…чтобы быть здоровым, нужны собственные
усилия, постоянные и значительные. Заменить
их нельзя ничем»
Академик Н.М. Амосов
В сохранении и укреплении здоровья, в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма, в предохранении возможного прямого или опосредованного влияния на потомство вредных факторов внешней среды исключительно важная роль принадлежит молодым людям. Именно от них в значительной мере зависит здоровье нации.
Формирование здорового образа жизни, воспитание общей культуры здоровья – важнейшая часть проблемы здоровья человека в современном мире. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и факторов риска для здоровья.
В наш информированный век молодые люди обладают недостаточными знаниями о возможностях своего организма. Это одна из главных причин их низкого уровня здоровья. Для оздоровления общества важно сформировать у подрастающего поколения валеологическую грамотность, ценностное отношение к здоровью.
В процессе изучения курса «Основы культуры здоровья» учащиеся старших классов рассматривают основные проблемы жизнедеятельности человека, пути их рационального решения; знакомятся с особенностями формирования репродуктивной системы женского и мужского организма.
Старшеклассники изучают вопросы профилактики табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ, а также вопросы профилактики заболеваний, передаваемых половым путем. Рассматриваются правовые аспекты взаимоотношения полов, вопросы брака и семьи, культуры брачных отношений, социальной роли женщины в современном обществе. Все это готовит молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению здоровых детей и воспитанию здорового молодого поколения.
Данная программа предполагает содержательные занятия с учащимися по формированию культуры здоровья, убеждения необходимости вести здоровый, гармоничный образ жизни.
Тематический план спецкурса
№ п/п |
Основные темы и вопросы спецкурса |
Всего часов |
Из них: |
|
лекции |
практические |
|||
1. |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни |
|
|
|
1.1. |
Здоровье и факторы, его определяющие. |
2 |
2 |
|
1.2. |
Основные составляющие здорового образа жизни. |
2 |
|
2 |
1.3. |
Здоровый образ жизни как условие сохранения репродуктивного здоровья. |
2 |
2 |
|
1.4. |
Физиологические пробы определения здоровья. |
2 |
|
2 |
1.5. |
Здоровый образ жизни – основа долголетия. |
2 |
2 |
|
2. |
Здоровье как биологическая и социальная проблема |
|
|
|
2.1. |
Понятие о «школьных болезнях» и их профилактика. |
2 |
2 |
|
2.2. |
Профилактика функциональных нарушений у детей и подростков. |
2 |
|
2 |
2.3. |
Социальные болезни и их профилактика. |
2 |
2 |
|
2.4. |
Профилактика вредных привычек (болезненных пристрастий). |
2 |
|
2 |
2.5. |
Профилактика СПИДа и туберкулеза. |
2 |
|
2 |
3. |
Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии |
|
|
|
3.1. |
Инфекционные болезни, пути передачи и меры профилактики. |
2 |
2 |
|
3.2. |
Способы защиты организма от возбудителей инфекционных болезней. |
2 |
|
2 |
3.3 |
Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика. |
2 |
|
2 |
3.4. |
Кишечные инфекции, их профилактика. |
2 |
2 |
|
3.5. |
Профилактика паразитарных инфекций. |
2 |
|
2 |
4. |
Питание современного человека и болезни цивилизации |
2 |
2 |
|
4.1. |
Гигиенические основы питания |
2 |
|
2 |
5. |
Здоровье человека и окружающая среда |
2 |
|
2 |
6. |
Брак и формирование представлений о нем у современной молодежи |
2 |
|
2 |
7. |
Личная гигиена и здоровье |
2 |
|
2 |
|
Всего: |
40 |
16 |
24 |
Тематика и содержание лекций
Лекция № 1. Здоровье и факторы, его определяющие
План:
- Валеология – наука о здоровье.
- Общее понятие о здоровье. Признаки здоровья.
- Основные факторы, формирующие здоровье человека.
- Факторы риска для здоровья (вредные привычки, гиподинамия, неполноценное питание, стресс и др.).
- Основные показатели уровня здоровья населения России.
Лекция № 2. Тема: Здоровый образ жизни как условие сохранения репродуктивного здоровья
План:
- Понятия «образ жизни», «здоровый образ жизни» и «репродуктивное здоровье».
- Рождаемость и смертность населения России. Понятие «естественный прирост населения».
- Основные критерии, характеризующие репродуктивное здоровье учащихся.
Лекция № 3. Тема: Здоровый образ жизни – основа долголетия
План:
- Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека.
- Основные составляющие здорового образа жизни (соблюдение режима дня, закаливание, достаточная двигательная активность, отсутствие вредных привычек, выполнение правил личной гигиены, сексуальная культура, рациональное питание и др.).
- Физическая культура и ее оздоровительное значение.
Лекция № 4. Тема: Понятие о «школьных болезнях» и их профилактика
План:
- Формирование правильной осанки у школьников.
- Причины, признаки и профилактика близорукости у детей.
- Причины, признаки и профилактика анемии и вегето-сосудистой дистонии.
- Режим дня и его значение в профилактике неврозов у детей.
Лекция№ 5. Тема: Социальные болезни и их профилактика
План:
- Понятие о социальных болезнях (табакокурение, алкоголизм, наркомания и токсикомания).
- Вредное воздействие алкоголя на органы и системы организма.
- Причины и последствия курения.
- Наркотики и последствия их употребления.
- Опасное воздействие токсических веществ на растущий организм.
Лекция№ 6. Тема: Инфекционные болезни, пути передачи и меры профилактики
План:
- Понятие об инфекционных болезнях.
- Пути передачи (распространения) инфекционных болезней.
- Мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями (дезинфекция, дезинсекция и дератизация).
- Иммунология – наука об иммунитете.
- Способы защиты организма от возбудителей инфекционных болезней.
Лекция № 7. Тема: Кишечные инфекции, их профилактика
План:
- Общее понятие о кишечных инфекциях.
- Эшерихии: клиника, профилактика.
- Дизентерия: клиника, профилактика.
- Сальмонеллез: клиника, диагностика, профилактика.
- Ботулизм: клиника, профилактика.
- Стафилококковая инфекция: клиника, профилактика.
Лекция № 8. Тема: Питание современного человека и болезни цивилизации
План:
- Понятие о рациональном и сбалансированном питании.
- Проблемы питания у детей и подростков.
- Особенности национального питания.
- Токсические вещества и их содержание в пищевых продуктах.
Тематика и содержание практических занятий
Практическое занятие № 1
Тема: Основные составляющие здорового образа жизни
План:
- Строгое соблюдение режима дня. Правильное чередование труда и отдыха.
- Закаливание и его основные принципы.
- Достаточная двигательная активность.
- Отсутствие вредных привычек и болезненных пристрастий.
- Личная гигиена школьника (гигиена кожи, волос и ногтей, одежды и обуви).
- Сексуальная культура в плане профилактики инфекций, передаваемых половым путем.
- Экологическая культура.
- Рациональное и сбалансированное питание.
- Гигиена умственного труда. Психогигиена.
Практическое занятие № 2
Тема: Физиологические пробы определения здоровья
План:
- Показатели индивидуального здоровья человека.
- Оценка уровня здоровья по объективным показателям (рост, масса тела, ЧСС, ЖЕЛ, ЧД, экскурсия грудной клетки, t тела, АД, жизненный показатель и др.).
- Оценка уровня здоровья по субъективным показателям (состояние кожи и ее производных, самочувствие, работоспособность, аппетит, состояние иммунитета и др.).
- Вывод (заключение) по работе.
Практическое занятие № 3
Тема: Профилактика функциональных нарушений у детей и подростков
План:
- Понятие о соматических болезнях (миопии, анемии, сколиозе, вегето-сосудистой дистонии, неврозах и др.).
- Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
- Массаж и его значение в профилактике соматических болезней.
Практическое занятие № 4
Тема: Профилактика вредных привычек (болезненных пристрастий)
План:
- Здоровье нации и вредные привычки.
- Курение и его опасность для растущего организма.
- Влияние алкоголя на юношеский организм. Понятие «пивной алкоголизм».
- Токсикомания – социальная проблема современного общества.
- Разрушающее действие токсических веществ на репродуктивную систему.
- Предупреждение употребления психоактивных веществ молодыми людьми.
Практическое занятие № 5
Тема: Профилактика СПИДа и туберкулеза
План:
- СПИД – смертельная угроза человечеству.
- СПИД как болезнь поведения.
- Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
- Анкета информированности молодых людей по вопросам ВИЧ/СПИД.
- Туберкулёз и его профилактика. Проба Манту.
Практическое занятие № 6
Тема: Способы защиты организма от возбудителей инфекционных болезней
План:
- Понятие «иммунная система».
- Формы иммунной защиты (гуморальный и клеточный иммунитет).
- Иммунитет естественный и искусственный, активный и пассивный.
- Значение профилактических прививок (вакцинация).
- Рассмотрение «Национального календаря профилактических прививок».
Практическое занятие № 7
Тема: Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика
План:
- Причины эпидемического всплеска заболеваний, передаваемых половым путем (сифилиса, гонореи, хламидиоза, микоплазмоза, уреоплазмоза, гарднереллеза, трихомониаза, герпеса гениталий и др.).
- Основные пути заражения.
- Последствия заболеваний, передаваемых половым путем.
- Индивидуальная профилактика венерических заболеваний.
- Сексуальная культура и здоровье.
- Тестирование «Что вы знаете о заболеваниях, передаваемых половым путем?».
Практическое занятие № 8
Тема: Профилактика паразитарных инфекций
План:
- Общая характеристика паразитарных инфекций.
- Аскаридоз, пути заражения и профилактика.
- Педикулез, пути заражения и профилактика.
- Чесотка, пути заражения и профилактика.
Практическое занятие № 9
Тема: Гигиенические основы питания
План:
- Особенности обмена веществ и энергии в детском возрасте.
- Понятие о рациональном и сбалансированном питании.
- Составление и оценка пищевого рациона.
- Составление и обоснование меню-раскладки.
Практическое занятие № 10
Тема: Здоровье человека и окружающая среда
План:
- Система «Природа – человек».
- Здоровье и факторы риска болезней.
- Влияние окружающей среды на здоровье человека:
- загрязнение атмосферы;
- загрязнение вод;
- загрязнение почвы;
- шум и здоровье;
- опасность химического отравления.
Практическое занятие № 11
Тема: Брак и формирование представлений о нем у современной молодежи (беседа медицинского психолога)
План:
- Гигиена и культура взаимоотношений.
- Классификация видов контрацепции.
- Супружеская верность.
- Планирование семьи.
- Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины.
Практическое занятие № 12
Тема: Личная гигиена и здоровье
План:
- Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
- Уход за кожей тела человека.
- Производные кожи – волосы и ногти.
- Уход за полостью рта.
- Гигиена одежды и обуви
Задания к итоговому контролю знаний
- Дополните фразу: «Здоровье ________ ________ достоянием данной личности, оно – _________ данного народа, так как от состояния здоровья отдельных индивидуумов, образующих конкретный народ, зависит его __________».
- Назовите мероприятия, повышающие уровень здоровья отдельного человека. Приведите примеры.
- Дополните фразу: «Система привычек и конкретных действий индивидуума, обеспечивающих нормальное функционирование человеческого организма и определенный уровень здоровья, называется _______ ________ ________».
- Назовите состояние организма, без которого невозможна реализация нормальной жизнедеятельности человека.
- Дополните фразу: «Состояние организма, которое характеризуется оптимальным уровнем физического, духовного и социального благополучия и практическим отсутствием болезней и физических дефектов, называется __________».
- Назовите наиболее важные факторы, которые определяют уровень здоровья конкретного человека.
- Укажите, является ли здоровье отдельного человека индивидуальной ценностью или оно является и достоянием нации. Обоснуйте свой ответ.
- Назовите среди перечисленных ниже факторов те, от которых в наибольшей степени зависит уровень здоровья конкретного человека:
- социально-экономические условия;
- его образ жизни;
- биологические особенности конкретного человека;
- состояние окружающей среды.
- Дополните фразу: «Здоровый образ жизни требует сбалансированного питания, при котором _________ полный комплекс продуктов, доступный человеку, и питание должно быть ___________».
- Поясните, является ли вредным пассивное курение? Обоснуйте свой ответ.
- Приведите примеры, иллюстрирующие вред курения для организма курильщика любого возраста.
- Приведите примеры, иллюстрирующие социальный вред наркомании и токсикомании.
- Назовите основные профилактические средства, предотвращающие заражение инфекциями половых путей.
- Установите соответствие названия ЗППП и возбудителя (ответ представьте цифрой с буквой, например: 2 д):
1. СПИД 2. Сифилис 3. Гонорея 4. Хламидиоз 5. Трихомониаз 6. Генитальный герпес |
|
- Поясните понятие «Репродуктивное здоровье и его значение в обеспечении благополучия личности и государства».
Рекомендуемая литература
- Билич Г., Назарова Л. Медицинская популярная энциклопедия. – М., 1997.
- Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2005.
- Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М : Флинта, Наука, 2002.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1988.
- Книга о здоровье / Под ред. Ю.П. Лисицына. – М.: Медицина, 1988.
- Колесов Д.В., Маш Г.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
- Кругликов И.И., Майзелис М.Я. Алкоголизм и потомство. – М.: Наука, 1987.
- Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001.
- Поляков В.А. Здоровый образ жизни. – Краснодар, 1995.
- Попов В.А. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.
- Смирнова Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Соковня-Семенова Н.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Академия, 1999.
- Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М.: Просвещение, 1985.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка. – М.: Просвещение, 1981.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. – М.: Просвещение, 1982.
- Чумаков Б.Н. Валеология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение,1985.