Цель: формирование знаний учащихся о функциях и составе крови.
Задачи:
- формировать умение работать с учебным текстом, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде схем и логических выводов;
- познакомить с некоторыми понятиями, такими как лейкоциты, тромбоциты, эритроциты, плазма;
- заинтересовать детей в познании самого себя и содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью;
- подвести учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства организма человека и взаимосогласованности его органов.
Оборудование: афоризмы; секундомер и линейка; экран, проектор, ноутбук; схемы «Значение крови» и «Состав крови»; микроскопы, препараты крови; снимок сканирующего электронного микроскопа; учебник А.А. Вахрушева и др. «Окружающий мир. Человек и природа». 4 класс; рабочая тетрадь к учебнику; бланк для анализа крови.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов. Сегодня мы продолжаем постигать тайны главного чуда света – человека, изучать его организм.
II. Определение темы и постановка задач урока (слайд 2)
«Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход».
– Прочитай. Докажи, что человек тоже относится
к природе.
– Как понимаете слова, что у человека есть
«закат» и «восход».
– Что значит «четыре времени года» в жизни
человека.
– Ребята, мы с вами уже несколько уроков
знакомимся с организмом человека, его системами
и условиями их правильной работы. Я хочу
предложить вам для прочтения несколько
афоризмов, прочитав которые мы попробуем
определить тему сегодняшнего урока: (слайд 3)
- «до последней капли крови»
- «кровь с молоком»
- «до кровавого пота»
- «до первой крови»
- «кровный враг»
- «клясться на крови»
– Вы абсолютно правы, в каждом из этих крылатых выражениях упомянуто слово «кровь». Это и есть тема нашего урока. Почему так много устойчивых выражений связано со словом «кровь»?
III. Открытие новых знаний
– За кровью признавалась могучая и
исключительная сила: кровью скреплялись
священные клятвы; жрецы заставляли своих
деревянных идолов «плакать кровью»; древние
греки приносили кровь в жертву своим богам…
Кровь – самая удивительная ткань нашего
организма. Подвижность крови – важнейшее
условие жизни организма. Как нельзя себе
представить государство без транспортных линий
связи, так нельзя понять существование человека
или животного без движения крови по сосудам,
когда во все органы и ткани разносятся кислород,
вода, белки и другие вещества.
С развитием науки человеческий разум все глубже
проникает во многие тайны крови.
– Приступая к изучению темы «Кровь», вы должны предполагать результаты изучения темы. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы после изучения данной темы?
Кластер (слайд 4)
– Определить значение крови нам поможет слайд
5. Рассмотрите его. Это кровеносный сосуд в
разрезе, сосуд окружен клетками тела.
– Что обозначают разноцветные кубики (белки,
жиры, углеводы)
– Что обозначают круги с белыми и черными
точками (белые – кислород, черные – углекислый
газ. Данные обозначения уже знакомы обучающимся
по предыдущим урокам)
– Какую работу выполняет кровь в организме:
(вывод делается учащимися на основании рисунка,
расположенного в предыдущем слайде) (слайд 6)
- разносит питательные вещества;
- приносит клеткам кислород;
- удаляет из клеток углекислый газ;
- регулирует температуру тела (если дети не смогут вспомнить, возможен наводящий вопрос: почему в жару кожа краснеет, а в холодную погоду бледнеет)
– Как одним словом можно назвать ту работу,
которую выполняют клетки крови в первых трех
случаях?
– Как назвать работу четвертого направления,
выполняемую клетками крови?
Заполняется схема «Значение крови» (слайд 7)
– В какой степени важно для организма
своевременное питание и очищение?
– С какой скоростью кровь выполняет
транспортную функцию, т.е. приносит питательные
вещества и кислород и уносит углекислый газ и
отработанные вещества, имеет значение для живого
организма?
Опыт «Измерение скорости кровотока в капиллярах»
- Выжмите кровь из сосудов ногтевого ложа (сожмите кончик пальца с силой);
- Освободи палец и определи, за сколько секунд ноготь покраснеет. Этот момент будет соответствовать заполнению капилляров кровью;
- Определи длину ногтевой пластины;
- Рассчитай скорость кровотока, используя формулу. (слайд 8)
V движения крови = s путь, который она прошла / t время
Сравни свой результат с движением крови в аорте, где она равна 0,5 м/с
– Работа, которую выполняет кровь,
многообразна. Как вы думаете, кровь состоит из
одинаковых клеток или из разнообразных. Почему
вы так думаете? (Клетки одного вида могут
выполнять только работу определенного вида. Для
выполнения работы другого вида нужны и клетки
другого вида)
– Наш вывод подтверждает и бланк для анализа
крови, который выдают каждому пациенту
поликлиники или больницы для сдачи анализа
крови. (Слайд 9)
– Рассмотри бланк. Сколько составляющих вы
увидели.
Практическая работа
– Попробуем убедиться на практике в нашем умозаключении. У каждой группы свой микроскоп. В него установлен препарат крови. Ваша задача выполнить действия, указанные на слайде: (слайд 10)
1. Рассмотри;
2. Запомни;
3. Попытайся схематично изобразить увиденное.
– Давайте попробуем на доске коллективно
нарисовать рисунок. (Примерный образец
коллективного рисунка слайд 11)
– Как расположены клетки крови (не плотно, каждая
клетка отдельно)
– Мы увидели в микроскоп все составляющие,
которые указаны на бланке анализа. Почему?
(Маленького размера, трудно заметить; смогли
рассмотреть только самые крупные)
– Мы получили подтверждение своему
предположению о том, что для выполнения
разнообразных функций кровь должна состоять из
разных составляющих?
– Для того чтобы познакомиться с названием и
действием клеток крови обратимся к тексту
учебника на стр. 36-37 (каждая группа читает только
определенный абзац)
– Что узнала о составляющих крови 1-я группа; 2-я
группа и т.д.
На основе ответов заполняется схема. (Слайд 12)
– Каждая из этих клеток имеет свое строение и научное название. Познакомьтесь с этими названиями. (Слайд 13)
– Какую роль выполняют данные клетки? Дополнение информации (слайд 14)
Плазма – желтая соленая жидкость, которая
обеспечивает клеткам крови условия для
жизнедеятельности и помогает их передвижению.
Красные кровяные клетки – эритроциты –
транспортируют кислород к тканям и углекислый
газ к легким.
Белые кровяные клетки – лейкоциты –
защищают организм от ядовитых веществ,
болезнетворных организмов. Они обезвреживают и
уничтожают болезнетворных микробов.
Кровяные пластинки – тромбоциты – помогают
крови сворачиваться, становиться густой и не
тягучей.
– Если вы внимательно слушали выводы, вы легко
выполните задание № 1 в тетради на стр. 14
– Проверьте правильность выполнения
задания.(Слайд 15)
– Обратимся еще раз к схеме «Значение крови»
(слайд 16)
– Какие клетки крови выполняют данные функции.
(Эритроциты – транспортную и регулирующую)
– Что транспортируют и регулируют.
– Какую функцию крови мы с вами еще не обозначили
– защитную (выполняются добавления в схеме)
(слайд 17)
– Какие клетки крови защищают наш организм и от чего (лейкоциты от микробов и ядовитых веществ, тромбоциты от кровопотери)
IV. Минутка отдыха
– Как ведут себя эритроциты (передвигаются
очень быстро)
– Как ведут себя тромбоциты (топчутся на месте,
стараются закупорить дырочку-ранку)
– Как ведут себя лейкоциты (окружают инородное,
чуждое тело)
V. Первичное закрепление
– Вспомним наш план урока. На какие вопросы мы не получили ответы. (Слайд 18)
– Несомненно, роль крови в жизнедеятельности
организма человека велика. Ни один орган
человеческого тела не может работать без клеток
крови. Могут ли клетки крови быть здоровыми без
взаимодействия с различными органами
человеческого тела.
– Какие условия должен соблюдать каждый человек
для того, чтобы клетки крови были здоровы.
(заниматься спортом, оберегать и сохранять свое
здоровье, правильно питаться, вовремя обращаться
к докторам, вести здоровый образ жизни, укреплять
иммунитет)
VI. Итог урока
Игра «Недописанный тезис» (слайд 19)
– Что было бы,
- если бы из состава крови исчезли лейкоциты, то …
- если бы из состава крови исчезли эритроциты, то …
- если бы из состава крови исчезли тромбоциты, то …
VII. Домашнее задание
– Попробуйте дома
- найти информацию о том, кто, когда и как изучал значение и свойства крови;
- написать сочинение о роли различных клеток крови в организме «Я хочу вам рассказать….» (слайд 20)
– Спасибо за активную работу на уроке.