Цель: оптимизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- развитие коммуникативной компетентности родителей;
- помочь родителям понять и принять детскую позицию в различных жизненных ситуациях;
- формирование адекватных способов реагирования во время конфликтных ситуаций типа ребенок-родитель.
Оборудование: доска, маркер или мел, карточки для упражнения «Знакомые ситуации», детские игрушки.
Ход занятия
1.Разминка.
а) Упражнение «Моего ребёнка зовут… Мы его назвали так, потому что…»
Участники тренинга сидят в кругу, начинает упражнение ведущий. Цель этого упражнения создать теплую доброжелательную атмосферу в группе.
2.Основная часть.
а) Упражнение «Моя идеальная семья».
Ведущий говорит: «Каждый из нас мечтал об идеальной семье. Давайте немного пофантазируем на эту тему. Какой по-вашему должна быть идеальная семья?» Участники по очереди называют то, что для них важно. Например: любовь, взаимопонимание, забота друг о друге и т.д. Все, что называется записывается ведущим на доску. После того как все высказались, ведущий прочитывает все, что записал и уточняет: «Посмотрите внимательно: мы ничего не забыли? Может нужно добавить что-то еще? Встречалась ли вам такая семья? Как вы думаете возможна ли такая семья в жизни?» Ведущий обращает внимание родителей на то, что их мнение о том, какая должна быть семья различно. А мнение детей может быть совсем другим.
б) Скульптура идеальной семьи.
Для этого упражнения группа делится пополам любым способом. Первая подгруппа – родители, вторая – дети. Задание: создать скульптуру идеальной семьи глазами родителей для первой подгруппы, и глазами ребенка для второй. В каждой команде выбирается человек, который будет рассказывать о скульптуре. Задача ведущего: помочь начать обсуждение, войти в образ детей участникам второй подгруппы. На обсуждение дается не более 3-5 минут.
Затем каждая команда представляет свою скульптуру и отвечает на вопросы другой команды.
После этого – обмен впечатлениями, чувствами участников, бывших в той или иной роли.
Ведущий подводит небольшой итог о том, чем различаются эти скульптуры и что в них общего.
в) Упражнение «Давай поиграем».
В зависимости от настроения и состава группы это упражнение можно провести либо в тройках, либо вызвать троих добровольцев. Каждый выбирает себе роль папы, мамы или ребенка. Задача: без слов взаимодействовать с ребенком. Можно использовать игрушки или другие предметы. Это упражнение можно проводить и в паре, меняясь ролями. После проведения небольшое обсуждение: трудно ли, легко ли нашли общий язык; захотелось ли ребенку общаться; что чувствовал в это время ребенок?
г) Упражнение «Знакомые ситуации».
Ведущий предлагает потренироваться в понимании своих детей в повседневных ситуациях. Для этого группа делится пополам или остаются подгруппы, получившиеся в упражнении «Скульптура идеальной семьи». Одна подгруппа – дети, другая – родители. Ведущий с карточек зачитывает ситуации. «Дети» называют те чувства, которые испытывают дети. А «родители» – родительские чувства. Ситуацию, вызывающую затруднения и споры, можно проиграть. После того, как названы чувства, участники должны предложить возможные выходы из данных ситуаций.
Примерные ситуации.
- Родители укладывают 5-летнего ребенка спать. Он просит то попить, то поесть, то пописать.
- Дочь требует, чтобы мама не приставала к ней с напоминаниями о том, что надо делать уроки, что надо взять физкультурную форму.
- Мама хочет, чтобы сын все время после школы был занят. Посещал разные кружки, занимался спортом. А сын сопротивляется.
- Старший сын все время задевает младшего. Не может мимо пройти, чтобы не задеть, чтобы что-нибудь не сказать.
- Ребенок принес двойку по контрольной и спрятал дневник.
- Отец пришел с работы, увидел в коридоре брошенный велосипед и стал орать.
Для более раскрепощенной и творческой группы можно предложить другой вариант проведения данного упражнения. Ведущий делит группу на подгруппы по количеству карточек – ситуаций и дает три минуты на обсуждение и проигрывание. Затем каждая подгруппа показывает ту сценку, которая у них получилась. В конце упражнения – круг. Сначала из роли: что чувствовали, играя ту или иную роль? Потом – о чем это упражнение, что оно дает каждому из присутствующих?
3.Заключительная часть.
а) Упражнение «Устами младенца».
Участники делятся на пары. Ведущий предлагает им представить, что вместо них здесь находятся их дети: «Что Ваш ребенок может Вам пожелать как родителю? Какой дать совет, чтобы Вам проще было его понимать и воспитывать?» Первый из пары говорит за своего ребенка. Примерно это звучит так: «Меня зовут Маша, мне 12 лет. Мама, я желаю тебе по-больше мне доверять.» Затем партнеры меняются местами. Второй участник проговаривает все слова за Машу. Первый выслушивает и отвечает, если сочтет нужным. То же самое разыгрывается и для второго участника. Если в группе ранее не проводились подобные упражнения, то ведущему необходимо вызвать добровольца и показать на примере.
На работу в паре дается не более 5-6 минут.
По окончании работы обсуждение: что услышали от детей, что почувствовали.
б) Круг. Подведение итогов. Ведущий: «Наша встреча подошла к концу. Хотелось бы услышать от вас, что сегодня стало самым главным для вас и с каким чувством вы уходите.
в) «Подарок от ведущего».
Ведущий говорит: «Мне хочется сделать для вас подарок. Для этого посмотрите на доску, где записаны ваши предложения об идеальной семье и выберите то, чего вам в семье не хватает. Теперь закройте глаза. Мысленно проговорите это предложение. Представьте, что в вашей семье уже есть то, что вы проговорили. Побудьте немного в этом состоянии. Еще раз мысленно проговорите, так как будто у вас все это уже есть. А теперь мысленно запишите это предложение. Сверните эту воображаемую бумажку и мысленно спрячьте ее у себя в кармане или в сумочке. Открывайте глаза, постарайтесь как можно меньше говорить, чтобы донести мой подарок домой. Всем большое спасибо. До свидания».
Литература.
- Оклендер В.Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Перев. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 336с.
- Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2: Родительство. – М.: «Ось-89»,2005. – 128с. (Действенный тренинг)
- Вачков И.В. Метафорический тренинг. – 2-е изд. – М.: «Ось-89», 2006. – 144с. (Действенный тренинг)