Цель курса
- повторить способы задания точек на координатной плоскости;
- развить умения, связанные с работой на координатной плоскости;
- расширить знания о некоторых функциональных зависимостях;
- научить отличать зависимости друг от друга по легко устанавливаемым признакам; показать, как график одной зависимости может быть построен при помощи геометрических преобразований уже построенного графика другой зависимости;
- познакомить и научить применять такие геометрические преобразования графиков как параллельный перенос, симметрия и растяжение (сжатие);
- применять полученные знания при построении графиков;
- развивать навыки работы в парах, малых группах;
- воспитывать взаимное уважение.
Задачи курса
- продемонстрировать сущность научного подхода, специфику математики;
- показать роль математики в прикладных исследованиях;
- научить приемам исследования и решения математически формализованных задач; организовать поисково-исследовательскую деятельность;
- помочь в формировании навыков самостоятельной работы;
- развивать навыки работы в парах, малых группах;
- оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- воспитывать взаимное уважение
Содержание курса рассчитано на 18 часов. Количество обучающихся должно быть четным, так как предусмотрена работа в парах.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Время, часов |
|
I |
1 |
Координатная плоскость и точки на ней (прямые, полуплоскости, полосы, прямоугольники). |
2 |
2 |
Графики зависимостей: |
2 |
|
3 |
Построение и чтение графиков кусочно-заданных зависимостей (игровые задания). |
2 |
|
4 |
Индивидуальные задания-проекты и их защита. |
2 |
|
II |
5 |
Параллельный перенос графика: |
2 |
6 |
Симметрия: |
2 |
|
7 |
Растяжение (сжатие): |
2 |
|
8 |
Индивидуальные задания-проекты (получение заданий, работа над ними и консультация). |
2 |
|
III |
9 |
Защита и обсуждение индивидуального задания-проекта. |
2 |
|
|
Всего |
18 |
Методические рекомендации
По окончании данного курса обучающиеся должны уметь:
- читать и выполнять построения кусочно-заданных зависимостей с использованием графиков зависимостей:
- определять признаки преобразований графиков по заданному уравнению зависимости (параллельный перенос, симметрия, растяжение (сжатие);
- выполнять простейшие преобразования по легко устанавливаемым признакам.
При изучении данного курса предусматривается выполнение:
- игровых заданий, связанных с построением и чтением несложных картинок на координатной плоскости (задания составляют обучающиеся при работе друг с другом в парах с использованием цветных карандашей или фломастеров);
- парных и индивидуальных заданий на преобразование графиков и их защита.
Демонстрация результатов предполагается в виде выставки работ обучающихся. (Если данный курс интегрировать в элективный курс по «Информатике и ИКТ», то результаты можно представить в другом виде).
Возможно деление предложенного курса на два самостоятельных. В этом случае, набор обучающихся на второй курс возможен при условии прохождений первого.
Литература
- Гельфанд М.Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике. М.: «Просвещение». 1965г.
- Ашкинузе В.Г. Изучение функций и их графиков в курсе алгебры. Сборник «Политехническое обучение в преподавании математики». Изд.АПН
- Дорофеев Г.В. и другие Пособие по математике. М.: «Наука».1972 г.
- Богатырев Г.И., Боковнев О.А. М.: «Наука». 1988г.
- Дорофеев Г.В. и другие. Математика. 2006г.
- Кадилова С.М. и другие Математика. Методическое пособие. 7,8. М.: «Дрофа». 2002 г.