.
IV тур.
А) « Практический тур»
Командам предлагаются пострадавшие (из числа болельщиков), у которых в руках карточки, где указан вид повреждения, (мах – 3 балла). Одному представителю от команды необходимо оказать первую помощь пострадавшему.
- Перелом лучевой кости левой руки.
- Растяжение в области запястья.
- Повреждение рёбер.
Б) «Правильные суждения»
Оставшимся членам команды необходимо выбрать правильные утверждения из 12 предложений и получить дополнительные баллы, в количестве – (трех):
1. У взрослого человека в костях преобладают
минеральные соли.
2. У детей количество костей около 200, а у взрослых
чуть более 300.
3. В позвоночнике соединение костей подвижное –
суставы.
4. Самые крупные кости в скелете человека –
берцовые.
5. Дети более подвержены переломам костей, чес
взрослые.
6. Рост кости в длину происходит за счет
надкостницы.
7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми
костями.
8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
9. Желтый костный мозг – место образования клеток
крови.
10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
11. Изгибы позвоночника в сторону называются
лордозом.
12. При открытом переломе в первую очередь надо
остановить кровотечение.
Правильный ответ – это: 1, 7, 12
Пока жюри подводит итоги конкурсов, мы играем с болельщиками.
V тур. Пока команды работают, мы играем с болельщиками, зарабатывая своей команде баллы в виде жетонов:
Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.
Кто ответ к загадке знает – быстро руку
поднимает.
Кто с анатомией знаком, тому задки нипочем.
Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.
Пять жетонов соберешь – приз с собою заберешь.
1) Вмиг связаться с кислородом 2) Этот орган кровь толкает,
Может только он один Орган главный, каждый знает,
Он живет в эритроцитах, А внутри есть клапан – «дверца»,
Как зовут? (Гемоглобин) Что за орган? Это – … (сердце).3) К вкусной пище он привык. 4) Вмиг микробы все убиты!
Орган вкуса – наш ... (язык). Подключились ... (лимфоциты).5) Кислород доставит всюду 6) Пища в организме расщепляется,
(Это, братцы не проблема). В вещества простые превращается,
Как зовется это чудо? … Пищи происходит усвоение,
(Кровеносная система) И тому виной ... (пищеварение).7) Его из легких удаляем, 8) И совсем наоборот
Выдыхаем каждый раз, Поглощаем … (кислород).
Организму он не нужен, 9) Повторяем вновь и вновь:
Это ... (углекислый газ). Кислород разносит ... (кровь).10) Все мы дышим легкими, 11) Организму он – опора,
Но ей немножко тоже, Но его страшнее нет,
Наш теплорегулятор. Он в «ужастиках» встречается,
О чем здесь речь? О … (коже). Называется … (скелет).12) Стоп, микробы! Хода нет! 13) Пища попадает в рот.
У меня … (иммунитет). Глотка, дальше … (пищевод).14) Пора и нам, ребята, 15) Если твердая походка
Над i расставить точки. И в тетради пишешь четко.
В системе выделения Это кто нам так помог?
Важнейший орган … (почки). За работой ... (мозжечок).
VI тур. «Конкурс для болельщиков: «Пантомима» (мах – 2 балла)
Командам предлагается карточка, в которой указано одно заболевание и один вид спорта, болельщики должны по жестам определить, о чём идёт речь.
- Плоскостопие, художественная гимнастика.
- Ангина, футбол.
- Туберкулез, биатлон.
VII тур. «Конкурс «Здравствуйте! Доктора вызывали?» (мах – 5 баллов)
Командам предлагаются пострадавшие, у которых в руках карточки с указанием симптомов заболевания. Команды должны поставить диагноз и дать рекомендации.
1) На коже видны расчесы и парные высыпания (2 маленькие красные точки). Они располагаются чаще на локтевых сгибах, между пальцами рук, животе, ягодицах, внутренней стороне бедра. Сильный зуд. Особенно обостряется он в вечернее, ночное время.
Ответ: ЧЕСОТКА. Карантин, серная мазь. Обработка личных вещей: постель, нательное бельё, игрушки, тетради и т.д.
2) У больного температура повышается до 38,5-39,5°С; обильное потоотделение; слабость; светобоязнь; суставные и мышечные боли; головная боль; покраснение мягкого неба и задней стенки глотки; болезненный кашель; боли за грудиной; насморк.
Ответ: ГРИПП. Постельный режим. Обильное питьё. Жаропонижающее средство (парацетамол). Антибиотик – флемаксин. Полоскание горла (сода). Капли для носа (нафтизин) и т.п.
3) Боль в животе, тошнота, рвота, расстройство кишечника, общая слабость. Иногда повышается температура.
Ответ: ПИЩЕВОЕ ОТРАВЛЕНИЕ. Промыть желудок, для этого понадобиться пищевая сода и вода, вызвать рвоту, повторить несколько раз, до полного удаления пищи из желудка.
VIII тур. «Конкурс «Магическое число» (мах – 5 баллов)
Отгадай, что обозначают предложенные числа. По ним определи название темы.
1) Тема: Скелет
200 – костей скелета
12 – грудных позвонков
33 или 34 – позвоночник состоит
7 + 12 + 7 + (5) + (4 или 5) – шейных, грудных,
поясничные, крестцовые, копчиковые позвонки
2) Тема: Кровь
5 млн. – эритроцитов
4-9 тыс. – лейкоцитов
180-320 тыс. – тромбоцитов
90-92 % – вода в плазме крови
3) Тема: Мышцы
400-680 – всего мышц
7 – формы мышц
4 – свойства мышц
2 – функционально делятся (произвольные и
непроизвольные).
Пока работает и подсчитывает жюри, детям предлагается просмотр презентаций: «Выдающиеся учёные биологи, врачи»
Подведение итогов мероприятия. Награждение
1место _____________________
2 место _____________________
3 место _____________________