Цель: разъяснить смысл действия вычитания.
Задачи:
- познакомить с терминологией: разность, уменьшаемое, вычитаеомое, значение разности.
- способствовать развитию приемов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Оборудование:
- Проектор
- Презентация
- Карточки с заданиями (Приложение 1)
- Карточки с заданиями (Приложение 2)
- Раздаточный материал - геометрические фигуры
I. Оргмомент.
Прозвенел звонок и смолк,
Мы должны начать урок.
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие. А путешествовать мы будем: Догадайтесь на каком транспорте:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались, путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд и вагоны)
слайд 2
II. Подготовительный этап. Сообщение темы.
1) Но чтобы паровоз с вагончиками тронулся, нам необходимо выполнить задание:
-- На какие 2 группы можно разделить фрукты?
слайд 3
а) по цвету: Составьте равенство.
5+2=7
2+5=7
б) по форме: Составьте равенство.
4+3=7
3+4=7
в) по размеру: Составьте равенство.
6+1=7
1+6=7
2) Внимательно посмотрите на равенство, а какие ещё можно составить?
слайд 4
7-5=2 | 7-4=3 | 7-1=6 |
7-2=5 | 7-3=4 | 7-6=1 |
-- Кто знает, как называется это действие? (Вычитание).
слайд 5
3) Мы отправляемся в путь по стране ВЫЧИТАНИЕ.
слайд 6
Наш маршрут:
Станция Открытий
- Числовой луч
- Тренировочная
- Наблюдатель
Станция Умников и Умниц
III. Изучение нового:
слайд 7
Торопится поезд,
Колёса стучат,
А в поезде в этом
Ребята сидят (ту-ту).
слайд 8
Станция Открытий
1) А) Положите на парту 5 кругов. Уберите из 5 кругов 2 круга.
Как показать на рисунке?
Б) Положите ниже 7 квадратов. Отодвиньте от 7 квадратов 3 квадрата.
- Что мы делали? (убирали, отодвигали)
- Когда убирают часть предметов, какое действие выполняют? (вычитание).
2) - Можно ли записать математически?
- Кто знает как называются эти выражения? (разность)
- Чем похожи эти выражения? (2 числа, между ними стоит знак минус)
3) - Прочитайте по-разному!
4) Найдём значение выражений:
слайд 9
- Как называются числа? (значение разности)
- Как называются другие числа?
IV. Физминутка.
слайд 10
Паровоз кричит: "Ду-ду!"
Я иду, иду, иду (шаги на месте)
А колеса говорят:
"Так-так-так, так-так-так!" (наклоны в стороны)
Мчится, едет паровоз:
"Так-так-так, так-так-так!" (приседания)
Мимо сосен и берез:
"Так-так-так, так-так-так!" (круговые движения руками над головой)
А груженые вагоны:
"Так-так-так, так-так-так!" (повороты туловища влево-право)
Все считают перегоны:
"Так-так-так, так-так-так!" (бег на месте)
V. Продолжение изучения нового:
слайд 11
Станция Числовой луч
1) Можно ли вычитание показать на числовом луче? Как? (дети показывают и объясняют)
Аналогичная работа - слайд 12, 13, 14.
2) Работа в тетрадях с печатной основой - с.89 №204. (вместе с объяснением).
слайд 15
3) Работа у доски с числовым лучом (ребёнок показывает, все записывают).
VI. Перенесение изученного в новую ситуацию:
слайд 16
слайд 17
1) Станция Тренировочная
А) Стр. 90 № 205 (работа в парах).
Б) Самостоятельная работа. Задание на карточках (Приложение 1).
В) Проверка.
2) Станция Наблюдатель
слайд 18
У вас на столах лежат карточки: выражения и числовые лучи. Соедините выражение и луч, который ему соответствует. (Работа в парах). Найдите значение выражения. (Приложение 2).
Проверка с доказательством.
слайд 19
VII. Закрепление.
слайд 20
слайд 21
Станция Умников и Умниц
- Найдите разность. Какое действие обозначает? Как называются компоненты? Найдите значение разности.
VIII. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу, но путешествие не заканчивается.
- Кому было легко? Кому было трудно? Что у вас вызвало затруднение?