Цель урока:
- Познакомить с ударно-клавишным инструментом – челестой.
- Закрепить представление о пройденных инструментах.
Ход урока
Музыкальное приветствие:(Слайд 2, приложение) (Музыка и слова Гордиенко И.И.)
Вот опять звонок весёлый
Громко прозвенел для нас.
Мы счастливые шагаем
В музыкальный светлый класс.«Здравствуй, музыка родная», -
Дружно скажем мы сейчас, -
И учитель наш любимый,
Как мы рады видеть вас!Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Учитель – ОРГАН: (Слайд 3, приложение) Сегодня мы собрались с вами на главной площади нашего ГОРОДА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ для того, чтобы познакомиться с гостьей нашего города – молодой представительницей рода ударно-клавишных инструментов очаровательной, нежной, с высоким небесно-серебристым голосом, француженкой ЧЕЛЕСТОЙ.
Для лучшего знакомства я прошу каждый инструмент представиться, рассказать о себе и показать на что он способен. Начнём с очень древнего семейства, первые представители которого появились на свет может быть 600, а может быть и 800 лет назад, даже установить трудно. Уже с самого своего появления смычковые, а особенно скрипки, приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь.
СКРИПКА: (Слайд 4, приложение) - Я – скрипка, главный представитель семейства. Я сделана из дерева и играют на мне смычком. Мой голос очень красивый, высокий, певучий. Я великолепная рассказчица и меня за это называют «царицей музыки». Послушай, как я пою, и ты сама в этом убедишься.
ВИДЕО (Слайд 5, приложение)
ЧЕЛЕСТА: - Какой чудесный голос! А почему ты носишь такое скрипучее имя?
СКРИПКА: - Как только с детства меня не называли. Каждый народ меня по-своему звал. Скрипка – моё русское имя. Может вам больше нравится Гудок? Меня ведь по-русски в народе и так называли. А когда-то, в далёком детстве, меня по-английски Жигой, то есть Окороком дразнили, я тогда и вправду видом на окорок походила.
ОРГАН: - Представляешь, Челеста, в детстве скрипка была ужасно легкомысленная. Серьёзные музыканты с презрением на неё поглядывали: «Ей бы только по танцам шляться». А танцы она всю жизнь любила. Где только не бывала: и в цыганском таборе, и на крестьянском празднике, и в матросском кабачке и в модном ресторане. Ведь до чего она однажды додумалась: повадилась прятаться в карманы камзолов, чтобы в нужный момент быть под рукой учителя танцев. Правда, пришлось фигуру свою подогнать под карманный размер.
Сейчас нам трудно поверить, что когда-то скрипка считалась инструментом грубым, способным будто бы отвечать лишь примитивному вкусу простонародья, что ей пришлось завоёвывать и утверждать своё право на высокое место в серьёзном искусстве.
(Слайд 6, приложение) Такой, какая скрипка сейчас, её сделали примерно 3,5 века назад добрые мастера – волшебники из итальянского города Кремона. Их так и зовут: кремонские мастера. (Слайд 7, приложение) Это Амати, Гварнери и Страдивари. И до сих пор их тайну никто не разгадал. Например, Антонио Страдивари был необыкновенный человек. Он трудился с 12 лет, сделал тысячи проб и только в 60 лет добился своего – сотворил первый из своих чудо - инструментов. И продолжал делать их до последнего вздоха. Многие мастера скрипичных дел старательно изучали работу Страдивари. У них получалось неплохо, а всё - равно не так. Он сделал точнейшие расчеты пропорций струнных смычковых инструментов, он нашёл нужную толщину деревянных стенок, он открыл чудодейственный состав лака, покрывающего инструменты…
(Слайд 8, приложение) Средним по росту в семье шёл АЛЬТ, по-итальянски виола. Представьтесь, пожалуйста.
АЛЬТ: - Размером я чуть побольше скрипки. Но не такой шустрый и подвижный, как она. Да и голос мой глуховатый, тусклый, но мягкий, выразительный. Послушай.
ВИДЕО (Слайд 9, приложение)
ОРГАН: - Следующий инструмент из семейства струнных - смычковых виолончель. (Слайд 10, приложение)
На русский язык можно перевести так: меньшая из больших виол.
ВИОЛОНЧЕЛЬ: - Мой голос тёплый, сочный, бархатный, выразительный. Мой звук часто сравнивают с человеческим голосом. Я значительно больше скрипки и альта. Играют на мне сидя, опирая корпус инструмента на специальный металлический штырь.
ОРГАН: (Слайд 11, приложение) Максим Горький в своей автобиографической повести «В людях» рассказывает, как в детстве, бродя по улицам, услышал игру на виолончели. Это был, пишет Горький, «…необыкновенный звук, точно кто-то очень сильный и добрый пел, закрыв рот; слов не слышно было, но песня показалась мне удивительно знакомой и понятной… Я сел на тумбу, сообразив, что это играют на какой-то скрипке, чудесной мощности и невыносимой – потому что слушать её было почти больно. Иногда она пела с такой силой, что - казалось – весь дом дрожит, и гудят стёкла в окнах. Капало с крыши, из глаз у меня тоже закапали слёзы».
Вот какой инструмент – виолончель, способный вызвать в слушателе такие глубокие эмоции, такие сильные чувства. Именно он подходит для выражения силы, глубины чувств, возвышенности, передаёт душевное волнение и трогает слушателя задушевностью. Послушай, Челеста, и ты убедишься в этом сама.
ВИДЕО (Слайд 12, приложение)
ОРГАН: (Слайд 13, приложение) - И, самый крупный в семействе скрипичных – контрабас, имя которого говорит, что это очень низкий бас.
КОНТРАБАС: - Я самый большой по размеру и самый низкий по звучанию из семейства струнных - смычковых. Мой голос скрипучий, тусклый, густой и плотный, медлительный и благоразумный. А когда я сержусь – становлюсь ворчливым и неприятным.
ОРГАН: - Исполнитель играет на контрабасе стоя или садится на очень высокий специальный стул. Контрабас отчётливо слышен на самых низких, басовых нотах. Его основная задача – давать оркестровый «бас» - опорную ноту в самом низком регистре. Это своего рода фундамент, на который опирается звучание всех остальных инструментов.
ВИДЕО (Слайд 14, приложение)
ОРГАН: - А теперь, Челеста, познакомься с другим семейством деревянно-духовых инструментов. Слово очаровательной, грациозной флейте. (Слайд 15, приложение)
ФЛЕЙТА: - Я очень древний инструмент. Родилась я из тростниковой дудки, была простой деревянной трубкой с отверстиями. Но, в течение многих веков совершенствовалась, пока не стала такой, какая сейчас. Имя моё – флейта – происходит от латинского слова, переводится оно дыхание. Голос мой очень высокий и лёгкий. Послушай!
ВИДЕО (Слайд 16, приложение)
ОРГАН: - Следующий представитель деревянно-духовых инструментов – гобой. (Слайд 17, приложение)
ГОБОЙ: - Лично моё имя от французов пошло, означает высокое дерево. Высокое, потому что голос мой довольно высокий в сравнении с другими инструментами, а дерево, потому что я к роду деревянно-духовых инструментов принадлежу.
ОРГАН: - Откуда он взялся? Из тростинки, из ветки бузины с выскобленной сердцевиной, из полой косточки животного – из всего, что трубчатый вид могло иметь. В трубке – дырочки по всей длине, чтобы звуки разной высоты получались. А самое замечательное - пищик, приспособление, куда воздух вдувается. Посмотри и послушай!
ВИДЕО (Слайд 18, приложение)
КЛАРНЕТ: (Слайд 19, приложение) - А я – кларнет, пою сочным, красивым чистым и ясным голосом. Я гораздо моложе флейты и гобоя, мне нет ещё и трёхсот лет, а они свой возраст тысячелетиями считают.
ОРГАН: - Гобой и кларнет очень похожи, как близнецы - братья: чёрная трубка вся в металлических пуговицах - клапанах. Но голоса их спутать невозможно. Мундштук у кларнета – верхняя часть, куда вдувают воздух, очень запоминающийся. Он похож на птичий клюв.
ВИДЕО (Слайд 20, приложение)
ОРГАН: (Слайд 21, приложение) И, последний представитель этого семейства – фагот.
ФАГОТ: - Я самый низкий по звучанию из нашей семьи. Привык басить. Звуки мои низкие и суровые. Я часто ворчу и бываю всем и всеми недоволен.
ОРГАН: - Появился фагот в Италии, в начале 16 века. Переводится фагот не очень поэтично: вязанка дров. Это потому, что трубки пришлось сложить вместе, так как его предшественник, басовый инструмент по имени бомбарда, (Слайд 22, приложение) имел вид прямой трубы, длиною до 3-х метров.
ВИДЕО (Слайд 23, приложение)
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МИНУТКА (Слайд 24, приложение)
ОРГАН: - А теперь, Челеста, познакомься с медными духовыми инструментами. Главная представительница семейства медных – труба.
ТРУБА: (Слайд 25, приложение) - Я – один из самых древних медных духовых инструментов. Моё изображение находят при раскопках Древнего Египта и Греции. В старые времена я предупреждала об опасности, о наступлении врагов, собирала войско, открывала торжественные церемонии. Я сделана из меди. Мой голос яркий, чистый, высокий, звонкий, призывный. Послушай!
ВИДЕО (Слайд 26, приложение)
ТРОМБОН: (Слайд 27, приложение) - Я – тромбон, появился в 15 веке из трубы: её сильно удлинили, сделали выдвигающуюся трубку – кулиску. Мой голос сильный, светлый, мужественный. Он может звучать сурово, жёстко, взволнованно. Я даже могу быть свирепым и злым.
ВИДЕО (Слайд 28, приложение)
ОРГАН: (Слайд 29, приложение) - Следующий представитель группы медных духовых инструментов – валторна, что в переводе с немецкого, - лесной рог. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий.
ВАЛТОРНА: - Имя моё в переводе с немецкого означает лесной рог. А голос мой мягкий, певучий, бархатистый, тёплый, задумчивый и благородный, но может быть насмешливый и язвительный. А на низких нотах мой голос напоминает рычание.
ОРГАН: - А если играют не одна, а три валторны, то рычание получается устрашающее, как в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк», где 3 валторны изображают волка.
ВИДЕО (Слайд 30, приложение)
ОРГАН: - Познакомься ещё с одним инструментом из этого семейства.
(Слайд 31, приложение)
ТУБА: - Я – ТУБА, самый низкий из медных духовых. Я очень похожа на трубу, только гораздо больше и толще её. Поэтому и голос мой суровый, массивный, грузный.
ВИДЕО (Слайд 32, приложение)
ОРГАН: - А сейчас, Челеста, познакомься с самым неугомонным, с самым шумным семейством – ударных инструментов. Их очень много, и каждый из них на свой лад шумит, гремит..
БАРАБАН: (Слайд 33, приложение) - Я – барабан, мой звук не имеет определённой высоты. Н голос мой мощный, напоминает то раскаты грома, то пушечные выстрелы.
ПЕСНЯ БАРАБАНА (или СТИХ) (Музыка Гордиенко И.И.)
Я весёлый, звонкий, громкий барабан.
У тарелок, бубнов первый я в строю.
Рокочу, как ураган, 2 раза
Если сильно постучишься в грудь мою.Много сложных ритмов знаю наизусть.
Трели моей песни громче всех звучат.
Грубоват я, ну и пусть! 2 раза
Нежным быть не может тот, в кого стучат!Смелых поднимал в атаку мой призыв.
Буду, как солдат, в строю всегда шагать!
И покуда буду жив, 2 раза
Буду свои трели звонко выбивать.
ОРГАН: - А это – ЛИТАВРЫ. (Слайд 34, приложение)
ЛИТАВРЫ: - Я очень похож на медный котёл, обтянутый сверху кожей. По мне, как и по барабану бьют войлочными колотушками, но барабанам далеко до нас…
ОРГАН: - Всё барабанное семейство смотрит на них с восхищением: вот мол, чего наш брат Барабан в этой жизни добиться смог. А дело в том, что литавры могут настраиваться на звук определённой высоты и на нескольких литаврах можно исполнить простенькую мелодию.
ВИДЕО (Слайд 35, приложение)
ОРГАН: - Все, только что представившиеся тебе инструменты могут играть одновременно вместе в составе симфонического оркестра.
ВИДЕО
ОРГАН: - А сейчас мы с вами немного развлечёмся и разгадаем кроссворд. Вспомните симфоническую сказку С.С. Прокофьева «Петя и волк», в которой каждого героя озвучивает определённый музыкальный инструмент.
КРОССВОРД (Слайд 36, приложение)
ОРГАН: - Познакомься, Челеста, ещё с одним представителем ударных.
МЕТАЛЛОФОН: (Слайд 37, приложение) - Меня зовут металлофон. Я состою из металлических пластин разной длины. Чем короче пластинка, тем звук выше. Положенные в ряд по высоте тона на специальную раму и на 2 узких резиновых шнура пластинки, при ударе специальной палочкой поют очень звонко. Послушайте!
Исполнение в ансамбле с учителем любой несложной пьесы (фортепиано + металлофон)
ОРГАН: - Следующий инструмент из семейства струнных – щипковых. Угадайте, о ком пойдёт речь?
В лесу выросла,
Из лесу вынесена,
На руках плачет,
На полу скачет..
Или:
Рассказывает байку
Шалунья – (балалайка) (Слайд 38, приложение)
БАЛАЛАЙКА: - Я появилась на Руси давно. В 18,19 веках была, пожалуй, самым распространённым инструментом. Под мои звуки плясали во время праздников, пели песни, складывали сказки. И имя у меня народное. Корень слов балалайка или как её раньше называли «балабайка» родственен со словами балакать, балабонить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить.
ОРГАН: - Немногим более 100 лет назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. (Слайд 39, приложение) Он задумал простонародному «мужицкому» инструменту дать новую жизнь: привести её в концертные залы. Прежде всего, он её усовершенствовал. По его указаниям и чертежам мастера создали целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили название пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас.
ВИДЕО (Слайд 40, приложение)
ОРГАН: - Много веков насчитывает история одного из древнейших инструментов. Появилась она ещё на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. (Слайд 41, приложение)
АРФА: - Я – арфа. Волшебным инструментом называли меня поэты, восхищаясь моим нежным голосом. Они писали:
«На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под руками раба…»
Меня украшали золотом, перламутром, мозаикой. Я единственный музыкальный инструмент, который удостоили чести быть изображённым на государственном гербе Ирландии.
ВИДЕО
ОРГАН: (Слайд 42, приложение) - К семейству народных относятся также баян и аккордеон. В очень давние времена при дворе русского князя жил певец. Он сам складывал свои песни и так хорошо их пел, что слава о нём пошла по всей русской земле. Звали певца Бояном. В честь него и назвали русский народный инструмент баян.
БАЯН и АККОРДЕОН: – Мы - клавишно-духовые инструменты. Наша прабабушка – гармоника. Она родилась в Берлине в 1822 году. Посмотри на нас и послушай!
ВИДЕО (Слайд 43, приложение)
ОРГАН: - А теперь познакомься с клавишными инструментами.
(Слайд 44, приложение) Пианино и рояль, представьтесь, пожалуйста.
ФОРТЕПИАНО:
Пианино и рояль
С виду спутаешь едва ль,
Ведь нельзя же со слоном
Спутать трёхэтажный дом.
Их нетрудно различать,
Но попробуй-ка сыграть, -
Сразу скажешь: «До чего же
Меж собой они похожи!»
Лишь дотронешься до клавиш –
Сразу их звенеть заставишь.
А педаль нажмёшь ногой –
Станет звук совсем другой.
Только знай: у них давно
Есть название одно,
Не забудь: фортепиано
Произносится оно.
ОРГАН: - Форте означает громко, пиано – тихо, именно так смог играть исполнитель, после того, как клавесинный мастер в Италии Бартоломео Кристофори изобрёл новый инструмент. (Слайд 45, приложение) Звук в нём извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче – пиано или форте. Отсюда и пошло название инструмента пианофорте, а позднее – фортепиано. Название это сохранилось до нашего времени и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.
КЛАВЕСИН: (Слайд 46, приложение) - А я – клавесин – предшественник фортепиано. Звук извлекают щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши; его звук не тянущийся, серебристо-металлический. Сила и качество звучания не зависят от характера прикосновения. Послушай!
ВИДЕО (Слайд 47, приложение)
ПЕСНЯ КЛАВЕСИНА (Слайд 48, приложение) (по щелчку)
ОРГАН: - Ну, а теперь, челеста, настала твоя очередь рассказать о себе.
ЧЕЛЕСТА: (Слайд 49, приложение) - Я - челеста, - ударно-клавишный инструмент, внешне напоминающий маленькое пианино. Мой голос тихий, нежный, серебристый, хрустальный. Челеста в переводе с итальянского - небесная. Я родилась в Париже, в конце 19 века, а в Россию меня привёз замечательный русский композитор Пётр Ильич Чайковский. (Слайд 50, приложение)
ОРГАН: - 6 декабря 1892 года в Мариинском театре, в Петербурге, в первый раз был показан новый балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», в котором он использовал впервые новый инструмент, привезённый из Франции под большим секретом, готовя сюрприз слушателям.
…Отзвучала увертюра, поднялся расписной тяжёлый занавес - начинается балет. Зрители знакомятся с доброй девочкой Кларой, с её дядюшкой Дроссельмейером, искусным часовых дел мастером, который умеет не только чинить часы, но и делать всякие таинственные игрушки; с самим Щелкунчиком – смешным и некрасивым игрушечным человечком; и со страшным королём мышей. Вот уже Щелкунчик превратился в прекрасного принца, и ведёт свою храбрую спасительницу Клару в сказочный город – там живут игрушки и сласти, которые с удовольствием танцуют перед восхищённой девочкой…
Сказочная фея Драже начинает свой танец. Но что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошинки падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и исчезают. Поистине волшебная музыка!
Взволнованно перешёптываются музыканты, критики, композиторы, сидящие в зрительном зале, вытягивают шеи, пытаясь разглядеть новинку. А там, куда они заглядывают, в оркестровой яму (так называется место, где сидит оперный оркестр), в углу скромно стоит инструмент, похожий на маленькое пианино. Это челеста или, говоря по-русски, «небесная», инструмент с божественно чудным звуком. У челесты, такие же как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн – металлические пластинки (иногда эти пластинки бывают стеклянными); молоточки ударяют по ним, и пластинки звенят прозрачно и тоненько.
ВИДЕО (Слайд 51, приложение) («Танец феи Драже»)
ОРГАН: - А теперь посмотрим нашу выставку рисунков «Город музыкальных инструментов». (Слайды 53-64, приложение)
Итог урока: (Слайд 65, приложение)
- С каким инструментом мы сегодня познакомились?
- Какой у него голос?
- Что в переводе означает его имя?
- Из какой страны он прибыл?
Музыкальное прощание: (Слайд 66, приложение) (Музыка и слова Гордиенко И.И.)
Опять прозвенел звонок,
Закончился наш урок,
Как грустно покидать волшебный класс.Мы будем дни считать,
Мы очень будем ждать,
Когда звонок вновь позовёт
На музыку всех нас.До свидания!
До свидания!
До свидания!
(Слайд 67, приложение)