Цель урока:
- Отработка правил сложения целых чисел использование сложения целых чисел для вычисления сумм, содержащих большое количество слагаемых.
- Развитие познавательного интереса к математике.
Ход урока
- Повторение правил сложения целых чисел.
- Отработка правил в решении занимательных заданий.
- Самопроверка.
- Проверочная работа.
- Вычисление сумм, содержащих более чем два слагаемых, являющихся целыми числами.
- Применение вычислений сумм целых чисел в более трудных случаях.
1. Повторение правил сложения целых чисел.
Работаем под девизом: "Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий"
Вспомним, какие числа называются целыми. (слайд 1, 2)
Чтобы голова побыстрее включилась в работу, продолжите-ка последовательность целых чисел:
- -11; -9; -7; -5;:
- 7; 2; -3; -8; :
Вопрос классу: Кто хочет хорошо научиться складывать целые числа? Поднимите руку. Я думаю, что убеждать вас в том, что нужно знать элементарную математику, это все равно, что доказывать вам, что глаза нужны для зрения, а уши для слуха. А что нужно знать в первую очередь, чтобы хорошо складывать целые числа? Правильно, правила. Итак, повторим их в виде небольшого теста(слайд 3, 4). Таблица с критериями отметок (слайд 5). Разбираются подробно ответы на вопросы 2,4,6,8.
2. Отработка правил в решении занимательных заданий.
А сейчас проверим, знает ли Витя Верхоглядкин эти правила.
На доске решение Вити Верхоглядкина:
- -4 +(-5) = -9;
- 9 +(-11) = 2;
- -10 + 4 = -14;
- -6 +(-3) = 9;
- -7 + 7 =0;
- 13 +(-7) = -6;
- 14 +(-15) = -1;
- 13 +(-16) = 3;
- 0 +(-3) = -3;
- -11 + 17 = -6.
Еще одно задание: Вставить пропущенное число:
- -7 + * = -4;
- -7 + * = -10;
- 7 + * = 4;
- * + 8 = -1;
- * + (-8) = -17;
- * + (-8) = 1.
Итак, еще раз повторим правила. Я читаю начало правила, а вы дополняете.
- Сумма двух отрицательных чисел, есть число :.
- Соответствующие натуральные числа при этом надо :.
- Сумма двух чисел разных знаков может быть и : и :, это зависит от того, какое слагаемое :
- Соответствующие натуральные числа при этом надо :
Просто всем на удивление выполняем мы сложение.
3. Самопроверка. (слайд 6). На слайде появляются примеры один за другим, дети называют сначала знак суммы. Последний одиннадцатый пример дан для того, чтобы ученики вспомнили, что слагаемые здесь могут быть и положительными и отрицательными, поэтому знак определить нельзя. Этот пример убирается. Затем один из детей называет знак каждой суммы сверху вниз, а потом другой - снизу вверх. Затем дети выполняют самостоятельно сложение. Через две минуты один ученик называет ответ, на слайде появляется этот ответ и т. д.
4. Проверочная работа. (слайд 7) Примеры появляются один за другим примерно через 10 секунд. Потом еще дается секунд 15 на проверку всех примеров.
Далее проводится гимнастика.
1 упражнение. Ладошки сомкнуты перед грудью, представляем, что это нуль. Наклоняем ладошки в ту сторону, где расположены положительные числа, потом в противоположную, где отрицательные.
2 упражнение. Голова вверх, вниз, потом вправо влево.
3 упражнение для глаз. Глаза вправо, влево, вверх, вниз.
5. Вычисление сумм, содержащих более чем два слагаемых, являющихся целыми числами.
На центральной доске пример -10 + 2 + (-5) + (-8) + 12 = :
Как удобнее выполнить сложение в этом случае? Дети предлагают сложить сначала положительные слагаемые, потом отрицательные. Выполняется задание из рабочей тетради со страницы 41 №104.
Далее идет работа с карточками. Каждый ребенок имеет набор карточек, размером 1 см на 1 см, на которых написаны числа от -15 до +15. Детям надо выложить пример, состоящий из трех слагаемых, чтобы сумма равнялась -15.
6. Применение вычислений сумм целых чисел в более трудных случаях.
Домашнее задание Вити Верхоглядкина.
Однажды учитель задал Вите задание: найти сумму всех целых чисел от -499 до 501. Витя пытался находить ее тем способом, которым на уроке находили сумму нескольких слагаемых, но решение его затянулось. Тогда он пригласил на помощь маму и папу. Они поняли, что здесь должен применяться какой-то особый прием решения. На подскажете ли вы, ребята, как можно вычислить эту сумму более быстрым способом. Решение примера разбирается на доске, после того, как кто-то из учеников предложит способ решения.
7. Подводятся итоги урока (слайд 8)
8. Домашнее задание: п.8.1-8.3 (повторить правила) №754, 757,763(б).
Высвечивается слайд 9.