Цели урока:
образовательная
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Инерция. Масса. Плотность”;
- продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления.
развивающая
воспитательная
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.
Задачи урока:
обучающая
- повторение и систематизация изученного материала по теме “Инерция. Масса. Плотность”;
- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
развивающая
- развитие способности выражать свои мысли, приводить аргументы для доказательств предположений;
- развитие речи, мышления учащихся;
- формирование навыков работы с оборудованием;
- развитие логического мышления, умений анализировать, сопоставлять полученные результаты, выделять сущность явления.
воспитательная
- воспитание у учащихся умения самостоятельной работы;
- формирование способности следовать нормам поведения и
- формирование нравственных и эстетических представлений об окружающем нас мире;
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий и игрового материала;
- формирование стремления к достижению поставленной цели.
Оборудование к уроку:
- презентация, программа PowerPoint;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- раздаточный материал (карточки с заданием);
- комплект лабораторного оборудования.
План урока:
1. Организационный момент
2. Испытание “Ворота в сказку”
3. Испытание “Цветочная поляна”
4. Испытание “Река”
5. Испытание “Избушка Бабы Яги”
6. Испытание “Подземелье”
7. Испытание “Вотчина Кащея Бессмертного”
8. Подведение итогов
Ход урока
1. Организационный момент
„Сказка ложь, да в ней намек...“
УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята! Физика - это наука интересная, увлекательная, могучая и всем полезно дружить с ней. Сказка - мечта, пришедшая из глубины веков. Наука и сказка идут рядом! Познавший науку воплотит в жизнь сказку! Придумавший сказку даст толчок науке! Да здравствует наука и сказка! Да здравствует физика в сказке! Сегодня у нас урок повторения по теме “Инерция. Масса. Плотность”. Урок необычный, это урок - игра “Путешествие в сказку”. (Слайд 1) Вы хотите путешествовать?
2. “Ворота в сказку” (Слайд №3)
УЧИТЕЛЬ: Итак, мы с вами находимся перед воротами сказки. Посмотрим, как вы готовы к путешествию.
Задание 1. (Слайд 4)
Заполните таблицу (1 минута)
Обозначение физической величины |
Название физической величины |
Единица измерения |
Формула, по которой рассчитывается |
m |
|
|
|
|
Плотность |
|
|
|
1м3 |
||
|
S= a·b |
УЧИТЕЛЬ: Ваши знания открыли нам ворота в сказку. А сказка такая.
В некотором царстве-государстве “Инерция” жил-был Иван-царевич, и было у него три сестры: Инерция, Масса и Плотность. (Слайд 5-6).Отец и мать у них умерли . Отдал Иван-царевич сестёр замуж за владык Медного, Серебренного, Золотого царств. Прошёл год, и сделалось ему без сестёр скучно. Решил он повидать сестриц, отправился в путь вместе с вами – верными своими воинами.
3. “Цветочная поляна” (Слайд 7)
По дороге на Цветочной поляне повстречал он Елену Прекрасную, полюбил её и просил стать его женой. Елена Прекрасная молвила, что будет согласна, если его верные воины соберут для неё цветы, да не простые, а волшебные. (Воины выполняют задания)
Задание 2 (Слайд 8)
На демонстрационном столе находится “куча” перемешанных лепестков цветов. На доске укреплены сердцевины цветков. К доске выходят три воина и “собирают” цветы, подбирая лепестки с нужными сведениями и формулами, относящимися к понятию, написанному в сердцевине. (на сердцевинах цветов надписи: m , V, r . На лепестках цветов надписи: Плотность, Объём, Масса, Площадь, Путь, Скорость, Характеристика тела, Физическая величина, Физическое тело, Физическое явление, Единица 1кг, Единица 1м, Единица 1кг/м3, Единица 1м3, Единица 1км, Единица 1м/с, Прибор весы, Прибор мензурка, Прибор спидометр, Приборы весы и мензурка, = V: , = m · , = , = , = ·V , = m · V, = , = m/ , = : V )
Когда дело сделано, они составляют рассказ о “своей” физической величине.
Остальные учащиеся – воины следят за правильностью выполнения задания, вносят поправки, исправляют ошибки.
За ответы выдаю жетоны: за правильный – 5 штук, за ответ с одной неточностью – 4. Если есть две неточности – 3, за каждое дополнение по одному жетону.
4. “Река” (Слайд 9)
И быть бы свадьбе, да злой Кащей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Иван – царевич со своими поехал выручать любимую. Долго ли, коротко ли они ехали и вот вышли к реке. Через реку - мост, но огромный камень закрыл дорогу на него. А на камне – надписи с вопросами. Если воины ответят на них правильно, камень отодвинется и освободит дорогу.
Задание 3 (Слайд 10)
Ответить:
- Что произойдёт с человеком, который споткнётся о камень? Почему?
- Что значит запись: “Плотность сего камня из гранита 2600 кг/м3”?
- Как узнать массу камня?
- Как найти его объём?
- Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях одинакова?
- Для уравновешивания тела на рычажных весах использован набор гирь 50г,10г,10мг,10мг. Чему равна масса тела?
- Какая физическая величина введена для характеристики инертности тела?
- Масса камня 3тонны. Какова его масса в килограммах?
- Плотность сего камня из гранита 2600 кг/м3. Выразите в г/см3.
- Объём жидкости 5 литров. Выразите в м3.
(Воины отвечают по очереди. За каждый верный ответ выдаётся 3 жетона, если ответ не пояснён – 1 жетон).
5. “Избушка Бабы Яги”
Воины с заданием справились, и камень освободил дорогу. И снова двинулись они в путь. Долго ехали по лесу, пока дорога не привела к избушке Бабы Яги. (Слайд 11) Баба Яга давно враждовала с Кащеем Бессмертным и поэтому согласилась помочь Иван-царевичу, но только в том случае, если его воины определят плотность вещества, из которого сделаны стены избушки, посуда, а также плотность картошки – любимого её блюда.
Задание 4 (Слайд 12)
Лабораторный эксперимент по определению плотности. Оборудование – на каждой парте.
лабораторный эксперимент
Определите плотность:
1.Посуды (ложка)
2. Любимого блюда Бабы Яги (картофель)
3. Стен избушки Бабы Яги (деревянный брусок)
Сделав работу, ребята называют полученные результаты. Оценивают работу жетонами; максимальное количество – 5.
6. “Подземелье”
Баба Яга вывела путников на верный путь. Прощаясь с Иваном-царевичем, рассказала ему о волшебных замкaх с секретом с секретом, которые есть у Кащея, но которые можно отпереть, если произнести вслух волшебные слова – ответы физических задач. Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кащею Бессмертному. Тот выследил Ивана-царевича с воинами, схватил их и бросил в глубокое подземелье, крышку которого закрыл на замок. (Слайд 13)
Задание 5
Чугунное, стальное и латунное тела имеют одинаковые объёмы. Какое из них имеет большую и какое наименьшую массу?
За правильный ответ с пояснениями – 3 жетона; если ответ не пояснён – 1 жетон.
7. “Вотчина Кащея Бессмертного”
Справились воины с заданием – замок открылся. Все оказались перед воротами вотчины Кащея. (Слайд 14) Чтобы открыть эти ворота, надо подобрать ключ.
Задание 6 (Слайд 15)
Прочесть и расшифровать (объяснить) слово, записанное на стержне ключа в виде цифр:
1 – вторая буква в слове, означающем единицу измерения массы тела. (ответ: кИлограмм)
2, 3 и 4 – соответственно третья, вторая и шестая буквы из названия прибора для измерения объёма жидкости. (Ответ: мЕНзуРка);
5, 6 – первая и вторая буквы слова-названия вещества, плотность которого 7100 кг/м3 (Ответ: ЦИнк);
7 – последняя буква физического термина, означающего всё то, что существует независимо от нашего сознания (Ответ: материЯ).
(Ключ к варотам – понятие “инерция”; за правильный ответ полагается 5 жетонов).
Вот и ключ к воротам подобрали. Открылись они. Вошли все в хоромы Кащея Бессмертного, и освободил Иван-царевич Елену Прекрасную. В тот же день они сыграли свадьбу. А после этого поехали проведывать сестёр царевича. По дороге же решили такой вопрос: “Короны у сестёр разные – золотая, серебренная и медная, но одинакового объёма. Масса которой самая большая?” А вы как думаете? Почему? (Слайд 16)
За правильный ответ с пояснением – 5 жетонов
Домашнее задание: Составить сказку с физическим содержанием на тему “Масса”, “Плотность”, “Инерция”.
8. Подведение итогов.
УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Окинем на прощание мысленным взором ещё раз путь Ивана-царевича (Слайд 17) и вспомним, как нелегко пришлось ему и его воинам. Но своего они достигли: знания помогли им! А теперь подведём итоги.
Учащиеся подсчитывают число набранных ими жетонов, учитывая его, выставляются оценки в журнал. (Слайд 18-19)
Критерий такой:
15 и более жетонов – оценка “5”;
от 8 до 14 жетонов – “4”;
от 4 до 7 жетонов – “3”.
Используемая литература
- Н.В. Лифанова. “Урок-путешествие в сказку” журнал “Физика в школе” № 4, 1999г.
- Ю.В. Щербакова. Занимательная физика. – М.: Глобус, 2010.
- Н.А. Янушевская Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 классы. – М.: Издательство “Глобус”, 2009г.
- А.В. Пёрышкин, Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2010г.
- В.И. Лукашик, Сборник задач по физике 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009г
- А.В. Пёрышкин, Сборник задач по физике 7-9 классы. – М.: Издательство “Экзамен”,2011г.
- Буров и др. " Фронтальные экспериментальные задания по физике ", Просвещение, 1981 г.
- Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 7 - 6 кл.", Просвещение, 1976 г.
- Библиотека “Первого сентября” Я иду на уроки. 7 класс. Часть1, 2. Книга для учителя. М. “Первое сентября”, 2000.
- В.А. Буров, С.Ф. Кабанов, В.И.Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М. “Просвещение”,1998.
- Нестандартные уроки физики. 7 – 11 классы. / Сост. Е. А. Демченко – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
- Винокурова А. Д., План конспект урока по физике в 7 классе “Инерция. Плотность.” http://nikifar.my1.ru/load/2-1-0-32
Картинки для презентации взяты
http://fotki.yandex.ru/users/natali73123/view/470899/?page=0
http://www.mosarena.ru/catalogue/?event_id=2201&event_date=22.03.2010%2016:00:00
http://www.fabrikaglamura.ru/forum/t16854,17-.htm
http://www.liveinternet.ru/users/4620818/post197053937/
http://ukrtrip.com/zabugorie/holland/539-alenkijj-cvetochek-gollandii.html
http://976338.ru/index.php?page=catalog&num=00001514&amount=15&list=3
http://www.web-teacher.ru/tovar.php?id=11381
http://lady.webnice.ru/litsalon/?act=article&v=712