Цель: способствовать формированию читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
- формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
- продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;
- обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
- воспитание интереса к чтению и книге;
Оборудование – мультимедиапроектор, экран, компьютер. Приложение.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд)
На доске стихотворение В. Берестова «Лягушата» (слайд)
ЛЯГУШАТА
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все - герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били - ать-два!
А теперь мы - лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете - красота!
В. Берестов
Чтение про себя, вслух, выразительно.
- Назовите главных героев. Что вы узнали о них?
- Какое произведение вам напомнило это стихотворение?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
2. Проверка домашнего задания (слайд)
Дома вы прочитали произведение «Лягушка-путешественница». Поделитесь своими первыми впечатлениями.
- Озвучьте название произведения. («Лягушка-путешественница»).
- Назовите автора. (Всеволод Михайлович Гаршин)
- Что узнали о главных героях в этом произведении? (Лягушка, утки)
- Догадались ли, почему так называется это произведение?
- О чём подсказали иллюстрации?
- Задумались ли вы о жанре произведения?
-Что узнали по содержанию?
- Где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг?
- Какой способ передвижения придумала лягушка?
- Почему путешественнице не удалось добраться до тёплых краев?
-Какие новые знания получили по окружающему миру? (слайд)
- Лягушки питаются комарами, мошками, а лягушками питаются аисты.
- Лягушки квакают только весной.
- Стаи уток летят высоко и клином.
- Лягушки живут на болоте и в других сырых местах.
- Утки останавливаются на отдых.
И так далее.
-Внимательно ли прочитали сказку? Добавь авторские слова. (слайд)
«Ах, какая сегодня прекрасная … погода» (мокрая)
«Решилась высунуть из воды свою ….. голову» (лупоглазую)
«Она полетела … … на землю» (вверх тормашками)
3. Новая тема
1) Рефлексия после первичного чтения (слайд)
-Подумайте и оцените себя на этом этапе работы.
- Я очень хорошо знаю содержание сказки.
- Содержание сказки знаю поверхностно.
- Текст мне непонятен.
-Считаете ли вы достаточными ваши знания по этой сказке?
Необходимо ли продолжить работу? О чём следует ещё поговорить?
2) Словарная работа.
- Значение каких слов вы посмотрели по словарю? (слайд)
Захватило дух – стало трудно дышать от резких движений, волнения, страха, а также от холода и ветра.
Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе.
Объясните словосочетания (слайд)
Коряга-суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его.
Лакированная спинка - блестящая поверхность спинки.
Паяц-клоун в цирке.
Потренируйтесь в чтении: (слайд)
Происшествие, восхитительно, беспокойство, посторонние, удовольствие, необыкновенный, не оторваться, поблагодарить.
3) Слово об авторе (слайд)
- Назовите автора произведения.
-Послушайте сообщение ребят о писателе, который придумал такую невероятную историю.
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)
Родился 14 февраля 1855г. в Екатеринославской губернии в семье дворян. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. До 1864 Гаршин, после развода родителей , жил с отцом в имении Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. Это был первый сатирический очерк. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
Посмотрите на его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей, Мало, но эти произведения оказались настолько глубокими, впечатляющими, интересными, что в литературе остались до сих пор. И имя писателя не забыто народом.
Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.
Умер Гаршин в Петербурге 5 апреля 1888 года.
4) Работа над составлением плана в виде схемы.
Договариваемся о необходимости более глубокого изучения произведения.
-Предлагаю составить план полёта нашей лягушки с помощью схемы.
-С чего начинается история путешественницы? (С жизни на болоте.)
На доске появляется рисунок- уголочек болота. (слайд)
- Как жилось лягушке? Прочитайте.
-Докажите, что лягушке нравилась прекрасная мокрая погода.
Что повлияло на резкую перемену жизни лягушки? (Встреча с утками)
-Давайте прочитаем об этом. Чтение по абзацам отрывка о беседе лягушки с утками.
-Какое желание появилось у лягушки? (Попасть на юг.)
На доске появляется рисунок- юг. (слайд)
Что узнала лягушка о юге от уток?
-Как птицы рассказывали об этом?
-Что придумала лягушка, чтобы осуществить свою мечту?
-Давайте проследим начало полёта. «Всё стадо поднялось в воздух».
-Почему наши герои объединены в стадо, а не в стаю?
На доске рисунок - утки с лягушкой в воздухе. (слайд)
Чтение отрывка о полёте в первый день цепочкой по предложениям.
- Как проходил полёт?
- Прочитайте, какая картина возникла перед лягушкой? (На доске появляются слова: поля, леса, горы, над которыми летит стадо.) (слайд)
- Пронаблюдайте настроение лягушки.
- Чем закончился полёт в первый день? (Вечером «компания» остановилась в болоте.)
- Какое новое название подобрал автор для наших героев?
Чтение отрывка о полёте во второй день. ( Рисунок- утки с лягушками снова в воздухе. Но птицы летят ниже.) (слайд)
-Как изменилась картина земли сверху? Почему? (На схеме появляются новые слова: сжатые поля, пожелтевшие леса, деревни, полные хлеба в скирдах.) (слайд)
Полёт в третий день. Рисунок - утки с лягушкой значительно ниже. (На схеме слова: деревня, дети, взрослые.) (слайд)
-Как меняется картина, за которой наблюдает лягушка с воздуха? От чего это зависит?
-Что происходит дальше?
Чтение по ролям подготовленными учениками. (Рисунок - лягушка оказалась в грязном пруду.) (слайд)
- Куда упала лягушка?
-Почему это произошло?
-Какое качество характера её подвело?
-Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев похожа лягушка?
-Что общего между вороной и лягушкой?
-Как сказано об этом в пословицах?
Хвастовство само себя наказывает.
Высоко взлетишь да низко упадёшь.
-Чем же закончилось путешествие лягушки? Достигла ли она своей цели? Почему?
-Какая мечта осталась у нашей героини? (Птицы вернутся за ней.)
Обобщение. Обратите внимание на нашу схему. Как начался и чем закончился полёт лягушки? (слайд)
5) Составление рассказа о лягушке. (слайд)
-Как выглядит в начале сказки? ( Большая, толстая, коричневато – зеленого цвета).
Опишите позу. (Расслабленная, довольная, мордочку выставила навстречу каплям дождя).
Далее в тексте отмечаются отрывки, соответствующие описанию лягушки в разные моменты:
- испуг лягушки;
- любопытство взяло верх;
- сияющая мордочка, когда нашла способ передвижения;
- страх в полете;
- выдержка во время полета;
- забыта осторожность;
- быстрое ориентирование на новом месте, находчивость.
- Ваше отношение к лягушке?
-Какая она?
(Боязливая, осторожная, любознательная, вежливая, несдержанная, ее волнует мнение окружающих, решительная, отважная, умная, храбрая, любопытная, хвастливая, хитрая, честолюбивая, врунья, изобретательная, сообразительная, смелая, находчивая, неунывающая, жизнерадостная…)
-А как автор относится к ней? (Отношение автора к лягушке очень сложное: он и любуется ею, и жалеет ее, и по-доброму смеется над ней. )
4. Итог урока.
Мы перечитали с вами произведение.
-Подумайте и оцените себя снова. Выскажите свои мысли, закончите предложения. (слайд)
- Я очень хорошо знаю содержание сказки…
- Содержание сказки знаю поверхностно…
- Текст мне непонятен…
Домашнее задание по выбору.(слайд)
- Перечитайте сказку и придумайте своё продолжение. Как бы вы её закончили?
- Перечитайте сказку и сделайте к ней рисунок.