Разделительный мягкий знак (УМК "Школа России"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число.

- Сегодня утром по дороге в школу я увидела необычные узоры на снегу. Вот так они выглядели. Повторите их в своих тетрадях.

___________________________________________
___________________________________________

3. Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. Какие орфограммы мы прошли? (Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, парных согласных, безударных гласных).

- Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Сейчас на мониторе появятся слова с пропущенными буквами. Запишите эти слова в тетрадях, вставьте пропущенные буквы. Будьте внимательны, подбирайте проверочные слова, вспоминайте правила.

На мониторе последовательно появляются следующие слова:

Дети записывают слова в тетрадях, подчеркивают орфограммы. Для медлительных детей предусмотрены карточки с перечисленными выше словами.

Работа в парах.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу, исправьте ошибки.

После этого слова снова воспроизводятся на мониторе.

4. Объяснение нового материала.

- К какому времени года относятся эти слова? (К зиме). Необыкновенно красива зимой природа. Чтобы увидеть эту красоту, мы с вами отправимся в зимний лес. Будьте внимательны и наблюдательны. Не спешите бежать в гардероб за одеждой, путешествовать мы будем, не выходя из этого кабинета.

- Среди слов, записанных в тетради, найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Коньки) Почему? (Мягкий знак не обозначает звуков) Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? (6 букв, 5 звуков) Для чего нужен мягкий знак в этом слове? (Он показывает мягкость согласного) Всегда ли мягкий знак нужен для обозначения мягкости согласного? (Нет, он может разделять согласные от гласных) Как называется этот мягкий знак? (Разделительный) Правильно.

На мониторе появляется тема урока:

Разделительный мягкий знак.

Сегодня мы будем учиться распознавать слова с разделительным ь и правильно их писать.

- Среди слов, записанных в тетради, найдите слова-родственники. (Снег, снежинка) Подберите еще родственные слова. (Снегурочка, снежный, снежок, снеговик, снегирь) Какую работу выполняет ь в слове «снегирь»? (Показывает мягкость согласного)

- Можно ли увидеть снегиря в зимнем лесу? Конечно, вот стайка снегирей. Они прилетели полакомиться ягодами рябины. Нам предстоит непростая задача. Нужно правильно распределить снегирей по веткам. Одни снегири будут сидеть на ветке с ь, показывающим мягкость согласного, другие – на ветке с разделительным ь.

На доске:

- Запишите слова в тетради, правильно распределив их в два столбика.

Дети работают в тетрадях. При проверке: два ученика – на доске.

- Посмотрите внимательно на слова из второго столбика. Перед какими гласными пишется разделительный ь? (Перед е, ё, ю, я, и)

На доске появляется схема.

Работа с учебником:

- Сколько звуков обозначают гласные е,ё,ю,я в этих словах? Откройте учебник на стр. 139, прочитайте правило.

- К словам из второго столбика подберите слова-признаки. Воробьи какие? (шустрые, проворные, маленькие, голодные)

шустрые воробьи
снежная вьюга
верные друзья
удобное жилье
крепкое здоровье

5. Закрепление пройденного материала.

- Если в зимнем лесу можно увидеть не только птиц, но и зверей. Посмотрите на картинку на партах. Какие животные изображены на ней? Сколько их?

На партах у детей:

На доске:

- Сравните два слова. Чем они отличаются?

(В первом нет ь, а во втором – разделительный ь)

Кто такие олени? Что может быть оленьим? (рога, копыта, следы)

Вывод: меняется значение слова.

- Составьте предложение со словом «олени». Составьте предложение со словами «оленьи рога».

Запись предложений в тетради: Олени едят лишайник. Оленьи рога очень красивы.

- Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

- О прогулке в зимнем лесу у нас останутся прекрасные воспоминания и ….фотографии. Они лежат на ваших партах в конвертах.

- Рассмотрите фотографию. Как ее можно назвать?

Зимний лес. Зима в лесу.

Текст: Чудесно в зимнем лесу. Белым ковром укрыл снег опавшие лист?я. На ветвях дерев?ев повисли снежные хлоп?я. Ярким пламенем горят грозд?я рябин. На лесной поляне видны птич?и следы. Под высокой ел?ю притаился заяц.

- Сколько в тексте предложений? Какие они по цели высказывания? В каком предложении вместо точки можно поставить восклицательный знак. Найдите в тексте слова с разделительным ь.

6. Рефлексия.

У детей:

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

- Ответьте на вопросы:

  1. Мягкий знак не обозначает звука. (+)
  2. В слове «коньки» разделительный мягкий знак. (-)
  3. Разделительный мягкий знак пишут после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и? (+)
  4. В слове «письмо» мягкий знак показывает мягкость согласного. (+)
  5. Разделительный ь показывает, что следующие за ним гласные е, ё, ю, я обозначают два звука. (+)

7. Подведение итогов. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание: сильным – восстановить деформированный текст, слабым – списать текст, подчеркнуть орфограммы.

В ходе урока использованы фотографии, подобранные из Интернета. Авторы указаны на фотографиях.