Игровая деятельностьи в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование культуры поведения, умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки товарищей, побуждение к передаче своего опыта младшим детям. Развитие умения действовать и вести диалог в соответствии с принятой ролью, самостоятельно создавать игровую обстановку. Развитие выразительности речи, движений, мимики.

Оборудование: атрибуты съёмочной площадки (декорации, прожектора, кинокамера и т.д.).

В группу приходит воспитатель младшей группы и обращается с просьбой снять фильм о дружбе, чтобы показать малышам, как надо дружить. Воспитатель и дети подготовительной группы обсуждают предложение, принимают решение «снять фильм», составляют план действий (воспитатель при необходимости помогает с помощью вопросов, пояснений, предложений):

  • Где снимают (будем снимать) фильм? (на съёмочной площадке)
  • Что надо для создания съёмочной площадки? (декорации, прожектора, кинокамера и т.д.).
  • Кто работает на съёмочной площадке? (оператор, режиссёр, актёры, гримёры, осветители и т.д.)

Создаётся игровая обстановка, распределяются роли, занимают соответствующие места.
Сценарист (воспитатель) предлагает сценарий. Это может быть материал рассказов:

  • «Кубик на кубик» Я. Тайца.

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

— Дай башню!

— Не дам!

— Дай хоть кубик!

— Один кубичек возьми!

Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

  • «Урок дружбы» М. Пляцковского. 

Жили два воробья - Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена, но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется». - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпались на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему другу Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и клюй!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав, - ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

  • «Два товарища» Л. Толстого.

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

  • «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинского. 

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но вскоре им стало скучно. Отчего детям стало скучно?

  • «До первого дождя» В Осеевой.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.

В ходе обсуждения «сценария» выясняется, чему научит младших детей каждый сюжет, придумывается название фильма, отдельных серий.

Инсценировка может действительно сниматься на кинокамеру и демонстрироваться детям младших групп. Старшие дети могут подготовить для детей инсценировки сказок, подарки, оказать помощь (при одевании на прогулку, в играх и т.д.)