Формирование орфографических навыков и развитие речи на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли через этап совмещения двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы.

При таком совмещении орфографическое действие становится способом выполнения другого действия. В результате вырабатывается прочный орфографический навык.

Что значит развивать речь учащихся?

Развивать речь учащихся – это значит работать над произношением, значением морфем, слов фразеологизмов, над морфологической формой слов, над словосочетаниями, предложениями контекстной речью. Действующая программа по русскому языку предусматривает работу по развитию речи в трех направлениях:

  1. овладение нормами русского литературного языка (произношения, словообразования, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии сих лексическим значением и стилевой принадлежностью);
  2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  3. формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.

Эти направления в работе по развитию речи и необходимо учитывать при осуществлении связи между обучением орфографии и развитием речи. Следовательно, дидактический материал подбирается, исходя из задач обучения орфографии с учетом свойств русского правописания и закономерностей его усвоения и исходя из задач формирования навыков связной речи.

Когда говорится о работе над произношением, то, прежде всего, имеется в виду предупреждение и преодоление ошибок в постановке ударения в словах. Так, при изучении правописания безударных суффиксов -а , -о в наречиях учитель обращает внимание учащихся на правильную постановку ударения в таких, например, словах: досуха, досыта, дочиста, наглухо, накрепко, наскоро, надолго, задолго и т. д.

Работа над значением морфем проводится с тем, чтобы учащиеся глубже осознали сущность того или иного орфографического правила и способ его применения. Например, при изучении правил правописания приставок пре- и при- рассматриваются слова с приставкой пре-, близкой по значению к приставке пере-: претерпеть (вытерпеть, перенести) , прервать(прекратить), преобразовать(совершенно переделать, изменить к лучшему),превозмочь (пересилить). Учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что глаголы с приставкой пре (прервать-перервать, преградить- перегородить), чаще всего они заменяется близкими по смыслу глаголами с приставкой пере- (претерпеть-перенести, прекратить-перестать, преобразовать-переделать, превозмочь-пересилить).

При изучении правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, в поле зрения учащихся должны попасть слова типа запевать-запивать, выжать-выжить, развеваться-развиваться. Применять соответствующее правило к данным словам учащиеся смогут в том случае, если вдумаются в значение корня.

При изучении правописания н-нн в суффиксах прилагательных необходимо обратить внимание школьников на то, что в некоторых прилагательных суффикс -енн- имеет значение «сделанный, приготовленный, состоящий из чего-нибудь»: тыквенный, соломенный, лиственный, клюквенный. Правописание этих прилагательных сопоставляется с написанием прилагательных с суффиксами –ан-, -ян-, которые также имеют указанное выше значение.

Как видим, работа над значением морфем важна как для усвоения орфографии, так и для развития речи учащихся.

При изучении орфографии систематически проводится работа над значением слов и фразеологизмов, что способствует формированию орфографических навыков и обогащению словаря учащихся. например: тушь-туш, очевидец, великодушие, низвергаться, ниспадать, объект, субъект, фамильярный, фельетон, компаньон, медальон, костный- косный, недостает- не достает, не покладая рук и т. д.

Работая над словом, учитель обращает внимание учащихся на морфологическую форму слов, если это важно для усвоения соответствующего орфографического явления и для предупреждения и преодоления речевых ошибок.

При изучении правописания безударных гласных е и и в падежных окончаниях имен существительных надо иметь в виду, что учащиеся часто неверно определяют склонение таких ,например, существительных: простыня, пустыня. яблоня, постель.

Это объясняется тем, что школьники неправильно употребляют эти слова в своей речи (простынь, пустынь, яблонь, постеля). Это неправильное употребление ведет к орфографическим ошибкам: в пустыне, на постеле.

Работа над словосочетанием при изучении орфографии имеет свою специфику: учащиеся по зависимому слову устанавливают основное слово, например при изучении правил правописания безударных гласных в падежных окончаниях существительных, прилагательных, причастий, тся-ться в глаголах, в этом трудность для учащихся, которая преодолевается только тренировочными упражнениями.

Учитель систематически обращает внимание школьников на лексическую и грамматическую сочетаемость слов, рассматриваемых с орфографической точки зрения. например при изучении безударных чередующихся гласных о-а в корне кос-кас: коснуться клавиш, коснуться плечом. коснуться нечаянно, ; касается этого вопроса, касается тебя; причинить боль касанием; прикосновение маленькой руки, больно прикоснуться, тесное прикосновение.

Работа над предложением особенно уместна при изучении правописания окончаний, а также частиц и союзов, например, союзов тоже, также, чтобы. Учащиеся составляют собственные примеры, заменяют или вставляют отдельные слова в предложения, перестраивают различные синтаксические конструкции.

Как уже говорилось, работа над связной речью ведется, исходя из того, какие задачи ставятся по развитию связной речи. Работа по орфографии осуществляется попутно.

Прежде чем писать с учащимися то или иное изложение или сочинение, надо подумать, с какой конкретно целью проводится эта работа, что она даст в отношении развития навыков связной речи.

В ходе подготовки учащихся к изложениям сочинениям предупреждаются орфографические ошибки. Если, например, учитель решил написать с учащимися изложение отрывка из рассказа И.С.Тургенева «Муму», то на уроках русского языка рассматривается материал, связанный с орфографией. В различные упражнения в течение 10 дней включаются слова с непроверяемыми орфограммами: Герасим, кафтан. озорничать, возразить, который; слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением: толпа, стоять, глядеть. казаться, посмотреть, усмехнуться, слова с разделительными ъ : объяснить, объявить; существительные с безударными окончаниями е-и: на пороге, у подножия, в рубашке, у шеи; наречия: сверху, слегка, вперед, неподвижно, непременно. Как видим, при подготовке к указанному выше изложению отрывка из рассказа И.С.Тургенева «Муму» в поле зрения учащихся будет обширный орфографический материал.

В процессе написания этого обучающего изложения, применяя рассмотренные выше и другие орфографические правила, учащиеся в случае затруднения наводят справки в орфографическом словаре. Кроме того, им разрешается обращаться за соответствующими разъяснениями и к учителю. Это помогает школьникам тренироваться в верном применении изученных и повторенных орфографических правил.

Что касается сочинений, то орфографическая подготовка к ним ведется при языковом анализе образцов и при языковом анализе отрывков из критических статей и литературных произведений, если эти отрывки могут быть использованы в качестве цитат или при вольном изложении их содержания авторами сочинения. На учет берутся наиболее характерные для данной конкретной темы слова, которые и рассматриваются с орфографической точки зрения.

После проверки изложения или сочинения проводится работа над орфографическими ошибками. Для коллективной работы в классе отбираются 1=2 типичные ошибки. Над остальными ребята работают самостоятельно. Суть этой работы сводится к следующему: учащиеся записывают слово верно, указывают страницы и параграф учебника, в котором сформулировано следующее правило, повторяют это правило, письменно объясняют верное написание слова, в котором была допущена ошибка. и из упражнений. относящихся к данному параграфу, выписывают 5-6 аналогичных примеров:

глядеть – глядя, с. 8 & 2; росой – росы, в лесу – лес, весело – веселый, распевала – петь, бежала – бег.

Коллективная работа в классе над орфографическими ошибками проводится не только на уроке, посвященном исправлению всех допущенных ошибок в изложении или сочинении, но и на других уроках русского языка ( вплоть до следующей письменной работы – изложения или сочинения).

В этот момент как раз и осуществляется дифференцированный подход к обучению учащихся: они под руководством учителя работают над тем, что ими плохо усвоено.

Таким образом, готовя учащихся к очередному изложению или сочинению, учитель, с одной стороны, систематически ведет работу над орфографическими ошибками, допущенными в последнем изложении или сочинении, с другой – систематически ведет работу по предупреждению орфографических ошибок в очередной письменной работе.

Опыт показывает, что такое целеустремленное, хотя и попутное повторение орфографии, дает хорошие результаты.