Развитию творческих способностей детей в системе дополнительного образования на современном этапе пока не уделено должного внимания. Не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности», как следствие, - недостаточно разработаны диагностические методики оценки их уровня. Это тормозит широкое внедрение идей развивающего обучения в систему дополнительного образования.
Федеральным государственным образовательным стандартом основной стратегией обучения провозглашён личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ребёнка, учёт его способностей, интересов и склонностей. Исходя из этого, главной целью педагога должно стать создание условий для наиболее полного и всестороннего раскрытия творческих способностей ребёнка.
Для того чтобы создать эти условия, необходимо, прежде всего, изучить интересы и склонности детей. Это можно сделать при помощи анкетирования детей и их родителей, а также путём наблюдения во время деятельности игровой, познавательной, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной и туристско-краеведческой.
Для изучения склонностей и интересов обучающихся в нашем «Центре Детского Творчества» разработана Программа изучения творческих способностей обучающихся.
Изучив интересы и способности детей, педагогу целесообразно подобрать каждому ребёнку дело «по душе», наиболее полно учитывающее и отвечающее его потребностям. Педагогу также необходимо найти способы практического применения творческих способностей обучающихся путём привлечения их к участию в различных мероприятиях. Иными словами, педагогу необходимо создать такие условия, которые способствовали бы максимально полному раскрытию творческих способностей и самоопределению ребёнка.
Необходимо также всячески поощрять творческую деятельность детей. Традиционными видами поощрения являются: объявление благодарности; вручение сертификата или свидетельства; награждение почётной грамотой или дипломом; награждение ценным подарком; занесение фамилии учащегося на почётную доску; направление родителям учащихся благодарственных писем; прием Главы района по вручению стипендий одаренным детям Троицкого муниципального района; прием председателя Совета Депутатов по вручению Гранта Собрания Талантливой молодежи Троицкого муниципального района.
В рамках национального проекта «Образование» в Троицком муниципальном районе нашёл свою жизнь проект «Поддержка талантливой молодёжи», направленный на поддержку молодых людей и представления им дополнительных возможностей самореализации. В этот проект органически вошли программы «Одарённые дети» и «Лидер». Обе программы нацелены на создание условий для выявления одарённых детей в интересах социализации личности, развитие их лидерского потенциала.
Уже более десяти лет ежегодно в Троицком муниципальном районе происходит знаменательное событие – вручение стипендии главы района одарённым детям. За это время стипендиатами стали 180 школьников района. Все стипендиаты – победители районных конференций, смотров и фестивалей, многие – лауреаты и призёры областных, региональных, международных конкурсов.
В 2006 году в Троицком муниципальном районе стартовала программа поддержки социально-активной молодёжи «Лидер». Двадцать активных старшеклассников, студентов, молодых специалистов, те, кому не безразлична судьба страны, своей малой Родины стали обладателями Гранта Собрания депутатов.
Талантливые дети – цвет и надежда нашего государства. У нас в Троицком муниципальном районе социально-активные и одарённые дети поддержаны и востребованы всегда!
Поощрение детей является мощным стимулом для дальнейшего развития их творческой деятельности и признанием значимости и важности их творческих успехов. Необходимо не только поощрять ребёнка и его родителей, а также систематически демонстрировать достижения и победы детей перед родителями, педагогами и сверстниками.
Успешная работа по раскрытию творческого потенциала детей невозможна без организации рефлексии детей, самооценки ими результатов своей творческой деятельности.
С этой целью наши обучающиеся заводят портфолио творческих достижений, куда заносятся результаты их деятельности: листы достижений в системе образования, сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, смотрах и выставках, листы самооценки, рекомендации, планы развития (ближайшие и перспективные) и наградные материалы. Листы достижений в системе образования включают в себя следующие разделы: №, класс, дата, название, уровень (школьный, муниципальный, окружной, областной, региональный, всероссийский, международный) и результат. Сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, смотрах и выставках фиксируют: №, дату участия, название конкурса, олимпиады, смотра, выставки, сферу деятельности (предмет), уровень, занятое место, баллы.
Лист самооценки содержит следующие разделы: название мероприятия, период работы, выполненные виды работ, что сделано особенно удачно, что нового узнал (-а), приобретённые навыки и умения, чему научился (-лась).
Роль педагога в раскрытии творческих способностей ребёнка состоит в: раскрытии творческих способностей ребёнка путём изучения его интересов и склонностей; организации деятельности таким образом, чтобы способности ребёнка получили максимальное развитие и признание окружающих; постоянном стимулировании творческой активности и публичной демонстрации достижений и побед обучающихся.
Результатом работы наших педагогов стали следующие творческие успехи и достижения обучающихся МОУ ДОД ««Центр Детского Творчества» Троицкого муниципального района в областных и всероссийских мероприятиях 2010-1011 учебного года:
№ |
Областные мероприятия |
Результат |
1 |
Акция «Летопись добрых дел по сохранению природы» |
I, I, II |
2 |
Экологический конкурс им. А.Н.Белкина «Твои первые открытия» |
II, II |
3 |
Конкурс юных экологов «Тропинка», зональный тур |
III |
4 |
Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» |
II, II, II |
5 |
Конкурс лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века» |
III |
6 |
Творческий конкурс «Сам себе спасатель» |
I, II |
7 |
56 слет юных туристов |
I, III |
8 |
Парад музеев ОУ, посвященный 275-летию г. Челябинска |
I, II |
9 |
Слёт актива музеев и детских краеведческих объединений ОУ, посвященный 70-летию со дня начала Великой Отечественной войны |
I, I |
№ |
Всероссийские мероприятия |
Результат |
1 |
Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» |
I |
2 |
Конкурс презентаций «Обо всем на свете» |
III |
3 |
«Экологический марафон «Планета детей – 2011», региональный очно-заочный конкурс исследовательских работ и проектов «Природа – бесценный дар, один на всех» |
II, II, II, II, II |
4 |
Фольклорный фестиваль «Псковские жемчужины», региональный этап |
I, I, III, III |
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь, т.к. дополнительное образование – основа творческого развития ребёнка.