Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: обобщить тему «Песенность и танцевальность в вокальных и инструментальных произведениях» через приобщение к музыкальному искусству, экологической культуре и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребёнка. Совершенствовать употребление французской лексики по теме «Лес. Осень» через предоставление учащимся дополнительной возможности использовать французский язык как средство общения.
Задачи:
1. В области личных результатов:
- формирование музыкальной культуры учащихся через создание художественных образов;
- развитие социально-значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;
- автоматизирование употребления лексических единиц по теме «Лес. Осень»
2. В области метапредметных результатов:
- совершенствование детской эмоциональной сферы;
- формирование индивидуальной художественной культуры;
- умение отвечать на вопросы учителя, выражать своё мнение;
- развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную и групповую работу.
3. В области предметных результатов:
- приобретение детьми системы опорных знаний музыкальной и коммуникативной деятельности;
- воспитание уважения, доброжелательности и интереса друг к другу.
4. В области формирования универсальных умений:
- воспитание экологической культуры учащихся;
- воспитание бережного отношения к лесному богатству родного края.
Педагогические технологии:
- Элементы игровой технологии
- Элементы информационной технологии
- Элементы проектной технологии
Оборудование: аудио - П.И.Чайковский «Осенняя песня», французская песня «Petit Escargot», детские музыкальные интсрументы, наглядные пособия (овощи и фрукты), таблицы, детали из цветной бумаги для создания аппликаций на тему «Лес. Осень».
Организация урока: вход под «Неаполитанскую песенку» П.И.Чайковского; приветствие на русском и французском языках; постановка целей и задач.
Ход урока
1. Работа по теме урока.
В старину осень на Руси встречали трижды :
- Семёнов день – 14 сентября;
- Рождество Богородицы – 21 сентября»
- День Феодоры – 24 сентября.
В осени выделяют Бабье лето – с 28 августа по 21 сентября.
Давайте послушаем, как поэты в своих стихах рассказывают об этом времени года ( дети читают стихи о природе):
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера. (Тютчев)Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё сердце просит
Света и тепла. (Плещеев)
Могут ли звуки рассказать о красоте осеннего леса, нарисовать картину засыпающей природы? Русский композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил русскую природу и сочинил о ней цикл «Времена года», в котором при помощи средств музыкальной выразительности ярко изобразил разные состояния природы. Сейчас мы послушаем пьесу из этого цикла под названием «Осенняя песня».
Слушание музыки.
-Дети, что вы себе представили? (осенний лес, опадающие листья).
-Какой музыкальный жанр напоминает эта музыка? (песню).
-Какой характер этой музыки? (лирический, печальный).
-Какая эта музыка по виду исполнения? (инструментальная).
Дети выбирают карточки с характеристикой звучания данного музыкального примера.
- А сейчас мы при помощи заготовок сделаем аппликацию и создадим картину осеннего леса своими руками.
Дети создают картинку из заготовок из цветной бумаги.
Вопросы по получившейся картинке на французском языке :
- Quelle saison est-ce? (Какое время года?)
- Quel temps fait-il? (Какая погода?)
- Est-ce la foret est belle en automne? (Красив ли лес осенью?)
- Comment sont les arbres en automne?(Какие деревья осенью?)
- Comment est la nature en automne? (Какая природа осенью?)
Исполнение песни «Petit Escargot».
- К какому музыкальному жанру можно отнести эту песню? (к танцу).
- Какой характер этой песни?( радостный, задорный).
- Эта музыка вокальная или инструментальная? (и та, и другая).
- Почему? (потому что пели и звучали инструменты).
В класс входит Осень – сказочный персонаж с корзиной фруктов и овощей.
Дети с удивлением рассматривают Осень, её костюм из листьев и веточек, заглядывают в корзинку.
- Дети, а что же Осень принесла нам? Что нам дарит осенняя природа?
Исполнение песни «Что у осени в корзине».
Осень угощает детей своими дарами – овощами и фруктами, рябиновыми веточками с ягодами. Дети играют в игру «Овощи и фрукты», разговаривая на французском языке.
2.Физкультминутка. (Гуляем по осеннему лесу под музыку)
3.Групповая исследовательская работа. Создание проектов и их защита.
1 группа: «Садоводы» раскладывают в корзины овощи и фрукты отдельно и подбирают к ним французские слова. Особое внимание учитель заостряет на пользе овощей и фруктов и необходимости бережного отношения к природным богатствам.
2 группа :«Весёлые нотки» подбирают средства музыкальной выразительности, которые изображают красоту осеннего леса, раскрывают глубину чувств и эмоций при любовании красотами родного края.
3 группа: «Композиторы» сочиняют песенку и ритмический аккомпанемент о важности экологической культуры на тему «Я и Лес».
4. Карта самооценки. Дети оценивают свою работу на уроке.
5. Подведение итогов урока. Заключительная беседа о необходимости беречь природу родного края, соблюдать правила поведения в лесу, необходимости бережного отношения к лесным ресурсам Урала.
6. Выход из класса под музыку П.И.Чайковского.