Цель: совершенствование фонетико – фонематической стороны речи.
Задачи:
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
- Развивать звуковой анализ и синтез;
- Развитие артикуляционного праксиса;
- Развивать сообразительность, внимание, мышление;
- Воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии, активность и творчество;
- Создать эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника;
- Учить действовать в команде быстро, слаженно.
Оборудование: слайдовое сопровождение, коллаж, предметные картинки, ленточки для проведения дыхательной гимнастики, буквы, звучащие игрушки (тигренок, жук, змея), костюмы для персонажей.
Ход мероприятия
Музыкальный зал украшен изображениями с веселыми лицами детей, разноцветными буквами, шарами и флажками. Звучит музыкальная заставка, пред занавесом появляются ведущие.
Учитель-логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по звуковому городу».
За горами, за долами, за широкими морями,
Не на небе – на земле
Есть страна, в ней звуки все:
Звонкие, согласные, мягкие и гласные
Дружно в городе живут
Город «Звукоград» зовут.
А на чем мы с вами отправимся? Вы узнаете из загадки.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Сейчас мы с вами встанем друг за другом, как вагончики. Поехали!
Станция «Город Звукоград» (упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса)
Учитель - логопед: «Вот мы с вами и приехали в город «Звукоград». Посмотрите, ворота закрыты. Как же нам их открыть?»
Появляется персонаж король Звукограда.
Король: «Здравствуйте, ребята! Я король этого города. Я с удовольствием пропущу вас, но после того, как вы справитесь с моим заданием!»
Учитель - логопед: «Сейчас я буду читать вам стихи, а вы должны правильно выполнить упражнение и назвать его».
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца («Улыбка»)Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну… («Хоботок»)Наш веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо… («Часики»)На качелях я качаюсь:
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз («Качели»)Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну («Иголочка»)
На слайде появляются картинки, изображающие упражнение.
Король Звукограда: «Молодцы, ребята! У вас все получилось, теперь можете ехать дальше!»
Станция «Ветерок» (дыхательные упражнения).
Учитель – логопед: «Ребята, что это за шум (шум ветра)! Кто это к нам летит?»
Появляется персонаж Ветерок.
Ветерок: «Ребята, а вы хотите поиграть со мной? Я знаю веселую игру».
Вдох – с улыбкой день встречаем (вдох носом),
Выдох – все мы замечаем (выдох носом).
Вдох – мы руки развели
И плывем как корабли (вдох носом).
Выдох – вместе с капитаном
Странствуем по разным странам (выдох ртом).
Вдох – спешим за облаками,
Машем крыльями – руками (вдох ртом).
Выдох – вот уже летим,
Руки в крылья обратим (выдох носом).
Успокоились немножко –
Вдох – закончилась дорожка (вдох ртом),
Выдох встанем у порожка (выдох ртом)
И опять начнем играть,
День с улыбкою встречать.
Наталья Летошко
Станция «Потерянные звуки» (упражнения, направленные на формирование звукового анализа)
Учитель - логопед: «Ребята, мы с вами приехали на станцию «Потерянный звук»
(Звучит музыка из к/ф «Красная шапочка».)
А кто это к нам идет? Появляется персонаж Красная Шапочка и громко плачет. Красная Шапочка, что случилось? Почему ты плачешь?»
Красная Шапочка: «Ребята, я уронила корзинку и все картинки перепутались, помогите мне!»
Учитель – логопед: «Ребята, давайте поможем Красной Шапочке. Нам нужно разложить картинки на соответствующий звук, например тигр рычит – значит сюда нужно сложить картинки, которые начинаются на звук «р», змея шипит – картинки, начинающиеся на звук «ш», жук жжужит – картинки на звук «ж».
«Ребята, каждый из вас берете по одной картинки и кладет ее в соответствующий кармашек, а мы с Красной Шапочкой проверяем!»
Красная Шапочка: «Ребята, большое спасибо! Вы мне очень помогли! До свидания!»
Станция «Дружные ребята» (Пальчиковая гимнастика)
Учитель – логопед: «Ребята, на этой станции мы покажем какие у нас ловкие пальчики».
Движение пальцев иллюстрирует стихотворные строки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются в «Замок» и разъединяются).
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки).
Раз, два, три, четыре, пять…
(Поочередное соединяем одноименные пальцы: большой с большим и т.д.).
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук).
Раз, два, три, четыре, пять,
(Поочередное касание)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
Станция «Цепочка» (упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия).
Учитель – логопед: «Ребята, на этой станции мы поиграем в очень интересную игру, она называется «Цепочка слов». Я говорю вам первое слово, а вы внимательно слушайте последний звук и на этот звук придумайте новое слово. Кот – ток – карта – аист и т.д.»
Станция «Танцевальная» (логоритмические упражнения).
Появляется сказочный персонаж Ветерок.
Ветерок: «Ребята, это снова вы? Наверно, вы устали выполнять сложные задания! Давайте повеселимся и потанцуем!»
Логоритмические упражнения «Ветер».
Ветерок листвой шуршит: Шу – шу – шу, шу – шу – шу.
Потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит: У – у –у, у-у-у.
Хлопают над головой руками.
Поднимает пыль столбом – бом – бом – бом, бом – бом – бом.
Топают ногами.
Дует он везде, кругом – гом – гом – гом, гом – гом – гом.
Поворот вокруг себя.
Может вызвать бурю он – бах – бах – бах, бах – бах –бах.
Руки в стороны, делают вращательные движения.
Не удержится и слон – Ах – ах – ах, ах – ах -ах.
Ветерок: Молодцы, ребята! До свидания!
Учитель – логопед: Ребята, а мы с вами отправимся дальше!
Станция «Очумелые ручки» (коллективная работа)
Король Звукограда: «Ребята, а понравилось ли вам путешествовать по нашему городу? Много всего интересного увидели! Что вам больше всего запомнилось?»
Учитель - логопед: «Ребята, а давайте мы сделаем картину о нашем путешествии и подарим королю города Звукоград!»
Детьми выполняется коллективная работа (коллаж).
Король Звукограда: «Ребята, вы такие молодца, такую красивую картину сделали! Большое спасибо!
До свидания!»
Использованная литература:
- «Уроки логопедии» З.А. Репина, В.И. Буйко, «Литур», 2001 г.
- «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» А.В. Никитина, «Сфера», 2008 г.
- «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» В.В. Цвынтарный, «Лань», 2002 г.
- «Логопедические развлечение в детском саду. Сборник сценариев для работы с детьми 5-7 лет» Н. Володькова, В. Лапковская, «Мозаика – Синтез», 2008 г.
- «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников» Е.С. Анищенкова, «Астрель», 2007 г.