Урок-игра по истории русского языка

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Помочь раскрыть «загадки» родного языка.
  • Развивать культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию учащихся, более осознанное усвоение лексических богатств русского языка.
  • Воспитывать устойчивый интерес к предмету, любовь к родному языку, русской литературе; бережное отношение к слову и языку в целом.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку. Приложение №1

Ход мероприятия

1. Организационная часть.

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём с вами необычный урок русского языка, урок-игру. В основе урока лежит упрощённая версия телевикторины «Своя игра», адаптированная к школьным условиям.

В I раунде каждый из участников играет сам за себя «Индивидуальная игра». Участникам предлагаются 5 тем («Азбука», «Языки», «Этимология», «Фразеология», «Деньги»), содержащих по 5 вопросов каждая. Каждый вопрос в зависимости от уровня сложности оценивается от 10 до 50 баллов. Участник команды выбирает любой по сложности вопрос.

Во II раунде «Ты мне, я тебе» - 5 тем («Азбука», «Языки», «Этимология», «Фразеология», «Деньги»), содержащих по 2 вопроса. Участвуют 2 победителя I раунда, выбирая сопернику один из двух вопросов.

Итак, начинаем игру.

Азбука 10: Кто создал славянскую азбуку?

Ответ: Кирилл и Мефодий

Азбука 20: Как называлась первая славянская азбука?

Ответ: глаголица

Азбука 30: Как называется азбука, которая легла в основу церковнославянского и современного русского алфавита?

Ответ: Кириллица.

Азбука 40: Как назывались в кириллице буквы, из которых составлено слово Москва?

Ответ: М – мыслете, О – он, С – слово, К – како, В – веди, А - аз.

Азбука 50: Из скольки букв состояла кирилловская азбука?

Ответ: 24 буквы заимствованы из греческого алфавита, 2 из древнееврейского и 17 изобретены Кириллом и Мефодием.

Языки 10: На какие три группы разделился общеславянский язык?

Ответ: восточную, западную, южную группы.

Языки 20: Из какого языка пришли в нашу речь слова вождь, страж, вратарь, младенец, облако, жребий, шлем, пленник, раб?

Ответ: Из старославянского языка.

Языки 30: Какой лингвистический термин используется применительно к санскриту, латинскому и старославянскому языкам?

Ответ: Мёртвые языки

Языки 40: Назовите персидское слово, ставшее общеупотребительным в русском языке, которое имеет буквальное значение «шах умер».

Ответ: Шахматы.

Языки 50: На скольких языках говорят народы земного шара?

Ответ: Народы мира говорят на 2796 языках, не считая различных диалектов

Этимология 10: Что такое этимология?

Ответ: Раздел языкознания, изучающий происхождение слов

Этимология 20: Каково происхождение слова Марина?

 Ответ: Марина (лат. marina) – морская.

Этимология 30: Каковы лексическое значение и происхождение слова рубль?

Ответ: Рубль – русская денежная единица, равная 100 копейкам. Изначально рубль (от глагола рубить) – брусок, отрубленный от гривны (серебряного слитка).

Этимология 40: Назовите ставшее в современном русском языке общеупотребительным слово голландского происхождения, которое имеет буквальное значение «китайское яблоко»?

Ответ: Апельсин.

Этимология 50: Какие современные слова образованы от устаревших слов туга (печаль), коло (круг), тук (жир), сорок (мешок), позор (зрелище)?

Ответ: Тужить, колесо, тучный, сорочка, позорный.

Фразеологизмы 10: Что такое фразеологизмы?

Ответ: Устойчивые словосочетания.

Фразеологизмы 20: В русской фразеологии хорошо известен оборот косая сажень в плечах. О каком человеке так говорят?

Ответ: Косая сажень в плечах - народная гипербола, подчёркивающая богатырскую внешность человека, могучего и широкоплечего.

Фразеологизмы 30: Какие из данных фразеологических оборотов: купить кота в мешке и лезть на рожон – являются исконно русским, а какой - заимствованным?

Ответ: Лезть на рожон – русский фразеологизм, купить кота в мешке заимствованный.

Фразеологизмы 40: С каким русским национальным обрядом связаны фразеологизмы заварить кашу и расхлёбывать кашу?

Ответ: Свадебный пир

Фразеологизмы 50: Какие фразеологические обороты можно использовать, когда речь идёт о человеке, обладающем большими умственными способностями?

Ответ: Светлая голова. Ума палата. Семи пядей во лбу.

Деньги 10: Каково значение слова монета?

Ответ: Металлический денежный знак.

Деньги 20: С давних времён сохранилась пословица «Не было ни гроша, да вдруг алтын». В каких ситуациях её произносили? Что такое грош и алтын?

Ответ: При неожиданной удаче или радости после долгого невезения, нехватки чего-нибудь. Грош – мелкая медная или железная монета. Алтын – старинная русская медная монета достоинством в три копейки

Деньги 30: У продавца сегодня была выручка небольшая: четвертной, полтина, и два алтына. Назовите общую сумму.

Ответ: Четвертной – 25 рублей, полтина – 50 копеек, алтын – 3 копейки: 25 рублей 56 копеек.

Деньги 40: Каков смысл библейского выражения внести свою лепту?

Ответ: Выражение пришло из евангельской притчи о бедной вдове, отдавшей в храм последние деньги – лепты. Лепта – мелкая медная монета у древних евреев.

Деньги 50: C XVIII века известно слово жалованье – плата за труд, выдаваемая в определённые сроки. Назовите ещё три слова, связанные с понятием оплаты труда.

Ответ: Зарплата, заработок, получка

Ты мне – я тебе

Азбука 1 вопрос: Как известно, в кириллице все буквы имели названия: А –аз (я), Б – буки (буквы), В –веди (ведать- знать). Расшифруйте следующее сочетание букв: Р.С.Т.

Ответ: Рцы (говори) слово твёрдо (обдуманно)

Азбука 2 вопрос: Об одной из букв русского алфавита М.В. Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Какова судьба этого «немого» в нашей письменности?

Ответ: Немой - буква Ъ (ер); выполняет роль разделительного знака.

Языки 1 вопрос: Известно, что В.И. Даль придумывал замены для заимствованных слов. Вместо каких иностранных слов он предлагал употреблять следующие слова: небоскат, носохватка?

Ответ: Небоскат – горизонт, носохватка - пенсне.

Языки 2 вопрос: По каким признакам можно определить иноязычное происхождение слов олимпиада, поэма, коттедж, сфинкс, коммюнике?

Ответ: Оли-мп-иа-да, п-оэ-ма, ко-тт-е-дж, с-ф-ин-кс, ко-мм-ю-ни-ке.

Этимология 1 вопрос: В системе старых русских мер длины была единица, именуемая локоть. Что это за длина?

Ответ: Единица длины, равная 0,666 м.

Этимология 2 вопрос: Что означает данное выражение? Выписывать мыслете.

Ответ: Идти неровно, зигзагами (обычно о пьяной походке).

Фразеологизмы 1 вопрос: Восстановите фразеологизмы: казанская …; иерихонская … .

Ответ: Казанская сирота, иерихонская труба

Фразеологизмы 2 вопрос: Приведите фразеологизмы, в которых сохранились названия букв со времён, когда на Руси пользовались церковно-славянским алфавитом.

Ответ: Начать с азов. Не миновать глаголя. Прописать ижицу. Знать на ять. Рцы слово твёрдо.

Деньги 1 вопрос: В Новгороде есть памятник «Тысячелетие России». На щите у воина надпись «SТО». Что же означает эта надпись?

Ответ: Надпись представляет буквенную цифрь, которую можно увидеть и на старинных монетах. Это не слово, а число: S -6000, Т -300, О – 70. Сумма 6370, год «от сотворения мира»

Деньги 2 вопрос: За морем телушка – полушка, да перевоз рубль. Какое значение имеет слово полушка?

Ответ: Полушка – медная деньга, равная 1 копейке.

Влечёт меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
И современнее и резче.
Б. Ахмадулина

Использованная литература:

  • Русский язык. 10-11 классы. Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества): элективный курс/сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 319 с.: ил.
  • Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: - М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2006. – 304 с.
  • Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 8 класс: Методическое пособие для учителя/ О.Н. Зайцева. – М.: Вербум – М, 2005. – 119 с.:ил.
  • Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение 9 класс: Методическое пособие для учителя/ О.Н. Зайцева. – М.: Вербум – М, 2005. – 119 с.:ил.
  • Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы/53ост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум – М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа).