Данный урок может быть использован при изучении темы “Гидролиз солей” в 9-ом и 11-ом классах общеобразовательного уровня. На уроке начинается формирование понятия “Гидролиз солей”. При изучении нового материала главной целью является приобретение новых знаний, их первичное закрепление и воспроизведение частичных выводов под руководством учителя. Регулярное систематическое повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению. На уроке используется частое включение опорного материала для запоминания и контроля знаний, регулярная оценка результатов запоминания.
Методическая цель урока:
Развитие познавательной деятельности и познавательной активности на уроке химии, путем применения наглядных средств обучения.Образовательная цель урока: продолжить формирование представлений о классах неорганических соединений, на примере свойств растворов солей в свете теории электролитической диссоциации – гидролиза солей.
Развивающая цель урока: продолжить формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, делать выводы из наблюдений, проводить операции сравнения, анализа.
Воспитательная цель урока: продолжить развитие коммуникативных способностей, усиление прикладной ориентации курса химии.
Оборудование.
На столах учащихся и демонстрационном столе: растворы хлорид меди (II), карбоната натрия, универсальный индикатор, методическое пособие, карточка ключ, компьютер, мультимедийный проектор, экран.Тип урока: комбинированный:
- организационный этап;
- этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала;
- этап усвоения нового материала;
- этап закрепления новых знаний;
- этап контроля (взаимоконтроля);
- этап информации учащихся о домашнем задании.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- репродуктивный и проблемно-поисковый (аспект мышления);
- самостоятельная работа (аспект управления).
Методы контроля и самоконтроля:
- устный;
- письменный;
- практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- объяснение;
- фронтальная форма работы;
- индивидуально-обособленная;
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА
ХОД УРОКА
1. Организационный этап:
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.
Учебно-воспитательная задача этапа. Организация и направление познавательной деятельности обучающихся, подготовка их к усвоению нового материала.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная.
Тема урока Гидролиз солей.
Какой из терминов вам известен – гидролиз или соли.
Что такое соль с точки зрения теории электролитической диссоциации?
(Соль – сложное вещество при диссоциации которого образуется анион и катион….)
Данное определение относиться к какой соли по типу? (Средняя соль.)
А как можно получить среднюю соль при помощи реакции обмена?
Соль + Соль
Соль+ Кислота
Соль + Щелочь
Кислота + Основание
Давайте остановимся на одном способе получения соли
кислота + основание
Давайте подробнее разберемся, из каких видов электролитов могут быть образованы средние соли.
Какие основания бывают с точки зрения теории электролитической диссоциации?
– (сильные и слабые электролиты)
Какие кислоты бывают с точки зрения теории электролитической диссоциации?
– (сильные и слабые электролиты)
Выберем из списка оснований – сильные электролиты и укажите для них названия
NaOH, NH4OH, KOH, Pb(OH)2, Fe(OH)2, LiOH, Cu(OH)2, Mg(OH)2,Ba(OH)2.
(Запись в тетради данного задания обязательна).
Выберем из списка кислоты – сильные электролиты и укажите для них названия
H2S, H2SO4, H2CO3, H3PO4, HCl, HI, HNO3, H2SO3, HBr.
(Запись в тетради данного задания обязательна).
Если вернуться к выбранному способу получения соли, давайте предложим из каких типов гидроксидов могут быть получены средние соли и сколько их типов?
Сильное основание + сильная кислота
Сильное основание + слабая кислота
Сильная кислота + слабое основание
Слабая кислота + слабое основание
Таким образом, мы выделили четыре типа соли полученные реакцией обмена.
А тема нашего урока Гидролиз солей. С термином соли вы поработали и вспомнили способы их получения, а с термином гидролиз пока нам не известен.
3. Этап усвоения нового материала.
Учебно-воспитательная задача этапа– начать формирование представлений о гидролизе на примере взаимодействия воды с солями. Научить определять реакцию среды в растворах без использования индикаторов.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- Индивидуально-обособленная
- Коллективная форма работы (в статических парах)
Для изучения этого вопроса, вам необходимо поработать самостоятельно в течении 10 минут, используя модульную технологию обучения и методические пособия, разобраться в вопросе – Что же такое гидролиз?
4. Этап закрепления новых знаний.
Учебно-воспитательная задача этапа– закрепить в памяти обучающихся знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы. Развитие коммуникативных способностей.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа.
Проверим выполненное задание.
При гидролизе карбоната натрия образуется – гидрокарбонат натрия, среда щелочная. Проверим полученную информацию, у вас на столах имеется универсальный индикатор, определим среду раствора соли карбоната натрия, цвет изменился с желтого на синий– зеленый– среда щелочная.
При гидролизе хлорида меди образуется – основной хлорид меди, среда кислая. Проверим полученную информацию, у вас на столах имеется универсальный индикатор, определим среду раствора соли хлорида меди, цвет изменился с желтого на красный диапазон – кислая среда.
При гидролизе сульфида алюминия получается гидроксид алюминия и сероводород.
Перед выполнением самостоятельной работы обобщим изученное.
С какими видами гидролиза мы ознакомились и какие соли при этом получаются?
(Гидролиз по катиону, в растворе присутствуют основные соли и кислота.
Гидролиз по аниону, в растворе присутствуют кислые соли и щелочь.
При гидролизе по катиону и аниону образуется основание и кислота. )
5. Этап контроля (взаимоконтроля).
Учебно-воспитательная задача этапа. Проверка усвоения знаний на уроке.
Методы контроля и взаимоконтроля – письменная.
Форма деятельности обучающихся: индивидуальная.
Выполняем самостоятельную работу по вариантам (8-10 минут).
Проверим самостоятельную работу.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Учебно-воспитательная задача этапа. Повышение мотивации выполнения домашнего задания, т.к. д.з. развивает память, навыки, самодисциплину.
Форма деятельности обучающихся: индивидуальная.
Методы контроля и самоконтроля – письменная.
Записываем домашнее задание в тетрадь.
Домашнее задание
1. Письменно: указать возможные уравнения гидролиза для растворов следующих солей.
а) хлорид железа (III);
б) фосфат натрия;
в) сульфат калия.
Тема урока “Гидролиз солей”
Частная модульно-познавательная программа Содержание |
Частная модульно-деятельная программа Задания |
1.Гидролиз – это обменное взаимодействие ионов соли с водой, сопровождающееся изменением реакции среды и образованием слабого электролита. | |
2.Гидролизу по аниону подвергаются соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой |
|
3. Гидролизу по катиону подвергаются соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой |
|
4. Соли, образованные слабой кислотой и слабым основание подвергаются необратимому гидролизу. |
|
5.Соли, образованные сильной кислотой и сильным основание гидролизу не подвергаются. | 1. Запишите схему 4 в тетрадь. 2. Укажите в тетради, будет ли подвергаться гидролизу хлорид натрия– NaCl. |
Самостоятельная работа.
Запишите уравнения гидролиза для растворов следующих солей (в молекулярном и ионном виде, определите среду раствора).
Вариант 1.
К2SO3 – сульфит калия
FeCl2 – хлорид железа (II)
Вариант 2.
Na2S – сульфид натрия
AlCl3 – хлорид алюминия
Справочный материал.
Таблица 1. Изменение окраски индикатора в зависимости от концентрации иона водорода.
ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА ИНДИКАТОРА |
||||
ТИП СОЛИ | ЛАКМУС | ФЕНОЛФТАЛЕИН | МЕТИЛОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ | СРЕДА |
сильное основание + слабая кислота | синий | малиновый | жёлтый | щелочная |
слабое основание +сильная кислота | красный | не изменяется | красный | кислая |
сильное основание + сильная кислота | не изменяется | не изменяется | не изменяется | нейтральная |
Схема1. Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и сильными основаниями– гидролиз по аниону.
PO4 3– SO3 2– CO3 2– S 2– BO3 3– PO3 3– SiO3 2– AsO43– SnO42- | HPO4 2– HSO3 – HCO3 – HS – HBO3 2– HPO3 2– HSiO3– HAsO42– HSnO4- |
Примечание: Ме (активные, образующие щелочи )– Li, K, Na, Rb, Cs,,Ba, Sr.
Схема 2. Гидролиз солей образованных сильными кислотами и слабыми основаниями– гидролиз по катиону.
Cl – Br– I – SO4 2– NO3 – IO3 – ClO3 – ClO4 – MnO4 -CrO42– Cr 2O72– | Cl – Br– I – SO4 2– NO3 – IO3 -ClO3 – ClO4 – MnO4 -CrO42– Cr 2O72– |
Примечание: Ме– Zn, Cu, Cr, Fe, Mn, Fe, Ni, Sn, Al, Co, Pb и NH4+
Схема 3. Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и слабыми основаниями гидролиз по катиону и аниону– необратимый гидролиз.
В этом случае продуктами гидролиза являются слабые кислота и основание: KtAn + Н2О = KtOH + HAn
Kt+ + An– + H2O = KtOH + Han
где Kt+ и An– – катион и анион слабых основания и кислоты соответственно.
Схема 4.
Соли образованные сильными кислотами и сильными основаниями гидролизу не подвергаются.
Карточка ключ 1.
Гидролиз солей по аниону | …2CO3+ HOH<–> …HCO3+ …OH 2…+ CO3 2-+ HOH <–>… + HCO3 -+ … + OH- CO32– + HOH <–> HCO3– + OH- |
Карточка ключ 2.
Гидролиз солей по катиону | Сu…2 + HOH- CuOH… + H… Сu 2++ 2… + HOH <–> CuOH+ + … + H+ + … Сu2+ + HOH <–> CuOH+ + H+ |
Гидролиз солей по катиону и аниону |
Карточка ключ 3. Al2S 3+..HOH->..Al(OH) 3 +..H2S |