Урок-презентация "Возникновение Олимпийских игр"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


I. Цели урока:

  • изучение основных событий возникновения Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения;
  • воспитание интереса (формирование знаний об истории) к истории возникновения Олимпийских игр;
  • повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди учащихся лицея.
  • воспитание характера, чувства товарищества, команды и взаимопомощи.
  • выявление творческих способностей учащихся и расширение их кругозора.

Слайд № 2

План урока:

  1. Мифы и легенды Древней Греции.
  2. Организация и программы Олимпийских игр.
  3. Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр.
  4. Спортивные состязания.
  5. Возрождение Олимпийских игр.
  6. Подведение итогов и награждение.

Ход урока

Учитель сообщает:

Цель урока: изучить мифы и легенды возникновения Олимпийских игр, а так же самим почувствовать себя древнегреческими олимпийцами и поучаствовать в соревнованиях.

I. Мифы и легенды Древней Греции.

Слайд №3.

Эпиграф к уроку:

“Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла.
Такт и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры.”
Пиндар

Слово учителя: Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Древние греки создали множество прекрасных легенд, рассказывающих о том, как появились Олимпийские игры.

Слайд № 4

Сообщение учащегося:

Самой популярной в древности была легенда о том, что Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его. Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.

Слайд № 5

Слово учителя: Другая легенда утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.

Слайд № 6 (гиперссылки слайды № 7- 11)

Сообщение учащегося: Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, после того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом.

Однажды он увидел красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то побежденный должен поплатиться жизнью.

Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра. Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси. Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку. Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.

С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

Слайд № 12

Сообщение учащегося: Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее, который похитил огонь с Олимпа и принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, он был спасен Гераклом. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометей и – состязания бегунов с горящими факелами.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

II. Организация и программы Олимпийских игр.

Слайд № 13

Слово учителя: Существует и множество других версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения, остаются версиями.

Слайд № 14

Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством памятников, строительство которых восходит к первой половине II тысячелетия до н.э. Там находились такие спортивные сооружения, как Палестра, Гимнасий и Олимпийский стадион.

Слайд № 15 Сведения о первых Олимпийских играх не сохранились. Наиболее ранние достоверные данные относятся к 776 г. до н.эры, когда была введена нумерация Олимпиад (четырехлетних периодов между двумя следовавшими друг за другом олимпийскими играми).

В олимпийских состязаниях участвовали только свободнорожденные греки. Ни рабы, ни варвары (иноземцы) не имели на это права. Не участвовали в соревнованиях и женщины. Атлеты выступали на Играх как посланцы определенных государств, и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял. Руководили Играми элладоники (судьи), избиравшиеся из числа граждан Элиды за год до начала Игр.

Кратко охарактеризуем основные виды состязаний, которые включались в программу Олимпийских игр.

Слайд № 16

Бег – один из самых древних видов состязаний. Занятия и соревнования проводились на специальной площадке определенной длины, измеряемой в стадиях, чтобы бегуны могли развить скорость, и достаточной ширины – для участия многих атлетов. Стадий имел длину 192,27м и стадием стали именовать и саму площадку. Стадии, как правило, располагались на склонах гор – в Олимпии и Дельфах или меж двух холмов. Линии старта и финиша отмечались бороздами или чем-либо иным. Только позже (не ранее IV в. до н.э.) эти линии стали обозначать мраморными плитами и были постоянными.

Место каждого бегуна на старте определялось жеребьевкой. Глашатай приглашал атлетов на старт и по сигналу они начинали бег. По прямой пробегали один стадий, после разворота бежали в обратном направлении, и так всю соревновательную дистанцию. Существовали различные виды забегов: на 1 стадий, на 2 стадия, на 8 – 24 стадия, бег вооруженных атлетов на 2 – 4 стадия.

Слайд № 17 (гиперссылки слайды № 18-20)

Пентатлон (пятиборье) состязание, состоящее из пяти видов атлетики – прыжок, метание диска, бег, метание копья, борьба. Однако неизвестно, как в пятиборье определялся победитель. Различные догадки сводятся к следующему: для того чтобы стать победителем, необходимо было выиграть не менее, чем в трех видах, обязательно включая борьбу.

Прыжки в длину, как и бег, были одним из простейших видов состязаний, которые напоминали человеку о значении умения преодолевать препятствия. Как вид пятиборья соревнования в прыжках развивались по двум направлениям:

1) с использованием отягощений массой от 1,6 до 4,6 кг, которые соревнующийся держал в руках во время прыжка;

2) с использованием музыкального сопровождения (труба), что обязывало атлета показывать гармонию и ритмичность движений. Атлет прыгал в четырехугольную яму с песком, длина которой была 16 м. Перед передним краем ямы клали доску для отталкивания, от которой также и измеряли длину прыжка.

Метание диска являлось видом состязаний, которое не имело прямой связи с военной или трудовой практикой. В дальнейшем метание диска стало одним из видов пятиборья. Метание диска требовало от соревнующихся силы, расчета, точности движений. Согласно историческим данным диск был сделан из камня (потом его изготавливали из свинца или сплавов) круглым и двояковыпуклым. Диски имели диаметр от 17 до 32 см, массу от 1,3 до 6,6 кг. Техника метания мало чем отличалась от современной.

Метание копья – вид состязаний, навыки в котором были непосредственно связаны с жизнью людей, особенно воинов и охотников. Обычно проводились состязания по двум видам метания копья: метание на расстояние и метание в цель. Метание копья на расстояние проводилось чаще и являлось одним из видов пятиборья. Копье было деревянным, длиной в рост человека, заостренным спереди, но более легким, чем копье воина. На него надевали железный наконечник, чтобы центр тяжести смещался на переднюю часть копья, что заметно влияло на скорость полета копья и точность попадания в цель.

Борьба входила в пятиборье, а также была отдельным видом состязаний. Соревнования проводились по двум видам борьбы:

1) “стоя”, когда победителем считался борец, положивший противника на песок три раза;

2) “нижняя борьба”, которая велась до тех пор, пока противник не признавал себя побежденным.

Слайд № 21

Стрельба из лука. Как оружие лук мало ценился древними греками, и только с IV в. до н.э. стрельба из лука начала приобретать все большую популярность. Этому способствовали и регулярно проводимые показательные выступления воинов. В дальнейшем стрельбу из лука включили в систему физической и военной подготовки юношей.

Стрельба из лука по праву считается не только физической практикой, но духовной и интеллектуальной. Точный выстрел по мишени для стрельбы, требует от человека определённой волевой закалки и способности концентрировать свои духовные и физические силы.

Слайд № 22

Кулачный бой. Первые сведения о нем как о виде состязания мы находим у Гомера. Считается, что основателем кулачного боя и его покровителем являлся Апполон.

Техника ведения боя была следующей. Перед боем атлеты наматывали на руки кожаные ленты для фиксации лучезапястных суставов и пальцев. Ими пользовались до V в. до н.э. В IV в. до н.э. появилась “перчатка”, представляющая собой заранее свернутые ленты по форме кисти руки. Не существовало ринга, зрители становились ограждением площадки для боя.

В отличие от современного, в древнем боксе не был ограничения длительности ведения боя. Атлеты дрались до тех пор, пока один из них не терял сознание или не признавал своего поражения, подняв один или два пальца. Иногда судья мог дать кратковременный отдых.

Слайд № 23

Фехтование. В отличие от современного фехтования в Древней Греции применялись тяжелые виды оружия: копье, спада и др. Поэтому во время выступления атлеты были вынуждены для защиты от ударов облачаться в специальную форму – шлем, панцирь и латы. Применялись также щиты различной формы.

Слайд № 24

Соревнования на колесницах проводились на ипподроме – ровной довольно широкой и открытой площадке, ограниченной столбами, указывающими место старта, финиша и разворота колесниц.

Условиями соревнований разрешалось запрягать в колесницы лошадей (им отдавалось предпочтение), мулов или ослов. Если в колеснице было четыре лошади, то с правого края запрягали самую сильную лошадь. В колеснице могли поместиться два человека, но обычно участвовал один, который и управлял лошадьми стоя. Запрещалось пересекать “коридор” движения соседних колесниц или занимать его. Это необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса... Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Главным победителем считался хозяин лошадей, которого награждали призом, а возница, если это был нанятый человек, получал шерстяную ленту для повязки вокруг головы.

Слайд № 25

Панкратион – древнегреческий вид спорта, сочетавший борьбу и кулачный бой. В панкратионе существовали определенные правила: атлеты перчаток не надевали, разрешалось использовать все приемы, применяемые отдельно как в борьбе, так и в кулачном бое. Однако имелись и запреты: нельзя кусать и царапать противника, наносить пальцами удары в глаза, нос и рот. Различали два вида панкратиона. Первый вид – поединок атлетов стоя, второй – допускал продолжение борьбы и при падении атлетов на землю.

Слайд № 26

Состязания факельщиков. В церемонии открытия соревнований принимали участие атлеты, несущие зажженные факелы. Объединенные в группы, они должны были пробежать расстояние от 800 до 2500 м, не погасив пламени. Победителем считалась та группа, которая первая зажжет огонь у алтаря Бога.

Слайд № 27

Игры первых 24 Олимпиад (684 – 116 гг. до н.э.) включали 6 видов соревнований и проводились в течение одного дня. Начиная с Игр 25-й Олимпиады, в программу которых были включены соревнования на колесницах, состязания уже стали проводить в течение двух дней. Когда программа Олимпийских игр расширилась, и к соревнованиям допустили молодежь, все торжества и состязания были распределены по трем дням. Постепенно количество видов состязаний было доведено до 20 (468 г. до н.э.), а их продолжительность до 5 дней.

  • Первый день: день открытия Олимпиады. Церемония открытия была проста, но величественна. Четырежды звучала труба и извещалось о начале состязаний. Участники состязаний давали клятву Зевсу Олимпийскому, что не допустят нечестных приемов борьбы, будут соблюдать регламент Олимпиады. Затем начинался парад участников. Во время парада глашатай сообщал зрителям некоторые данные о спортсменах (имя, местность, откуда он прибыл, чем занимается и др.). Заканчивался первый день Олимпиады приношением жертв богам.
  • Второй день: состязания молодежи – бег, прыжки, метание короткого копья в цель и на расстояние, метание диска, кулачные бои.
  • Третий день: большой день Олимпиады – соревнования для взрослых по этим же видам спорта.
  • Четвертый день: состязания на колесницах, которые являлись самым элитарным видом соревнований; в тот же день проводились соревнования вооруженных атлетов в беге.
  • Пятый день: определение победителей, награждение и исполнение песен в честь победителей.

Программа Олимпийских игр не являлась стабильной, и в различные периоды истории олимпийского движения в Древней Греции изменялись не только количество и виды соревнований, но и последовательность их распределения по дням. Однако общая схема проведения олимпийских соревнований оставалась постоянной.

За несколько месяцев до начала Игр специальные послы – спондофоры извещали правителей древнегреческих государств и областей о времени проведения очередной Олимпиады и объявляли период всеобщего мира в Элладе. Участники будущих состязаний и их тренеры приезжали на месяц раньше для ознакомления с местностью и продолжения подготовки. Проведение Игр в Олимпии благоприятно влияло на ее экономический и культурный расцвет (появлялись новые торговые заведения, гостиницы, приезжие из многих уголков Древней Греции широко обменивались культурными и спортивными достижениями).

Слайд № 28

III. Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр.

Сообщение учащегося: Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий.

IV. Спортивные состязания.

Слайд № 29

Слово учителя: Наступило время продолжить традиции и зажечь огонь наших соревнований.

(Появляются две девушки в спортивной форме с факелом)

Олимпийский огонь несут победительницы краевой спартакиады 2011 года: Рудь Дарья - победительница в беге на длинные дистанции и Кондратьева Наталья – победительница президентского троеборья.

(Девушки зажигают огонь соревнований).

Мы начинаем наши состязания. В них участвуют команды СПАРТА и АФИНЫ (команда состоит из 10 человек)

Первый конкурс – “Состязания на колесницах”

Оборудование: две короткие скакалки.

Строение колесницы:

  • “колесница” – 2 участника берутся за руки (1 -- левой рукой за запястье своей правой руки, правой – за запястье левой руки другого участника; тоже самое делает второй участник.);
  • “жокей”;
  • “запряженный” - юноша “запряжён” в упряжку при помощи короткой скакалки, которая одевается через шею и подмышки.

Вся команда расположена на линии старта (3 “колесницы” и 1 “запряженный”). Жокей первой колесницы держит “поводья”. По команде первая “колесница” бежит до линии финиша и остаётся там. “Запряжённый” возвращается за следующей “колесницей”. Побеждает команда, которая первой пересечёт линию финиша.

2 конкурс – Состязание “стрелков”.

Оборудование: дротики и мишени.

От контрольной линии участники команды совершают по броску в цель поочерёдно. Результат подводится по наибольшему количеству набранных очков.

3 конкурс капитанов – “Состязание атлетов”

Оборудование: две гимнастические палки к концам, которых прикреплен поролон, гимнастическая лавочка.

На гимнастическую лавочку становятся два капитана, им выдаётся “оружие”. По сигналу участники должны столкнуть друг друга. Побеждает тот, кто дольше устоит.

4 конкурс – “Пентатлон (пятиборье)

Оборудование:2 баскетбольных мяча, стойки, переносные корзины для мячей, 2 набивных мяча (весом 3,6 кг), кегли.

Заключительная эстафета состоит из 5 этапов:

  • 1 этап – челночный бег 3 по 10 м;
  • 2 этап – ведение баскетбольного мяча, обвести стойки;
  • 3 этап – бросок баскетбольного мяча в переносную корзину (учитывается количество попаданий);
  • 4 этап – прыжки с утяжелением (с набивным мячом);
  • 5 этап – сбить кегли набивным мячом (учитывается количество сбитых кеглей).

Слово учителя: Пока наше жюри подводит итоги соревнований, продолжим экскурсию в историю Олимпийских игр.

V. Возрождение Олимпийских игр.

Игры проводились и после подчинения греческих земель Риму. Однако в IV в. н. э. в 394 г. римский император Феодосии I усмотрел в Олимпийских играх языческие обряды, которые не соответствовали канонам насильственно насаждаемой им христианской религии, и запретил проведение Игр.

С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры.

Слайд № 30

Возрождение современных Олимпийских игр связано с именем выдающегося французского общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена (1863-1937).

В начале 19 века спорт получил в Европе всеобщее признание, и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера де Кубертена: “Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!”, нашел должный отклик во многих странах.

Слайд № 31

Подведение итогов и награждение.