Цель: формирование культуры поведения, умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки товарищей, побуждение к передаче своего опыта младшим детям. Развитие умения действовать и вести диалог в соответствии с принятой ролью, самостоятельно создавать игровую обстановку. Развитие выразительности речи, движений, мимики.
Оборудование: атрибуты съёмочной площадки (декорации, прожектора, кинокамера и т.д.).
В группу приходит воспитатель младшей группы и обращается с просьбой снять фильм о дружбе, чтобы показать малышам, как надо дружить. Воспитатель и дети подготовительной группы обсуждают предложение, принимают решение «снять фильм», составляют план действий (воспитатель при необходимости помогает с помощью вопросов, пояснений, предложений):
- Где снимают (будем снимать) фильм? (на съёмочной площадке)
- Что надо для создания съёмочной площадки? (декорации, прожектора, кинокамера и т.д.).
- Кто работает на съёмочной площадке? (оператор, режиссёр, актёры, гримёры, осветители и т.д.)
Создаётся игровая обстановка, распределяются роли, занимают соответствующие места.
Сценарист (воспитатель) предлагает сценарий. Это может быть материал рассказов:
- «Кубик на кубик» Я. Тайца.
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
— Дай башню!
— Не дам!
— Дай хоть кубик!
— Один кубичек возьми!
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!
- «Урок дружбы» М. Пляцковского.
Жили два воробья - Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена, но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется». - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпались на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему другу Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и клюй!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверное, прав, - ответил Чик.
Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.
- «Два товарища» Л. Толстого.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
- «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинского.
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но вскоре им стало скучно. Отчего детям стало скучно?
- «До первого дождя» В Осеевой.
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей.
Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.
В ходе обсуждения «сценария» выясняется, чему научит младших детей каждый сюжет, придумывается название фильма, отдельных серий.
Инсценировка может действительно сниматься на кинокамеру и демонстрироваться детям младших групп. Старшие дети могут подготовить для детей инсценировки сказок, подарки, оказать помощь (при одевании на прогулку, в играх и т.д.)