Анализ стихотворения С.Есенина "Воробышки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Образовательные: формировать представление об особенностях лирического стихотворения, умение осознанно и грамотно читать лирическое произведение.
  • Развивающие: развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта; развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения); развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывающие: воспитывать чувства любви к родной природе.

Ход урока

I. Поэтическая минутка. Актуализация знаний.

В этом имени - слово «осень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез, и синь рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
(Н. Браун)

Какие прекрасные стихи прочитаны о Сергее Есенине!

- А какие стихи С. Есенина вы уже читали?

II. Выразительное чтение стихотворения С. Есенина « Воробышки».

(Читает учитель).

  1. Что вы узнали о поэте, написавшим это стихотворение? (Поэт жалеет птичек. Он – добрый человек).
  2. Чтение стихотворения учащимися «птичьим базаром». Что непонятно?

Ставни – найдите значение этого слова в словаре. Как поэт называет воробьев в стихотворении? (Воробышки игривые, пташки малые, голодные, усталые, пташки нежные). Таких слов не нашел бы человек, равнодушный к воробьям. Читая стихотворение, мы разделяем чувства поэта. Он дал нам ощутить как сурова зима, чтобы мы пожалели маленьких голодных пташек.

Как Есенин добивается этого?

Проанализируем это стихотворение, пользуясь следующим вопросником:

  1. Кто главный герой?
  2. Какое чувство преобладает?
  3. Чем вызвано это чувство?
  4. Какой прием использовал автор для создания этого настроения?

III. Анализ стихотворения.

- Сколько строк в этом стихотворении? (4)

- Сколько предложений в каждой строфе? (2)

- В каждой строфе поэт рисует картину. Четыре строфы – это четыре картины, и в каждой – свои герои.

- Кто главный герой первой строфы? (Зима)

- Какие слова можно считать главными? (С тоской глубокою, потому что выражают чувства поэта)

- Значит, глубокая тоска – настроение первой строфы.

Запись на доске: 1. Глубокая тоска.

- Что создает тоскливое настроение?

(Ауканье зимы, звон леса)

- Прочитайте рифмующиеся слова так, чтоб мы услышали ауканье зимы.

(Аукает – баюкает,

Глубокую – далекую)

- Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен.

(СтоЗВОном СОСняка)

- Сочетание каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу?

(лы –ле – ла: ПЛЫ вут в страну даЛЕкую седые обЛАка)

Строка звучит красиво, потому что автор использует звукопись.

- Какой прием использовал автор, создавая образ зимы? (Олицетворение)

(Аукает, баюкает, хочет усыпить лес, будто человек)

И облака седые с тоской глубокую покидают родину.

А теперь попробуем прочитать первую строфу выразительно так, чтобы передать и ауканье зиму, и звон стволов, и глубокую тоску облаков.

Выразительное чтение первой строфы учащимися.

2. Тревога.

- Кто главный герой во второй строфе? (Метелица)

- Какое главное чувство? (Тревога)

- Что вызывает эту тревогу? (Зимний холод и судьба воробьев)

- Красив ли только что выпавший снег и с чем его сравнивает Есенин?

(Похож на гладкий шелковый ковер)

- Какой прием использует поэт? (Сравнение)

- Найдите второе сравнение.

(Воробышки игривые как детки сиротливые)

- Почему именно такое сравнение подобрал автор?

(Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков)

Выразительное чтение второй строфы.

3. Жалость.

Жалость к воробьям особенно выражена в третьей строфе. Значение слова « ставни» прочитать по «Толковому словарю»

Пользуясь вопросником, дайте характеристику – анализ третьей строфы.

(Главными героями здесь являются воробышки. Их жалко, потому что им голодно, холодно, страшно. Страшно потому, что вьюга злится и бешено ревет. Поэт использует олицетворение)

Злость вьюги и свист ветра передают звуки С- З:

Стучит по Ставням Свешанным

И ЗлитСя вСе Сильней.

А вот звуки З –Ш – Ж передают дрожь воробьев:

приЖались у окна

оЗябли птаШки малые

голодные уСталые

и Жмутся поплотней.

4. Надежда.

Прочитайте четвертую строфу.

Какое чувство преобладает в четвертой строфе?

Она самая светлая. В ней – ожидание счастливых весенних дней. Стихотворение о зиме заканчивается словом «весна». И поэт не жалеет для нее добрых слов: она прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица. (Приблизительно так один из учеников дает полный анализ)

IV. Работа в группах.

Подготовить выразительное чтение по группам, каждой группе – одну строфу.

VI. Составление плана.

Какой текст вы прочитали? (Художественный)

Почему так думаете? (Вызывает определенные чувства – тревогу, радость)

Почему это текст? (Состоит из предложений, связанных по смыслу. В тексте всегда есть тема и идея)

Определите тему и идею текста.

(Тема этого произведения – Воробышки, а идея – ощущение того, как сурова зима, и мы должны пожалеть маленьких голодных пташек)

Возьмите в руки рисунок с изображением воробья, кисти и краски. Изобразите все это графически на главных героях – воробышках.

(Дети рисуют графический план)

Анализ рисунка: почему подобрал эти цвета?

VII. Итог

Поэт проводит нас по «Лесенке чувств», позволяя разделить с ним тоску и тревогу, жалость и надежду.

Мы тоже не остались равнодушными к героям, к событиям этого произведения.

И в нас, наверное, таятся неведомые чувства. Значит, у нас есть душа и наша душа светится.

Давайте попробуем заглянуть в себя. Положите голову на парту, закройте глаза и попытайтесь увидеть свет своей души. (Звучит музыка Ф. Шуберта « Аве Мария»)

Что увидели?

(Внутри меня сверкает розовый шарик и от него идут лучики, легкий пушистый комочек…)