Цели:
- Образовательные: формировать представление об особенностях лирического стихотворения, умение осознанно и грамотно читать лирическое произведение.
- Развивающие: развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта; развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения); развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывающие: воспитывать чувства любви к родной природе.
Ход урока
I. Поэтическая минутка. Актуализация знаний.
В этом имени - слово «осень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез, и синь рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
(Н. Браун)
Какие прекрасные стихи прочитаны о Сергее Есенине!
- А какие стихи С. Есенина вы уже читали?
II. Выразительное чтение стихотворения С. Есенина « Воробышки».
(Читает учитель).
- Что вы узнали о поэте, написавшим это стихотворение? (Поэт жалеет птичек. Он – добрый человек).
- Чтение стихотворения учащимися «птичьим базаром». Что непонятно?
Ставни – найдите значение этого слова в словаре. Как поэт называет воробьев в стихотворении? (Воробышки игривые, пташки малые, голодные, усталые, пташки нежные). Таких слов не нашел бы человек, равнодушный к воробьям. Читая стихотворение, мы разделяем чувства поэта. Он дал нам ощутить как сурова зима, чтобы мы пожалели маленьких голодных пташек.
Как Есенин добивается этого?
Проанализируем это стихотворение, пользуясь следующим вопросником:
- Кто главный герой?
- Какое чувство преобладает?
- Чем вызвано это чувство?
- Какой прием использовал автор для создания этого настроения?
III. Анализ стихотворения.
- Сколько строк в этом стихотворении? (4)
- Сколько предложений в каждой строфе? (2)
- В каждой строфе поэт рисует картину. Четыре строфы – это четыре картины, и в каждой – свои герои.
- Кто главный герой первой строфы? (Зима)
- Какие слова можно считать главными? (С тоской глубокою, потому что выражают чувства поэта)
- Значит, глубокая тоска – настроение первой строфы.
Запись на доске: 1. Глубокая тоска.
- Что создает тоскливое настроение?
(Ауканье зимы, звон леса)
- Прочитайте рифмующиеся слова так, чтоб мы услышали ауканье зимы.
(Аукает – баюкает,
Глубокую – далекую)
- Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен.
(СтоЗВОном СОСняка)
- Сочетание каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу?
(лы –ле – ла: ПЛЫ вут в страну даЛЕкую седые обЛАка)
Строка звучит красиво, потому что автор использует звукопись.
- Какой прием использовал автор, создавая образ зимы? (Олицетворение)
(Аукает, баюкает, хочет усыпить лес, будто человек)
И облака седые с тоской глубокую покидают родину.
А теперь попробуем прочитать первую строфу выразительно так, чтобы передать и ауканье зиму, и звон стволов, и глубокую тоску облаков.
Выразительное чтение первой строфы учащимися.
2. Тревога.
- Кто главный герой во второй строфе? (Метелица)
- Какое главное чувство? (Тревога)
- Что вызывает эту тревогу? (Зимний холод и судьба воробьев)
- Красив ли только что выпавший снег и с чем его сравнивает Есенин?
(Похож на гладкий шелковый ковер)
- Какой прием использует поэт? (Сравнение)
- Найдите второе сравнение.
(Воробышки игривые как детки сиротливые)
- Почему именно такое сравнение подобрал автор?
(Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков)
Выразительное чтение второй строфы.
3. Жалость.
Жалость к воробьям особенно выражена в третьей строфе. Значение слова « ставни» прочитать по «Толковому словарю»
Пользуясь вопросником, дайте характеристику – анализ третьей строфы.
(Главными героями здесь являются воробышки. Их жалко, потому что им голодно, холодно, страшно. Страшно потому, что вьюга злится и бешено ревет. Поэт использует олицетворение)
Злость вьюги и свист ветра передают звуки С- З:
Стучит по Ставням Свешанным
И ЗлитСя вСе Сильней.
А вот звуки З –Ш – Ж передают дрожь воробьев:
приЖались у окна
оЗябли птаШки малые
голодные уСталые
и Жмутся поплотней.
4. Надежда.
Прочитайте четвертую строфу.
Какое чувство преобладает в четвертой строфе?
Она самая светлая. В ней – ожидание счастливых весенних дней. Стихотворение о зиме заканчивается словом «весна». И поэт не жалеет для нее добрых слов: она прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица. (Приблизительно так один из учеников дает полный анализ)
IV. Работа в группах.
Подготовить выразительное чтение по группам, каждой группе – одну строфу.
VI. Составление плана.
Какой текст вы прочитали? (Художественный)
Почему так думаете? (Вызывает определенные чувства – тревогу, радость)
Почему это текст? (Состоит из предложений, связанных по смыслу. В тексте всегда есть тема и идея)
Определите тему и идею текста.
(Тема этого произведения – Воробышки, а идея – ощущение того, как сурова зима, и мы должны пожалеть маленьких голодных пташек)
Возьмите в руки рисунок с изображением воробья, кисти и краски. Изобразите все это графически на главных героях – воробышках.
(Дети рисуют графический план)
Анализ рисунка: почему подобрал эти цвета?
VII. Итог
Поэт проводит нас по «Лесенке чувств», позволяя разделить с ним тоску и тревогу, жалость и надежду.
Мы тоже не остались равнодушными к героям, к событиям этого произведения.
И в нас, наверное, таятся неведомые чувства. Значит, у нас есть душа и наша душа светится.
Давайте попробуем заглянуть в себя. Положите голову на парту, закройте глаза и попытайтесь увидеть свет своей души. (Звучит музыка Ф. Шуберта « Аве Мария»)
Что увидели?
(Внутри меня сверкает розовый шарик и от него идут лучики, легкий пушистый комочек…)