Михаил Васильевич Ломоносов – гений русской науки

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цель урока (мероприятия): воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М. В. Ломоносова; развивать универсальные учебные действия (анализировать, умение работать с дополнительной литературой, продолжение развития компетентностей учащихся: коммуникативной (обмен мнениями), информационной (приобретение нового знания), оценочной (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработке собственной позиции)

Задачи урока (мероприятия):

  • Раскрыть масштабность личности М. В. Ломоносова как сына Отечества
  • Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова
  • Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.

Для проведения урока ученикам дается задание познакомиться с биографией М. В. Ломоносова, с его вкладом в развитие науки и просвещения России. Класс делится на 5 групп, каждая группа готовила минипроекты по плану урока(мероприятия).

Ход мероприятия (урока)

Эпиграф к уроку:

Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека…Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком… Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его. А. И. Герцен

План мероприятия (урока)

  1. Введение
  2. Поморье – родина великого ученого
  3. Становление будущего академика
  4. Открытия Ломоносова в области физики, астрономии, химии
  5. Михаил Васильевич Ломоносов – создатель российской риторики, русской грамматики, истории России
  6. Деятельность М. В. Ломоносова как организатора российской системы образования
  7. Рефлексия
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание

Урок проходит в форме защиты мини-проектов учащихся. Заранее по желанию были сформированы 5 групп, которые освещали выбранные темы.

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

Приближается знаменательная дата –300 лет со дня рождения М. В. Ломоносова. Эпиграфом к уроку я взяла слова А. И. Герцена: «Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека…Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком… Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его.»

Первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле.

Запись темы урока, сообщение цели урока, плана.

2. Выступление 1-ой группы на тему: «Поморье– родина великого ученого»

Эпиграф: На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление . Оно указало собой, что человек есть человек во всяком климате, что гений умеет торжествовать и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному? В. Г. Белинский

План:

  • Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона.
  • Поморы: особенности быта и труда
  • Родители М. Ломоносова.
  • Загадки истории

Холмогорский уезд Архангельской губернии – это область сравнительно высокой технической культуры, край смелых мореходов, заплывавших вплоть до Шпицбергена. У крестьянина из деревни близ Холмогор Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой) 8 (19) ноября 1711 года родился сын Михайло, приблизительно через 8-9 лет Елена Ивановна умирает. Своеобразные черты русского Севера наложили свой отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова, впоследствии в своих ученых и поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Белое море, природу, то время, когда он был юнгой на европейски оснащенном паруснике — галиоте «Чайка».

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния безгрозных туч
Стремиться от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар.

Перед вами на слайде 2 портрета: Петр Великий и Михаил Васильевич Ломоносов.

- Представьте ваши версии, что может связывать этих людей.(Версия –Ломоносов был внебрачным сыном Петра Великого).

3. Выступление 2-й группы по теме «Становление будущего академика»

Эпиграф: Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей. А. С. Пушкин

Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.

Невод рыбак расстилал на берегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Иные тебя ожидают заботы:
Будешь умы умолять, будешь помощник царя.

15.01.1731 – зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию в Москве

1734г. Обучается в Киево- Могилянской академии, возвращается в Москву.

23.12.1735г. Ломоносов в числе 12 лучших учеников направлен в Петербургскую Академию наук для дальнейшего обучения.

23.09.1736г. отплывает из Кронштадта с Д. И. Виноградовым и Г. У. Райзером для изучения химии и горного дела.

1736, ноябрь — 1741, май – обучение в Германии

08.01.1742г. зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом.

4. Выступление 3-й группы по теме «Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии»

Эпиграф:

  • Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. А. С. Пушкин
  • …Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденным только воображением. М.В. Ломоносов

С 1741 года Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создает там хорошие физическую и химическую лаборатории. В марте 1746 года в Петербурге тиражом 1600 экземпляров была издана переведенная М Ломоносовым на русский язык «Експериментальная Вольфиянская физика»-- первый в России учебник физики, написанный учителем М. Ломоносова Христианом Вольфом. Это издание было важным еще и потому, что в нем закладывались основы русского научного языка, русской научной терминологии.

-Попробуйте назвать, какие термины ввел М. В. Ломоносов.(ареометр, воздушный насос, поршень, упругость, атмосфера, барометр, метеорология, термометр, манометр, гигрометр («игрометр»), преломление лучей, микроскоп, периферия, полюс магнита, наклонение и склонение магнитной иглы, формула, зажигательное стекло).

В дальнейшем он разработал, сконструировал около 100 различных приборов и устройств, таких как вискозиметр (прибор для определения твердости тел), пирометр(прибор для измерения высоких температур), котел для измерения высоких температур), котел для исследования вещества при высоком и низком давлении, анемометр (прибор для измерения скорости и направления ветра), газовый барометр, «ночезрительная труба», ставшая прообразом приборов ночного видения, усовершенствован зеркальный телескоп Ньютона.

1-й период научной деятельности — 1740-1750 годы.

Же в эти годы впечатляет разнообразие тех проблем и вопросов, которыми занимался в это время Ломоносов: организация первой в России химической лаборатории, растянувшаяся на шесть лет (заявку на ее строительство Михаил Ломоносов подал в Академию наук в 1742 году, а открылась лаборатория осенью 1748 года); издание «Экспериментальной физики» Х. Вольфа; начиная с 1746 года – чтение публичных лекций по физике, собственные научные исследования по молекулярной физике, формулирование фундаментального закона сохранения материи и движения в письме Л. Эйлеру от 5 июля 1748 г.

Письмо Ломоносова «Об изменчивости мира»: «Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что-либо прибавится к чему-либо, то столько же отнимется от чего-то другого. Так, сколько и к какому телу присоединится материи, столько же отнимается от другого: сколько часов я употребляю на сон, столько же отнимется от бдения и так далее. Так как это закон природы всеобщий, то он простирается даже в правила движения, и тело, побуждающее своим толчком другое тело к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, движимому им».

В этом законе подспудно присутствует идея всеобщей изменчивости окружающего нас природного мира. При этом в своих работах Михаил Васильевич Ломоносов существенно выходит в применении этого закона за рамки физики, распространяя его на геологию, минералогию, физическую географию, астрономию. Часто он противостоял церковным догмам: «Твердо помнить должно, что видимые телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили изменения в нем перемены…»

М. В. Ломоносов знал уже о существовании переменных звезд, которых в то время было известно всего пять. «Когда и величайшие тела мира, планеты и самыя неподвижные звезды изменяются, теряются в небе, показываются вновь, то в рассуждении оных малого нашего шара земного малейшие частицы, то есть горы (ужасные в наших глазах громады) могут ли от перемен быть свободными?»

О единстве материального мира в масштабах Вселенной: «Я натуру нахожу везде самой себе подобную. Я вижу, что лучи от самых отдаленных звезд к нам приходящие тем же законам в отвращении и преломлении, которым солнечные и земного огня лучи последуют, и для того же сродство и свойство имеют»

О молекулярной физике и теплоте

В работах «Элементы математической химии», «О нечувствительных физических частичках» М. Ломоносов сформулировал основы атомно-молекулярного учения, введя понятия «Элемента»(атома) и «корпускулы»(молекулы), трактуя их взаимодействие с механистических позиций. В диссертации 1745 года «Размышления о причине теплоты и холода» он построил кинетическую теорию тепла. Он провел мысль о том, что тепловые процессы есть проявление внутреннего движения материи, т.е. движение тех частиц, из которых состоит физическое тело. Он утверждал, что основой теплоты является вращательное движение частиц тела. О температуре Ломоносов писал так: «Следовательно, по необходимости должна существовать наибольшая и последняя степень холода». Он предсказал существование абсолютного нуля температуры. В этой же диссертации с позиций корпускулярной теории М. Ломоносов объясняет природу термодинамического равновесия. «Тело А при действии на тело В не может придать последнему большую скорость движения чем имеет само»; и потому «холодное тело В, погруженное в тело А, не может воспринять большую степень теплоты, чем какую имеет А».Ломоносов основательно разработал термометрию, тщательно калибровал свои ртутные термометры, с высокой точностью определил коэффициент объемного расширения воздуха — ошибка полученного им значения данного коэффициента была меньше 3 %, что было в 10 раз точнее принятых тогда значений.

М. В. Ломоносов на основе полученных результатов в области метеорологии не только выдвинул идею зондирования верхних слоев атмосферы самопишущими приборами, но и провел большое количество наблюдений воздушного давления, температуры атмосферы, особенностей атмосферного электричества и оптики.

Второй период научной деятельности — 1750-1755 гг.

Химические изыскания: провел более 4000 опытов по изготовлению цветных стекол, и при этом «не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части размешивал и в печь ставил.» Итогом стало создание М. Ломоносовым мозаичных картин. (до нас дошла мозаичная картина М. В. Ломоносова 1764 года «Полтавская баталия» размером 8.5 м в длину и 8 м в высоту, по сей день поражающая яркостью красок).

В 1752-1754 гг.Ломоносов сам читал созданный им оригинальный курс физической химии. Он – основатель новой науки, опередившей своих современников более чем на 100 лет – лишь в 1865 году курс физической химии начал читать в Харьковском университете Н. Н. Бекетов.

Физические изыскания: С 1752 года Ломоносов начал заниматься изучением электрических явлений с риском для жизни. 28 мая 1753 года Ломоносов установил факт существования атмосферного электричества в отсутствии грозы. М. Ломоносов стремился построить единую физическую картину мира, основой которой были атомистика и движущийся эфир.

Главное событие — открытие в 1755 году Московского университета

Третий период научной деятельности

В 1756 году Ломоносов экспериментально установил закон сохранения массы вещества при химических реакциях — здесь он опередил А. Лавуазье.

В эти годы М. Ломоносов выдвинул проблему взаимосвязи массы и веса. М. Ломоносов в одном из писем к Л. Эйлеру сформулировал универсальный закон, согласно которому движение в природе всегда сохраняется, никогда беспричинно не возникает и не пропадает, но лишь передается от одного тела к другому путем непосредственного контакта.

Оптические явления. М. Ломоносов в оптике был противником корпускулярной теории света, предложенной Ньютоном. В 1756 году Ломоносов сделал для себя такую запись: «Надо сделать опыт, будет ли луч света иначе преломляться в наэлектризованном стекле и воде». Но неизвестно, был ли им проведен такой опыт.

Оптические приборы: «ночезрительная труба».

Ее М. Ломоносов продемонстрировал на одном из заседаний Академии наук в 1756 году. По сути, это был прибор ночного видения – труба М. Ломоносова предназначалась «для того, чтобы различать в ночное время скалы и корабли.

Телескопия, астрономические наблюдения.

В 1762 году на одном из заседаний Академии наук М. Ломоносов продемонстрировал построенный им телескоп, представлявший собой усовершенствованный вариант классического телескопа И. Ньютона.

26 мая 1761 года ученый мир наблюдал редкое явление – прохождение Венеры на фоне солнечного диска.

Ломоносов заметил, что при приближении края Венеры к солнечному диску последний утратил в месте соприкосновения с планетой первоначальные резкие очертания. Когда же Венера, пройдя солнечный диск, приблизилась к его противоположному краю, «…появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинялся, чем ближе Венера к Выступлению проходила. Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера оказалась вдруг без края. Полное выхождение, или последнее соприкосновение Венеры заднего края к Солнцу при самом выходе, было также с некоторым отрывом и неясностью солнечного края.»

Но лишь Ломоносов понял смысл увиденного, а именно то, что «…планета Венера окружение знатною воздушною атмосферою (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного».

4. Физкультминутка (проводится по тренажеру Базарнова)

5. М. В. Ломоносов – создатель российской риторики, русской грамматики, истории Росссии.

Эпиграф: С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном. В. Г.Белинский

Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл,
В долине тишина глубокой.
Внимал нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы,
Далече дым в полях курится.

«Мы были очень удивлены,-- вспоминал первое чтение этой оды академик Штелин,--таким, еще не бывалым в русском языке размером стихов…»

В 1743 году Ломоносов сочиняет две лучшие оды «Вечернее размышление» и «Утреннее размышление». Эти произведения – своеобразное сочетание научного и художественного творчества. Н. Гоголь писал, что «…чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта».

Впоследствии занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским языком и в 1747 году он пишет «Краткое руководство к красноречию», которое чаще всего называли «Риторика».)

Особое место в наследии Ломоносова занимает история России, которой он начал заниматься еще в 1747 году. Постепенно собрав по подлинным документам «Древнюю историю до начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава первого, или до 1054 года»(1-2 части),опубликованную в 1766 году и «Краткий Российский летописец с родословием»(1760 ), представляющий собой перечень важнейших событий до эпохи Петра первого включительно.

6.Деятельность М. В. Ломоносова как организатора российской системы образования.

Эпиграф: Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом. А. С. Пушкин

В июне - июле 1754 года Ломоносов составляет проект создания Московского университета. 26 июля 1755 года в Москве открывает его.

7. Рефлексия.

-Каково ваше настроение после всего услышанного. (поднимите смайлики)

-Перечислите основные итоги научной деятельности ученого-энциклопедиста.

  • Ломоносов создает теорию самосвечения комет и полярных сияний.
  • Ломоносов разрабатывает принципы новой науки «экономической географии»
  • Ломоносов устанавливает факт происхождения древнерусского языка от славянского.
  • Ломоносов изобретает «ночезрительную трубку», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
  • Ломоносов составляет «Полярную карту» и классифицирует полярные льды.
  • разрабатывает принципы «Физической химии» и «элементы математической химии»
  • создает теории стилей в русском языке и разрабатывает правила грамматики русского языка
  • Ломоносов изготовил 40 мозаичных картин, создав русское мозаичное искусство
  • Ломоносов опровергает норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства.
  • Ломоносов создает МКТ
  • Ломоносов открывает закон сохранения массы и движения.
  • разрабатывает новые стихотворные размеры
  • Ломоносов подготовил проект учреждения Московского университета и получил в свое заведование академическую гимназию и университет.
  • Ломоносов избран почетным членом Петербургской Академии художеств, почетным членом Болонской академии наук и почетным членом Шведской академии наук.

-Ребята, каково ваше мнение о личности М. В. Ломоносова

-Как вы относитесь к наследию Ломоносова.

7. Подведение итогов.

За свою сравнительно недолгую жизнь Ломоносов сделал и для Отечества, и для мировой науки невероятно много, но как ученый — естествоиспытатель ни на Родине, ни за ее пределами в силу многих объективных причин прижизненного признания, соответствовавшего значению полученных им научных результатов, М. Ломоносов не получил. В России прижизненная слава Ломоносова – придворного поэта — была несравненно больше, нежели слава Ломоносова ученого или Ломоносова –просветителя, основавшего Московский университет и внесшего весомый вклад в формирование русского литературного языка. Он уходил из жизни с трагическим осознанием того, что многое из того, что он мог бы сделать, оставалось нереализованным. Посмертно осознание вкладом М. Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и культуры в силу многих объективных причин было долгим и трудным.

Славься, славься, великий муж!
Ты насадитель наук на Руси!
Доброе семя посеял ты в ней!
Жатва все зреет — что год, то пышней!
Мы уж дети его —
Пожинаем плоды;
Лет немного пройдет,
И вся Русь их пожнет;
Весь народ возгласит :
Память вовек Ломоносову!

(кантата в честь Ломоносова, музыка М. И. Глинки)

Домашнее задание: составьте викторину по данному материалу.