Урок – путешествие в сказку по теме "Инерция. Масса. Плотность"

Разделы: Физика


Цели урока:

образовательная

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Инерция. Масса. Плотность”;
  • продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления.

развивающая

  • продолжать развитие познавательного интереса к предмету;
  • уметь высказывать свою точку зрения;
  • проявлять творческие способности (составить рассказ о физической величине и умение выступать с ним);
  • сформировать элементы творческого поиска на основе приема обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы.

воспитательная

  • воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе; уметь видеть физику вокруг себя.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.

Задачи урока:

обучающая

  • повторение и систематизация изученного материала по теме “Инерция. Масса. Плотность”;
  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;

развивающая

  • развитие способности выражать свои мысли, приводить аргументы для доказательств предположений;
  • развитие речи, мышления учащихся;
  • формирование навыков работы с оборудованием;
  • развитие логического мышления, умений анализировать, сопоставлять полученные результаты, выделять сущность явления.

воспитательная

  • воспитание у учащихся умения самостоятельной работы;
  • формирование способности следовать нормам поведения и
  • формирование нравственных и эстетических представлений об окружающем нас мире;
  • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий и игрового материала;
  • формирование стремления к достижению поставленной цели.

Оборудование к уроку:

  1. презентация, программа PowerPoint;
  2. мультимедийный проектор;
  3. экран;
  4. раздаточный материал (карточки с заданием);
  1. комплект лабораторного оборудования.

План урока:

1. Организационный момент

2. Испытание “Ворота в сказку”

3. Испытание “Цветочная поляна”

4. Испытание “Река”

5. Испытание “Избушка Бабы Яги”

6. Испытание “Подземелье”

7. Испытание “Вотчина Кащея Бессмертного”

8. Подведение итогов

Ход урока

1. Организационный момент

„Сказка ложь, да в ней намек...“ 

УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята! Физика - это наука интересная, увлекательная, могучая и всем полезно дружить с ней. Сказка - мечта, пришедшая из глубины веков. Наука и сказка идут рядом! Познавший науку воплотит в жизнь сказку! Придумавший сказку даст толчок науке! Да здравствует наука и сказка! Да здравствует физика в сказке! Сегодня у нас урок повторения по теме “Инерция. Масса. Плотность”. Урок необычный, это урок - игра “Путешествие в сказку”. (Слайд 1) Вы хотите путешествовать?

2. “Ворота в сказку” (Слайд №3)

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы с вами находимся перед воротами сказки. Посмотрим, как вы готовы к путешествию.

Задание 1. (Слайд 4)

Заполните таблицу (1 минута)

Обозначение физической величины

Название физической величины

Единица измерения

Формула, по которой рассчитывается

m

 

 

 

 

Плотность

 

 

 

 

3

 
 

 

 

S= a·b

УЧИТЕЛЬ: Ваши знания открыли нам ворота в сказку. А сказка такая.

В некотором царстве-государстве “Инерция” жил-был Иван-царевич, и было у него три сестры: Инерция, Масса и Плотность. (Слайд 5-6).Отец и мать у них умерли . Отдал Иван-царевич сестёр замуж за владык Медного, Серебренного, Золотого царств. Прошёл год, и сделалось ему без сестёр скучно. Решил он повидать сестриц, отправился в путь вместе с вами – верными своими воинами.

3. “Цветочная поляна” (Слайд 7)

По дороге на Цветочной поляне повстречал он Елену Прекрасную, полюбил её и просил стать его женой. Елена Прекрасная молвила, что будет согласна, если его верные воины соберут для неё цветы, да не простые, а волшебные. (Воины выполняют задания)

Задание 2 (Слайд 8)

На демонстрационном столе находится “куча” перемешанных лепестков цветов. На доске укреплены сердцевины цветков. К доске выходят три воина и “собирают” цветы, подбирая лепестки с нужными сведениями и формулами, относящимися к понятию, написанному в сердцевине. (на сердцевинах цветов надписи: m , V, r . На лепестках цветов надписи: Плотность, Объём, Масса, Площадь, Путь, Скорость, Характеристика тела, Физическая величина, Физическое тело, Физическое явление, Единица 1кг, Единица 1м, Единица 1кг/м3, Единица 1м3, Единица 1км, Единица 1м/с, Прибор весы, Прибор мензурка, Прибор спидометр, Приборы весы и мензурка, = V: img1.gif (67 bytes) , = m · img1.gif (67 bytes) , = , = , = img1.gif (67 bytes) ·V , = m · V, = , = m/img1.gif (67 bytes) , = img1.gif (67 bytes) : V )

Когда дело сделано, они составляют рассказ о “своей” физической величине.

Остальные учащиеся – воины следят за правильностью выполнения задания, вносят поправки, исправляют ошибки.

За ответы выдаю жетоны: за правильный – 5 штук, за ответ с одной неточностью – 4. Если есть две неточности – 3, за каждое дополнение по одному жетону.

4. “Река” (Слайд 9)

И быть бы свадьбе, да злой Кащей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Иван – царевич со своими поехал выручать любимую. Долго ли, коротко ли они ехали и вот вышли к реке. Через реку - мост, но огромный камень закрыл дорогу на него. А на камне – надписи с вопросами. Если воины ответят на них правильно, камень отодвинется и освободит дорогу.

Задание 3 (Слайд 10)

Ответить:

  1. Что произойдёт с человеком, который споткнётся о камень? Почему?
  2. Что значит запись: “Плотность сего камня из гранита 2600 кг/м3”?
  3. Как узнать массу камня?
  4. Как найти его объём?
  5. Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях одинакова?
  6. Для уравновешивания тела на рычажных весах использован набор гирь 50г,10г,10мг,10мг. Чему равна масса тела?
  7. Какая физическая величина введена для характеристики инертности тела?
  8. Масса камня 3тонны. Какова его масса в килограммах?
  9. Плотность сего камня из гранита 2600 кг/м3. Выразите в г/см3.
  10. Объём жидкости 5 литров. Выразите в м3.

(Воины отвечают по очереди. За каждый верный ответ выдаётся 3 жетона, если ответ не пояснён – 1 жетон).

5. “Избушка Бабы Яги”

Воины с заданием справились, и камень освободил дорогу. И снова двинулись они в путь. Долго ехали по лесу, пока дорога не привела к избушке Бабы Яги. (Слайд 11) Баба Яга давно враждовала с Кащеем Бессмертным и поэтому согласилась помочь Иван-царевичу, но только в том случае, если его воины определят плотность вещества, из которого сделаны стены избушки, посуда, а также плотность картошки – любимого её блюда.

Задание 4 (Слайд 12)

Лабораторный эксперимент по определению плотности. Оборудование – на каждой парте.

лабораторный эксперимент

Определите плотность:

1.Посуды (ложка)

2. Любимого блюда Бабы Яги (картофель)

3. Стен избушки Бабы Яги (деревянный брусок)

Сделав работу, ребята называют полученные результаты. Оценивают работу жетонами; максимальное количество – 5.

6. “Подземелье”

Баба Яга вывела путников на верный путь. Прощаясь с Иваном-царевичем, рассказала ему о волшебных замкaх с секретом с секретом, которые есть у Кащея, но которые можно отпереть, если произнести вслух волшебные слова – ответы физических задач. Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кащею Бессмертному. Тот выследил Ивана-царевича с воинами, схватил их и бросил в глубокое подземелье, крышку которого закрыл на замок. (Слайд 13)

Задание 5

Чугунное, стальное и латунное тела имеют одинаковые объёмы. Какое из них имеет большую и какое наименьшую массу?

За правильный ответ с пояснениями – 3 жетона; если ответ не пояснён – 1 жетон.

7. “Вотчина Кащея Бессмертного”

Справились воины с заданием – замок открылся. Все оказались перед воротами вотчины Кащея. (Слайд 14) Чтобы открыть эти ворота, надо подобрать ключ.

Задание 6 (Слайд 15)

Прочесть и расшифровать (объяснить) слово, записанное на стержне ключа в виде цифр:

1 – вторая буква в слове, означающем единицу измерения массы тела. (ответ: кИлограмм)

2, 3 и 4 – соответственно третья, вторая и шестая буквы из названия прибора для измерения объёма жидкости. (Ответ: мЕНзуРка);

5, 6 – первая и вторая буквы слова-названия вещества, плотность которого 7100 кг/м3 (Ответ: ЦИнк);

7 – последняя буква физического термина, означающего всё то, что существует независимо от нашего сознания (Ответ: материЯ).

(Ключ к варотам – понятие “инерция”; за правильный ответ полагается 5 жетонов).

Вот и ключ к воротам подобрали. Открылись они. Вошли все в хоромы Кащея Бессмертного, и освободил Иван-царевич Елену Прекрасную. В тот же день они сыграли свадьбу. А после этого поехали проведывать сестёр царевича. По дороге же решили такой вопрос: “Короны у сестёр разные – золотая, серебренная и медная, но одинакового объёма. Масса которой самая большая?” А вы как думаете? Почему? (Слайд 16)

За правильный ответ с пояснением – 5 жетонов

Домашнее задание: Составить сказку с физическим содержанием на тему “Масса”, “Плотность”, “Инерция”.

8. Подведение итогов.

УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Окинем на прощание мысленным взором ещё раз путь Ивана-царевича (Слайд 17) и вспомним, как нелегко пришлось ему и его воинам. Но своего они достигли: знания помогли им! А теперь подведём итоги.

Учащиеся подсчитывают число набранных ими жетонов, учитывая его, выставляются оценки в журнал. (Слайд 18-19)

Критерий такой:

15 и более жетонов – оценка “5”;

от 8 до 14 жетонов – “4”;

от 4 до 7 жетонов – “3”.

Используемая литература

  1. Н.В. Лифанова. “Урок-путешествие в сказку” журнал “Физика в школе” № 4, 1999г.
  2. Ю.В. Щербакова. Занимательная физика. – М.: Глобус, 2010.
  3. Н.А. Янушевская Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 классы. – М.: Издательство “Глобус”, 2009г.
  4. А.В. Пёрышкин, Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2010г.
  5. В.И. Лукашик, Сборник задач по физике 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009г
  6. А.В. Пёрышкин, Сборник задач по физике 7-9 классы. – М.: Издательство “Экзамен”,2011г.
  7. Буров и др. " Фронтальные экспериментальные задания по физике ", Просвещение, 1981 г.
  8. Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 7 - 6 кл.", Просвещение, 1976 г.
  9. Библиотека “Первого сентября” Я иду на уроки. 7 класс. Часть1, 2. Книга для учителя. М. “Первое сентября”, 2000.
  10. В.А. Буров, С.Ф. Кабанов, В.И.Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М. “Просвещение”,1998.
  11. Нестандартные уроки физики. 7 – 11 классы. / Сост. Е. А. Демченко – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
  12. Винокурова А. Д., План конспект урока по физике в 7 классе “Инерция. Плотность.” http://nikifar.my1.ru/load/2-1-0-32

Картинки для презентации взяты

http://fotki.yandex.ru/users/natali73123/view/470899/?page=0

http://www.mosarena.ru/catalogue/?event_id=2201&event_date=22.03.2010%2016:00:00

http://www.fabrikaglamura.ru/forum/t16854,17-.htm

http://www.liveinternet.ru/users/4620818/post197053937/

http://ukrtrip.com/zabugorie/holland/539-alenkijj-cvetochek-gollandii.html

http://976338.ru/index.php?page=catalog&num=00001514&amount=15&list=3

http://www.web-teacher.ru/tovar.php?id=11381

http://lady.webnice.ru/litsalon/?act=article&v=712

http://tridevyatoecarstvo.mybb.ru/viewtopic.php?id=6

http://www.vyritsa.ru/stones/ingermanland.php.html