Цель мероприятия: учить школьников бережному отношению к природе, её обитателям.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о птицах.
- Воспитывать любовь к птицам и родной природе.
- Развивать у школьников внимание, память, мышление, кругозор.
- Развитие коммуникативных навыков у школьников.
Оборудование: мультимедийная презентация "Перелёты птиц", записи с голосами птиц.
Оформление: фото птиц, рисунки учащихся с изображением птиц, чучела птиц, выставка книг, посвящённая птицам.
Место проведения: актовый зал.
Участники: учащиеся 5-8 классов.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Звучат голоса птиц.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? ( О птицах).
На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях. Птицы - удивительные создания природы, наделенные даром свободного полета. За их совершенство, красоту, неутомимость и скорость птиц именуют властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Часами может парить над равниной орел, ни разу не взмахнув крыльями, для которых воздух и опора, и несущая сила, а взмахи зимородка неуловимы для взора. Полет лебедя слышен за сотню шагов, а огромный филин летает беззвучно, словно сам он и не птица, а сгусток темноты. Среди птиц немало неутомимых ходоков и бегунов, есть древолазы, пловцы, ныряльщики, для которых вода - более близкая стихия, нежели беспредельное небо. Птицы везде. Они - наши ближайшие соседи в городах и села. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? [1,4,7].
(Птицы - вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов, украшение наших лесов, лугов, полей и парков).
2. Основная часть.
Учитель: Посмотрим, что вы знаете о птицах. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей викторины. Знатоки получают жетоны.
1. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология).
2 .Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз).
3. Лучший певец среди птиц? (Соловей).
4. Какая птица на землю не садится? ( Стриж).
5. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка).
6. Охотник за червяками на пашне. (Грач).
7. Самая верная птица. (Лебедь).
8. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушка).
9. Какая птица носит название насекомого? (Мухоловка).
10. В каком названии птицы достаточно переменить букву, чтобы получился доктор? (Грач - врач).
11. Какие птицы открывают весну? (Грачи).
12. У какой птицы длинная шея? (Журавль).
13. Какая птица селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист).
14. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл).
15. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь). 16. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)[3,6].
Учитель: ребята, а какие вы знаете приметы, связанные с птицами? Знатоки получают жетоны.
1. Кукушка кукует на сухом дереве - к морозу.
2. Под которой кровлей голуби водятся - та не горит.
3. Сорока скачет на доме больного - к выздоровлению.
4. Ласточка прилетела - скоро гром загремит.
5. Низко ласточка летает - гром предвещает.
6. Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне.
7. Кукушки стали куковать - морозам больше не бывать.
8. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
9. Воробьи перелетают стайками с места на место - к сильному ветру.
Ю. Грачи сели в гнездо, через 3 недели выходить на посев.
11 . Увидел скворца - знай: весна у крыльца.
12. Увидел грача - весну встречай.
1 З. Коли грачи прямо на гнезда летят - дружная весна.
14 .Коли перелетные птицы летят стаями - к дружной весне.
15. Птица хохлится к непогоде.
16 .Гуси летят - зимушку на хвост тащат.
17. Поздний отлет птиц предвещает теплую зиму.
18. Чайка прилетела - скоро лед пройдет.
Учитель: предлагаю вам сегодня поговорить о перелётах птиц.
Слайд 1, 2.
Учитель: С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых летом мы не видели. А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам? Разве они не могли остаться там, куда улетали на зиму? Что же такое перелёты птиц?
Слайд 3.
Учитель: В категорию перелётных входят те птицы, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие районы. Для перелётных птиц характерна наличие определённых направлений, сроков перелёта и достаточно чётко очерченной области зимовок, в которой птицы живут оседло, но иногда кочуют в поисках корма.
К перелётным относятся большинство птиц России: дрозды, соловьи, утки, цапли, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, пеночки, славки, и многие другие. Все эти птицы не могут в зимнее время найти обычный для себя корм в местах своего летнего обитания [2].
Скажите, дети, а что помогает птицам совершать перелёты? (крылья, обтекаемая форма тела, легкий скелет, воздушные мешки, хвост выполняет роль руля при полёте).
Слайд 4.
Учитель: как же птицы находят путь домой?
Слайд 5.
Учитель: все ли птицы летят стаей?
Слайды 6, 7, 8.
Учитель: куда же летят перелётные птицы?
Слайд 9.
Учитель: какие же особенности имеют перелёты разных птиц?
Слайды 10-13.
Учитель: много было догадок и предположений, почему птицы улетают на зиму и как они находят при перелетах дорогу. У некоторых птиц сначала отлетают молодые, а затем старые птицы. Следовательно, молодым никто не показывает дорогу на зимовку. Несомненно, в перелетах большое значение имеет инстинкт, т.е. врожденная, передающаяся по наследству способность к определенному поведению [7].
Как же птицы при перелётах в стае не теряют друг друга?
Слайд 14.
Учитель: какова же скорость перелёта у разных птиц?
Слайды 15-17.
Учитель: а какие ещё есть особенности при перелёте у птиц?
Слайды 18-21.
Учитель: все ли птицы улетают в одно и тоже время?
Слайды 22-24.
Учитель: за время, перелётов и на зимовках гибнет очень много птиц. Так, например, на Каспийском море и в Закавказье погибают каждую зиму десятки тысяч уток. Они гибнут от бескормицы, сильных морозов, глубокого снега и в особенности от бурь на море. Водоплавающие птицы часто гибнут от нефти, разливаемой судами в море. Нефть пачкает перья, на них налипает песок, и птицы уже не могут летать. На юге Украины смена дождей и похолодания губит много дроф. Под дождем их перья намокают и замерзают из-за наступившего похолодания. [1].
В одинаковое ли время совершают перелёты зерноядные и насекомоядные птицы?
Оказывается, нет.
Слайд 25.
Учитель: итак, подведём итоги.
Слайд 26.
Учитель: рассмотрим подробнее волны прилёта перелётных птиц.
Слайды 27- 33.
Учитель: ученые изучают перелеты птиц. Прежде всего науке помогают в этом непосредственные наблюдения. Например, устроив несколько наблюдательных пунктов на морском побережье, где пролетают стаи птиц, можно установить скорость перелета стаи, количество птиц в них.
Наблюдением устанавливаются также сроки прилета птиц весной и отлета осенью, а эти сроки повторяются из года в год с большой точностью. Кроме того, замечательные результаты дает кольцевание птиц [7].
Слайды 34,35.
Учитель: ребята предлагаем вам отгадать загадки о птицах. Те, кто ответит верно первым, получат жетоны.
1. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица).
2. Желанный гость из далёкого края под окном живёт (Перелётные птицы).
3. На шесте - дворец, на дворе- певец.( Скворец).
4. Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач).
5. Прилетает к нам с теплом путь, проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка)
6. На ветке сидит, своё имя кричит. (Кукушка)
7. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
8. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли.)
9. Серенькая птичка, птичка-невеличка,
10. Шеей вертишь ты всегда, разве в этом есть нужда? (Вертишейка)
11. Прилетел к нам, наконец, в мире лучший наш певец. (Соловей) [5].
Учитель: назовите известные вам пословицы о птицах? Знатоки получают жетоны.
1. Годы не птица, улетят - не поймаешь.
2. Старого воробья на мякине не проведешь.
3. Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.
4. Всяк кулик своё болото хвалит.
5. Птицу узнают в полете, человека в работе.
6. Человек без Родины, что соловей без песни.
7. Цыплят по осени считают.
8. Счастье вольная птица, где захотела там и села.
9. Соловья за песни кормят.
10. Одна ласточка весны не делает.
11. Журавль летит высоко, видит далеко.
12. Каждая птица своё гнездо защищает.
13. Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
14. На обед пичужке довольно и мушки.
15. Птичка невеличка, да коготок остёр.
16. Соловья баснями не кормят [5].
3. Заключительная часть.
Учитель: не все птицы являются перелетными, в наших краях зимуют немало оседлых и кочующих птиц, не забывайте, ребята, подкармливать их! О птицах мы продолжим ещё разговор, а сейчас, подведём итоги и наградим победителей. Спасибо за внимание! Звучат голоса птиц. Награждение активных участников.
Список литературы.
- Зубакин В. А. и др. Птицы родного края. - М.:ОЛИС: Эксмо, 2010.
- Биологический энциклопедический словарь. Под ред. Гилярова.- М. С. -М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
- Анашкина Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: Академия развития, 1998.
- Птицы. Мини энциклопедия. - СПб.: ООО СЗКЭО, 2011.
- Иванкова В. Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М.: ООО Аквариум-принт, 2006.
- Нестеров В.В. Зоовикторина. - М.: Просвещение, 1969.
- Малая детская энциклопедия: биология. Под ред. К. Люцис.-М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.