Авторская разработка совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей с ОНР в средней группе "Путешествие в зимний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Обучение дошкольников неотделимо от игры, поэтому этот материал в игровой форме познакомит детей с числами и цифрами.

Перед вами конспект, в котором представлены увлекательные игры и упражнения для детей. Используя, уже имеющиеся знания, дети учатся соотносить число, предмет, цифру. Также предложены задания с применением раздаточного материала (цифр, числовых карточек, лабиринтов, счётных палочек). Ребёнку предоставляется возможность выполнять задание самостоятельно, а главное – самому оценивать правильность его выполнения и самостоятельно исправлять ошибки. Материал позволяет увлечь детей отгадыванием загадок, закрепить знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Конспект и индивидуальные карточки с заданиями позволяют широко использовать словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.

Физкультминутки, которые органически входят в конспект, представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики, зрительно-моторной координации и математических понятий.

Не забывайте хвалить ребёнка даже за самые незначительные успехи.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов.
  • Закрепить знания о числах и цифрах 1, 2, 3.
  • Учить различать множества с одним, двумя и тремя элементами на основе сопоставления этих множеств, называть общее число предметов в результате счёта.

Развивающие:

  • Продолжать учить детей выкладывать изображения при помощи счётных палочек.
  • Закреплять представления о частях суток.
  • Развивать зрительное внимание при прохождении лабиринта.
  • Продолжать развивать конструктивный праксис.

Воспитательные:

  • Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

Коррекционные:

  • Продолжать учить согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже.
  • Упражнять в ориентировке в пространстве.

Демонстрационный материал: плоскостные изображения филина, сороки, синички, снегиря, дерева, конверт с письмом, цифры 1, 2, 3; модель частей суток.

Раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, лабиринты, счётные палочки, медальки, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, какое время года наступило?

Дети. Зима.

Воспитатель. Правильно – зима! Сегодня, на занятии мы отправимся в зимний лес. Что нам надо сделать, чтобы отправиться в зимний лес?

Дети. Одеться.

Воспитатель. Правильно! Какие вещи нам нужно одеть?

Дети. Зимние, тёплые.

Воспитатель. Давайте их назовём.

Дети (называют зимнюю одежду и обувь).

Воспитатель. Теперь мы точно можем идти. Давайте закроем глазки и…

Один, два, три,
В лес попади!

Звучит фонограмма птичьих голосов

 (Появляется сорока, на хвосте у неё конверт, а внутри конверта, письмо от учёного Филина).

Воспитатель (распечатывает конверт и читает письмо): «Дорогие ребята, я очень рад, что вы с интересом занимаетесь математикой, и хочу, чтобы вы стали такими же умными, как я. Посылаю вам задание, если вы правильно выполните его, то попадёте ко мне в гости».

Воспитатель. Чтобы попасть в гости к учёному Филину, надо выполнить задание, которое он вам прислал. Давайте сейчас вы сядете за столы и выполните задание.

Дидактическое упражнение «Найди нужную цифру» (Индивидуально для каждого)

Воспитатель. У вас на столе положены карточки с заданиями, у всех карточки разные, вы должны выполнять задание только на своей карточке. Ребята, вам будет нужно посчитать птичек, которые находятся на карточке, и положить в окошко, ту цифру, которая бы соответствовала их количеству.

Дети (выполняют задание, воспитатель наблюдает, помогает, даёт нужный совет, даёт оценку каждому).

Воспитатель. Рома, какую цифру ты положил в окошко?

Дети. Цифру два.

Воспитатель. Правильно, молодец!

Воспитатель. Костя, почему ты положил именно эту цифру?

Дети. Потому что у меня три птички.

Воспитатель. Борислав, сосчитай, сколько птичек на твоей карточке?

Дети. Две птички.

Воспитатель. Молодцы! Вы, все очень хорошо справились с этим трудным заданием, а теперь переверните ваши карточки на обратную сторону и посмотрите…

Задание «Лабиринт»

Воспитатель. Вам будет нужно помочь мальчику пройти по лабиринту к учёному Филину. Сейчас вы возьмите в правую руку карандаш и отправимся в путь.

Дети (выполняют задание, воспитатель наблюдает, анализирует).

Воспитатель. Все молодцы, прошли такой трудный лабиринт. И мы с вами отправляемся в путь. Выходим из-за столов.

Воспитатель. Я вижу, что вы начали замерзать, поэтому давайте погреемся.

Физкультминутка «Это тоже я могу».

Воспитатель.

Кто скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Вправо – влево разведу (Это тоже я могу).
И как птица полечу,
Головою заверчу.
А потом присяду, встану
И нисколько не устану.
Я попрыгаю немного
И пешком пойду в дорогу.

Воспитатель. Отправляемся дальше. Ой, тут ещё какая-то птичка? Кто это?

Дети. Синичка.

Воспитатель. Правильно это синичка! (Появляется синичка, а в клювике она что-то держит – конверт с игрой).

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Воспитатель (загадывает загадки)

Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится,
Если радио у вас
Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Что-то наступило.
(утро)

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать…
(вечер)

Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.
(ночь)

 Воспитатель. Про какое время суток я не загадала загадку?

Дети. Про день.

Воспитатель. Молодцы, правильно отгадали!

(Затем каждый ребёнок выбирает карточку и называет то, что у него изображено на карточке, если кто-то затрудняется, то ему помогают).

Воспитатель. Какое время суток изображено у тебя на картинке? Почему, ты так решил?

Дети. Птичка проснулась и запела песенку.

(Дополнительные вопросы индивидуально).

Воспитатель. Что было перед тем, когда наступило утро (день, вечер, ночь)? Что будет после того, когда закончится утро (день, вечер, ночь)?

Прикрепи, пожалуйста, свою картинку на временной круг. Молодцы, ребятки, вы всё сделали правильно. Хорошо отвечали на вопросы. Видно, что все очень стараются. И мы можем снова идти дальше.

Воспитатель (загадывает загадку)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять?
Кто это?

Дети. Снегирь.

(Появляется снегирь, который в лапках держит задание).

Дидактическое упражнение «Выкладывание из палочек»

 (Индивидуально для каждого, по образцу, используя от 4 до 6 палочек).

Воспитатель. Куда шла птичка? (Вперёд, назад, влево, вправо, вверх, вниз).

Куда смотрят веточки у ёлочки (дерева)? (Вверх, вниз). Молодцы! Давайте пойдём дальше.

Физкультминутка «Вот летит большая птица» (фонограмма птичьих голосов)

Вот летит большая птица,
Плавно кружит надо мной.
 (Движения руками, имитирующие махи крыльями).
Наконец, она садится
На корягу под дуплом.
(Дети садятся).

Воспитатель. Давайте мы с вами вспомним, каких птичек повстречали на нашем пути. Какая птичка нам повстречалась первая?

Дети. Сорока.

Воспитатель. Молодцы, правильно! Какая птичка нам повстречалась вторая?

Дети. Синичка.

Воспитатель. Какая птичка нам повстречалась третья?

Дети. Снегирь.

Воспитатель (Выкладывает карточки с птицами в горизонтальный ряд, слева направо).

Воспитатель. Сколько птичек было на нашем пути?

Дети. Три птички.

Воспитатель. Правильно! Давайте это множество обозначим цифрой. Какой цифрой мы должны обозначить это множество?

Дети. Цифрой три.

Воспитатель. Молодцы! Правильно!

Воспитатель. А вот и дупло учёного Филина.

Дети (рассказывают, как долго добирались, читают стихи учёному Филину. Учёный Филин внимательно слушает).

Филин. Какие, вы молодцы ребята, все выполнили мои задания, очень рад за вас, я высоко сидел и далеко глядел, всё видел и всё слышал. Поэтому хочу подарить на память вот эти медальки, чтобы они напоминали вам о нашей встрече. (Дарит каждому ребёнку медальку).

Дети (благодарят учёного Филина).

Воспитатель. Ребята, нам пора уже прощаться и возвращаться назад в детский сад. Мы обязательно встретимся ещё с учёным Филином. Давайте попрощаемся с Филином и вернёмся в детский сад. Все закроем глазки, и на счёт:

Раз, два, три,
Вокруг себя обернись,
В детском саду окажись.

Воспитатель. Вот мы снова в детском саду. Вам, понравилось наше путешествие?

Дети. Да, очень.

Воспитатель. Хотите ещё пойти в гости к учёному Филину?

Дети. Да.

Воспитатель. Вы сегодня, все очень хорошо занимались, думали, старались, правильно отвечали на вопросы. Это очень понравилось учёному Филину, и он будет ждать вас снова!