Интегрированный урок "музыка + французский язык" по теме "Волшебство осеннего леса"

Разделы: Иностранные языки, Музыка


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщить тему «Песенность и танцевальность в вокальных и инструментальных произведениях» через приобщение к музыкальному искусству, экологической культуре и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребёнка. Совершенствовать употребление французской лексики по теме «Лес. Осень» через предоставление учащимся дополнительной возможности использовать французский язык как средство общения.

Задачи:

1. В области личных результатов:

  • формирование музыкальной культуры учащихся через создание художественных образов;
  • развитие социально-значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;
  • автоматизирование употребления лексических единиц по теме «Лес. Осень»

2. В области метапредметных результатов:

  • совершенствование детской эмоциональной сферы;
  • формирование индивидуальной художественной культуры;
  • умение отвечать на вопросы учителя, выражать своё мнение;
  • развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную и групповую работу.

3. В области предметных результатов:

  • приобретение детьми системы опорных знаний музыкальной и коммуникативной деятельности;
  • воспитание уважения, доброжелательности и интереса друг к другу.

4. В области формирования универсальных умений:

  • воспитание экологической культуры учащихся;
  • воспитание бережного отношения к лесному богатству родного края.

Педагогические технологии:

  • Элементы игровой технологии
  • Элементы информационной технологии
  • Элементы проектной технологии

Оборудование: аудио - П.И.Чайковский «Осенняя песня», французская песня «Petit Escargot», детские музыкальные интсрументы, наглядные пособия (овощи и фрукты), таблицы, детали из цветной бумаги для создания аппликаций на тему «Лес. Осень».

Организация урока: вход под «Неаполитанскую песенку» П.И.Чайковского; приветствие на русском и французском языках; постановка целей и задач.

Ход урока

1. Работа по теме урока.

В старину осень на Руси встречали трижды :

  • Семёнов день – 14 сентября;
  • Рождество Богородицы – 21 сентября»
  • День Феодоры – 24 сентября.

В осени выделяют Бабье лето – с 28 августа по 21 сентября.

Давайте послушаем, как поэты в своих стихах рассказывают об этом времени года ( дети читают стихи о природе):

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера. (Тютчев)

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё сердце просит
Света и тепла.  (Плещеев)

Могут ли звуки рассказать о красоте осеннего леса, нарисовать картину засыпающей природы? Русский композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил русскую природу и сочинил о ней цикл «Времена года», в котором при помощи средств музыкальной выразительности ярко изобразил разные состояния природы. Сейчас мы послушаем пьесу из этого цикла под названием «Осенняя песня».

Слушание музыки.

-Дети, что вы себе представили? (осенний лес, опадающие листья).

-Какой музыкальный жанр напоминает эта музыка? (песню).

-Какой характер этой музыки? (лирический, печальный).

-Какая эта музыка по виду исполнения? (инструментальная).

Дети выбирают карточки с характеристикой звучания данного музыкального примера.

- А сейчас мы при помощи заготовок сделаем аппликацию и создадим картину осеннего леса своими руками.

Дети создают картинку из заготовок из цветной бумаги.

Вопросы по получившейся картинке на французском языке :

  • Quelle saison est-ce? (Какое время года?)
  • Quel temps fait-il? (Какая погода?)
  • Est-ce la foret est belle en automne? (Красив ли лес осенью?)
  • Comment sont les arbres en automne?(Какие деревья осенью?)
  • Comment est la nature en automne? (Какая природа осенью?)

Исполнение песни «Petit Escargot».

  • К какому музыкальному жанру можно отнести эту песню? (к танцу).
  • Какой характер этой песни?( радостный, задорный).
  • Эта музыка вокальная или инструментальная? (и та, и другая).
  • Почему? (потому что пели и звучали инструменты).

В класс входит Осень – сказочный персонаж с корзиной фруктов и овощей.

Дети с удивлением рассматривают Осень, её костюм из листьев и веточек, заглядывают в корзинку.

- Дети, а что же Осень принесла нам? Что нам дарит осенняя природа?

Исполнение песни «Что у осени в корзине».

Осень угощает детей своими дарами – овощами и фруктами, рябиновыми веточками с ягодами. Дети играют в игру «Овощи и фрукты», разговаривая на французском языке.

2.Физкультминутка. (Гуляем по осеннему лесу под музыку)

3.Групповая исследовательская работа. Создание проектов и их защита.

1 группа: «Садоводы» раскладывают в корзины овощи и фрукты отдельно и подбирают к ним французские слова. Особое внимание учитель заостряет на пользе овощей и фруктов и необходимости бережного отношения к природным богатствам.

2 группа :«Весёлые нотки» подбирают средства музыкальной выразительности, которые изображают красоту осеннего леса, раскрывают глубину чувств и эмоций при любовании красотами родного края.

3 группа: «Композиторы» сочиняют песенку и ритмический аккомпанемент о важности экологической культуры на тему «Я и Лес».

4. Карта самооценки. Дети оценивают свою работу на уроке.

5. Подведение итогов урока. Заключительная беседа о необходимости беречь природу родного края, соблюдать правила поведения в лесу, необходимости бережного отношения к лесным ресурсам Урала.

6. Выход из класса под музыку П.И.Чайковского.