Тип урока: беседа (изучение нового материала).
Цель: проверить усвоение знаний по теме «Основы здорового образа жизни», познакомить учащихся с основами строения сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения; обучить навыкам первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Оснащение: интерактивная доска (видеопроектор).
Дидактический материал: учебник ОБЖ 11 класс Смирнов, «Основы медицинских знаний» Смирнов.
Учебно-методический комплекс: карточки контроля, карточки изучения нового материала, сигнальные карточки, презентация (Приложение №4)
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Знакомит с правилами работы на данном уроке. Объясняет, что после каждого этапа урока учащиеся оценивают свою работу по баллам выставляя их в лист самооценки (Приложение №1).
Критерии оценивания:
Виды работ: | баллы |
1. Фронтальный опрос « Что такое сердце?» |
0-5 |
2. Практическая работа «Пульс» |
0-5 |
3. Найди пару |
0-5 |
4. Работа в группах |
0-5 |
5. Заполнение технологической карты |
0-5 |
6. Тест-опрос по сигнальным карточкам |
0-5 |
Итоговая отметка за урок: |
30-25 оценка «5» |
II. Вводная часть. Актуализация изучения нового материала.
Постановка темы и цели урока.
Повторение знаний из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система»
Учитель: Хочу предложить вам начать урок с просмотра видеоролика, будьте внимательны – это поможет вам определить тему нашего урока.
(просмотр видеоролика)
Учитель: Что является причиной ухудшения состояния человека?
Ученики: Сердце.
Учитель: Верно, причиной ухудшения состояния человека и остановки (прекращения) сердечной деятельности является сердце. Прежде чем нам начать говорить по теме нашего урока мы должны с вами повторить некоторые моменты из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система» (учитель задает ряд вопросов)
- Что представляет собой сердечно-сосудистая система человека и в чем ее значение?
- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды?
- Чем является сердце?
Учитель: Чтобы определить состояние человека одним из способов является определение пульса.
Учитель: Давайте вспомним, что такое пульс? В каких местах лучше всего прощупывается пульс?
Учитель: Лучше всего пульс прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка.
(Практическая работа в парах «Пульс» под руководством учителя учащиеся выполняют замер пульса и делают сравнение, выводы)
1. Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между костями. Нащупайте его
трение пальцами и слегка надавите.
2. Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.
3. Пульс на шее (горле) находится в ложбинке челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами.
Учитель: Тема пульс вам хорошо известна, также мы с вами сделали сравнение и выводы в ходе выполнения практической работы «Пульс», теперь вам предлагается проверить себя, на сколько хорошо усвоили тему «Пульс». Ваша задача найти для каждого вопроса его пару, то есть ответ соединив их стрелкой.
(Найди пару «О чем может рассказать пульс?») (Приложение №2)
Найди пару «О чем может рассказать пульс?» |
||||
Вопрос |
|
Ответ |
||
1. |
Частота пульса измеряется… |
1. |
до 90 ударов в минуту |
|
2. |
Нормальный пульс у школьника … |
2. |
переохлаждение организма |
|
3. |
Изменения частоты пульса вызывается… |
3. |
различными заболеваниями и травмами. |
|
4. |
Учащенный или слабый (неровный) пульс указывает на … |
4. |
на шок, внутреннее кровоизлияние, перегрев |
|
5. |
Замедленный пульс указывает на … |
5. |
количеством ударов в минуту |
III. Основная часть.
Учитель: А теперь давайте создадим рабочую обстановку, разобьемся на три группы и выявим причины, признаки и заболевания сердечно-сосудистой системы человека.
(Работая с учебником, учащиеся заполняют листы: 1 ряд признаки, 2 ряд – причины, 3 ряд - заболевания. После заполнения листов каждая группа сообщает с пунктами указанными в своей работе)
Причины |
Признаки |
Заболевания |
- стресс - длительная перегрузка сердечной мышцы - физическая или эмоциональная перегрузка |
- увеличение частоты сердечной деятельности - боль в области сердца - боль под лопаткой - болевые ощущения в области сердца |
- сердечный приступ - стенокардия - инфаркт - острая сердечная недостаточность - инсульт |
Учитель: В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи, связанные с остановкой сердца на улице, на работе, с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и нечего не смочь предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны изучить тему оказания первой помощи при острой сердечно недостаточности и инсульте.
Учитель: Сердечно-сосудистая недостаточность можно рассматривать как патологическое состояние недостаточности из-за снижения насосной функции сердца. Сердечно-сосудистая недостаточность подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет.
Учитель: Сейчас вам предлагается заполнить следующую технологическую карту распознавания заболевания сердечная недостаточность пользуясь учебником и справочником «Основы медицинских знаний» (Приложение №3)
|
Хроническая сердечная недостаточность |
Острая сердечная недостаточность |
Причины |
|
|
Симптомы и признаки |
|
|
Оказание первой помощи |
|
|
(Учащиеся с помощью учебника заполняют данную таблицу, после работы озвучивают и обсуждают найденный материал)
Учитель: Предлагаю вам проверить себя на сколько вы усвоили материал который мы с вами разобрали работая в группах, работая по заполнению технологических карт.
(Работа учащихся по сигнальным карточкам. Тест- опрос)
1. Боль в области сердца характеризуется:
1) приступом кашля
2) локализацией боли за грудиной, лева от нее, в левой руке и лопатке
3) парализацией
Ответ:2
2. Сердечная недостаточность сопровождается:
1) эмоционально-психическим беспокойством
2) застоем в органах брюшной полости
3) сужением зрачков и порозовением кожи
Ответ:1,2
3. Неотложная помощь при боли в области сердца включает в себя:
1) прием препаратов валерианового корня в виде настоя или настойки
2) горчичники на область сердца
3) прием препаратов нитроглицерина, валидола, анальгетиков.
Ответ: 2,3
(После каждого вопроса учитель комментирует ответ, проверяет процент усвоения)
Учитель: Давайте ознакомимся с алгоритмом действия при острой сердечной недостаточности и остановке сердечной деятельности.
- Придать пострадавшему удобное полусидящее положение и обеспечить приток свежего воздуха (открыть форточку, окно, дверь), освободить грудную клетку.
- Побрызгать пострадавшему на лицо и шею прохладной водой и дать понюхать нашатырный спирт
- Обложить пострадавшего грелками
- Дать пострадавшему валидол, или нитроглицерин (под язык), или корвалол ( 40 капель на 100 мл. воды)
- Срочно вызвать «скорую помощь- 03»
Учитель: Мы с вами разобрали часть темы нашего урока «Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности», вторую часть «Оказание первой помощи при инсульте» вы будете разбирать самостоятельно следующим образом, что будет являться вашим домашним заданием:1 ряд-защита и представление презентации «Причины приводящие к инсульту»; 2 ряд-защита и представление буклета «Как избежать инсульт?»; 3 ряд -ролевая игра «Оказание первой помощи при инсульте»
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Подведем итог нашего урока. Ваша задача продолжить фразу: сегодня я узнал(а)…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял(а) задания…
- я понял(а), что…
- теперь я могу…
- я почувствовал(а), что…
- я приобрел(а)…
- я научился (лась)…
- у меня получилось …
- я смог(ла)…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…