Профилактика дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Формировать у детей навыки правильного поведения на улицах начинать надо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны. Правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Нет единой системы по обучению детей правилам дорожного движения, охватывающей все стороны деятельности дошкольников.
Именно это и привело к углубленной работе дошкольного учреждения над темой: «Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах».
Жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна. Участие детей в дорожно-транспортном происшествиях связано с невыполнением правил дорожного движения, отсутствием навыков безопасного поведения на дороге. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которая представляет собой автомобиль.
Актуальность избранной темы на современном этапе обусловлена:
- резким ростом автомобилизации;
- лидирующим местом травм детей, полученных в дорожно-транспортных происшествиях в общем списке детского травматизма;
- недостаточным вниманием к воспитанию дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах;
- отсутствие единой системы обучения вопросам дорожной безопасности.
Целью педагогической деятельности является повышение эффективности педагогического процесса по обучению дошкольников навыкам безопасного движения на дорогах посредством интегрированного подхода.
Достижению этой цели служит решение задач:
- определить у дошкольников уровень сформированности навыков культурного поведения в дорожно-транспортной среде;
- активизировать внимание родителей и общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке;
- доказать опытно-экспериментальным путем возможность и необходимость использования интегрированного подхода по обучению дошкольников безопасному движению по улице;
- повысить уровень знаний у детей по дорожной тематике, формировать навыки и привычки безопасного поведения на дорогах.
- развивать материально-техническую базу для работы по данному направлению.
При решении задач использовался широкий спектр методов:
- теоретические (анализ, сравнение, обобщение);
- эмпирические (наблюдение, экскурсия, анализ продуктивной деятельности, игровые проблемные ситуации, анкетирование).
Организация образовательного процесса на основе интегрированного подхода осуществлялась в следующей последовательности:
- было определено содержание работы по проблеме обучения детей правилам дорожного движения;
- разработан тематический план, в который вошли 4 блока, определяющие содержание работы с детьми по данному вопросу в разных возрастных группах;
- на основе тематического планирования разработана серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста;
- обеспечено методическое сопровождение по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Творческой группой детского сада был разработан тематический план по обучению детей правилам дорожного движения с использованием принципа интеграции. В содержание плана вошли четыре блока (в соответствии с возрастом детей). Тематический план реализовывался в рамках изучения программы «Детство» по ознакомлению дошкольников с образовательной областью «Безопасность» и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной).
Совместная деятельность с детьми включала 4 блока:
- Транспорт.
- Улицы города
- Светофор.
- Дорожные знаки.
Изучение той или иной темы осуществлялось в соответствии с разработанным алгоритмом - выделялась ведущая тема недели один раз в месяц и ребёнок «проживал» тему в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной.
Творческой группой педагогов были разработаны конспекты интегрированных занятий по образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация» для детей старшего дошкольного возраста. Все занятия с детьми в течение недели объединены общей темой «Правила и безопасность дорожного движения».
Блоки, вокруг которых объединялись занятия по дорожной безопасности познавательной, игровой и продуктивной деятельностей, имели свои цели и задачи. Содержание каждого блока включало: во второй младшей группе умение различать виды транспорта, знакомство с понятиями улица, дорога, тротуар, светофор. В средней группе – знакомство с правилами перехода через улицу (пешеходный переход), правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о видах транспорта. В старшей группе – расширение знаний о безопасности поведения в транспорте, при езде на велосипеде, о дорожных знаках. В подготовительной к школе группе – закрепление знаний детей о дорожных знаках, видах перекрёстков, участниках дорожного движения, безопасном движении по улицам.
Все занятия сохраняли форму занимательной, увлекательной игры. При отборе содержания этих занятий воспитатели ориентировались на то, что обучение с использованием интегрированного подхода сделает обучение дошкольников более интересным, развивает потенциал самих дошкольников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Для закрепления знаний детьми правил дорожного движения использовались наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, моделирование ситуаций, целевые прогулки.
Теоретические знания подкреплялись продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием) (Приложение №1).
Итогом усвоения знаний дорожной грамоты дошкольниками являлось проведение различных мероприятий: развлечения «Путешествия в страну дорожных знаков», викторины «Что? Где? Когда?», «Весёлые старты», познавательно-игровые конкурсы «Правила дорожного движения». Данные мероприятия осуществлялись в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса (воспитатели, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре, педагог – психолог). Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, которая включает:
- уголки безопасности в группах;
- наглядную агитацию;
- познавательно-агитационные материалы.
В процессе работы над тематическим планом педагогами разработан и подготовлен наглядно-дидактический материал:
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры;
- атрибуты для кукольного театра;
- атрибуты для развлечений;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;
- плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации;
- игровое обучающее пособие «Я грамотный пешеход».
С целью повышения профессионального мастерства педагогов были организованы семинары: «Методы и приёмы обучения детей правилам дорожного движения, практический семинар организованный и проведенный совместно со старшим инспектором ГИБДД «Ознакомление дошкольников с дорожной азбукой». Были проведены консультации под общей тематикой «Безопасность - дорога детства» в течение 2010-2011 учебного года, заседания круглого стола «Взаимодействие узких специалистов по обучению дошкольников дорожной грамоте», педагогический совет «Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах».
В процессе деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагогами дошкольного образовательного учреждения осуществлялась планомерная, систематическая работа с родителями.
Педагоги детского сада подготовили методические рекомендации, консультации, буклеты, листовки для родителей по воспитанию у дошкольников культуры поведения на дорогах и в общественном транспорте. Проведены родительские собрания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука» с приглашение сотрудника ГИБДД, дни открытых дверей, выставки поделок и рисунков «Азбука безопасности», праздники и развлечения с участием детей и старшего инспектора по пропаганде отдела ГИБДД УВД по городу Старый Оскол Певнева А.Н.
С целью активизации деятельности родителей, направленной на обеспечение безопасности детей в окружающей дорожно-транспортной среде, была создана семейная академия «Школа дорожных наук». Для взаимодействия с семьями дошкольников был разработан семейный проект «Детям знать положено правила дорожные!», проведены акции: «Взрослые, мы обращаемся к вам!», «Зебра – дорога жизни». Традиционным стало участие в муниципальном мероприятии «Внимание – дети!»
В рамках социального партнерства по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в 2010-2011 учебном году осуществлялась планомерная работа дошкольного образовательного учреждения с МОУ «ООШ №7». Одной из форм совместной работы детского сада, школы и ГИБДД являлась организация совместной деятельности отряда Юных инспекторов дорожного движения детского сада и отряда Юных инспекторов дорожного движения школы (Приложение №2). Члены отряда ЮИД школы регулярно посещали детский сад, организовывали для дошкольников мероприятия по изучению правил дорожного движения. Провели совместный агитационный пробег «За безопасность жизни на дорогах!» Целью пробега было обращение внимания общественности на необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дорогах и предотвращение дорожно-транспортных происшествий с детьми на улицах города. Дошкольники участвовали в конкурсах «Безопасное колесо- ЮНИОР» на базе школы №7.
В результате работы была создана система по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, в которой через интеграцию объединены все виды детской деятельности в единый, целостный педагогический процесс.
Эффективность образовательного процесса детей дошкольного возраста осуществлялась на основе интегрированного подхода в формировании навыков безопасного поведения на дорогах при соблюдении ряда условий:
- содержание образовательного процесса в детском саду строилось на принципе интеграции;
- педагогический процесс осуществлялся на основе личностно-ориентированного подхода;
- предметно-развивающая среда позволяла решать в комплексе оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи;
- осуществлялась преемственность работы детского сада с родителями, ГИБДД, школой, библиотекой.
За годы работы педагогический коллектив убедился, что такая система работы даёт положительные результаты. А самое главное, что за все годы не было ни одного случая ДТП, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.