Цели: уточнить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях в зимних условиях; развивать связную речь, расширять объём зрительного и слухового внимания, памяти; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, экологическую культуру, вовлекать в практическую деятельность по охране птиц зимой.
Ход мероприятия
1 ученик.
Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку –
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
2 ученик.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
3 ученик.
Поможем!
Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Ведущий. Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные « цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию. Викторина « Узнай птицу» (По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа, верно, её иллюстрация помещается на доске.)
- Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клёст)
- Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто- зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синица)
- Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем. Короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей)
- У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато- серая. А брюшко – красное. Клюв короткий, толстый , конической формы, чёрного цвета. (Снегирь)
- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона)
- У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)
Ведущий. Сегодня, как вы догадались, мы будем говорить о птицах зимующих.
Конкурс «Отгадай кроссворд»
По горизонтали:
4. Ктот там прыгает, шуршит.
Клювом потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом.6. Мёрзнут птицы, зябнут звери.
Я в морозы не тужу.
Потому что из перьев
Чудо – валенки – ношу.7. Я с февральским жгучим ветром
Облететь свой край спешу.
Семь жилетов разноцветных
На себе всегда ношу.8. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут!
По вертикали:
1. Пух и перья жиром смазав,
В прорубь запросто нырну,
И ловлю личинок разных,
Шустро бегая по дну.2. Он в своей лесной палате,
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче.3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.5.Чтоб здоровье было лучше,
Пух, роняя в сосняке,
Кувыркаюсь я на сучьях,
Как гимнаст на турнике.
Ответы.
- По горизонтали: 4. Клёст.6.рябчик.7.Щегол. 8.Снегирь.
- По вертикали: 1. Оляпка. 2. Дятел.3.Синица, 5. Тетерев.
Конкурс «Кто здесь лишний»
Угадайте, названия, каких птиц зашифрованы, какая птица не является зимующей.
К Л Т
В Р Н
Д Т Л
С В Ц
С Г Р
Ведущий. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете почему?
Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Очень нелегко найти корм птицам. Ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют его добывание. Зимой много птиц погибает от голода, Человек должен помочь им.
4 ученик.
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой.
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
5 ученик.
Поделитесь с птицами едой.
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
6 ученик.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить – то интересней,
До ста лет всё будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой.
Ведущий. Многие ребята с родителями смастерили замечательные кормушки для птиц. Важна даже самая простая по устройству. Давайте их рассмотрим, какая из кормушек наиболее удобная для птиц? (Авторы показывают свои кормушки)
А где надо развешивать кормушки?
Конкурс «Наша столовая»
Прочитайте стихотворение З. Александровой « Наша столовая» и найдите в клетках кроссворда названия птиц, которые прилетели. Из оставшихся букв составьте ключевое слово: название маленькой весёлой птички.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье. Воскресенье
Прилетел к нам гость весенний –
Путешественник – скворец…
Вот и песенке конец.
с |
в |
о |
с |
к |
ц |
Г |
и |
ф |
р |
о |
в |
е |
о |
н |
и |
ц |
б |
о |
р |
л |
с |
н |
ы |
ь |
и |
ж |
у |
в |
е |
г |
и |
р |
и |
б |
о |
и |
ы |
с |
о |
к |
ь |
р |
о |
н |
о |
р |
и |
ч |
7 ученик.
Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.
И каждый день по сто друзей в окно моё стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –
Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.
Ведущий. Строчки из стихотворения приказывают нас покормить птиц зимой, а какой корм предпочитают разные виды птиц?
Конкурс «Определи корм»
- С завязанными глазами ученики должны определить корм.
- Необходимо разложить корм, соответствующий птицам.
Синица Воробей Снегирь Дятел Ворона Голуби Клесты |
|
8 ученик. Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Семена подсолнечника едят почти все птицы и. в первую очередь, синицы. Овёс едят воробьи, если нет ничего лучше. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. ягоды рябины и калины –любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, дятлов.
Ведущий. Сегодня мы рассказали вам о жизни зимующих птиц, показали какие можно изготовить кормушки. И, заканчивая, наше мероприятие, призываем вас:
Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Литература.
- Сушинскас Л. Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы - Ростов н/д: феникс, 2008
- Кухтина А. Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника: Агора, 2005.
- Сборник загадок: пособие для учителей/ сост. М. Т. Карпенко.- М. 1998.