Классный час на тему "Я – кемеровчанин"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: Познакомить детей с историей образования г. Кемерово, с природой родного края, ее поверхностью и полезными ископаемыми; как живут трудятся люди земли Кузнецкой; прививать любовь к родному городу; развивать у детей навыки общения, положительные эмоции.

Оборудование: Географическая карта Кузбасса, выставка книг о городе Кемерово, набор цветных открыток «Кемерово», фотографии, набор полезных ископаемых родного края; листы опорных схем «Уголь», герб Кемерово, иллюстрация с изображением русской березки, паровозик, станции-«ромашки».

Ход классного часа

(Дети заходят в класс под песню «Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, рассаживаются за парты, кладут альбом и цветные карандаши.)

– Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на паровозике. Вы побываете на разных интересных станциях и узнаете много нового.
Итак, мы отправляемся в путь!

Первая станция – «Учебная»

– Каждый день все ребята приходят в нашу школу, чтобы получать новые знания. Как вы думаете, с помощью чего ученики узнают новое? (С помощью книги.)

Книга – это мудрый и верный помощник. Но помогает она только тогда, когда с ней обращаются бережно, с любовью. Вспомните, что нужно делать для того, чтобы сохранить учебники?

(Надеть обложку, не рисовать, не загибать листы.)

Игра «Что возьмем с собой в школу»

– Сейчас я буду называть различные предметы. Те, которые нужны в школе, отметьте хлопками. Будьте внимательны и старайтесь не ошибаться.

(Можно выбрать 2 учеников, завязанными глазами собрать портфель.)

– Отправляемся на следующую станцию.

Вторая станция – «Художники»

– На этой станции мы поговорим о нашем городе. Как называется город, в котором мы живем?
– Назовите улицы, на которых вы живете. (Ответы детей.)
– Почему улицы имеют свои названия? Положите перед собой альбомный лист. Нарисуйте свой дом.
– Вспомните, какие деревья растут возле вашего дома? Назовите.
– Сейчас я загадаю загадку о дереве, которое является символом нашего страны. Будьте внимательны!

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)

– Что в тексте загадки подсказало вам, что это березка? Как она выглядит? (Белоствольная с черными полосками, ветки наклонены, есть сережки-семена.)

(Дети рассматривают иллюстрацию с изображением березы.)

– Нарисуйте березку слева от вашего дома.
– Молодцы! Отправляемся дальше.

Станция «Загадок»

– Поиграем в игру «Угадай-ка!». Я буду загадывать загадки, а вы, узнав, о чем идет речь, рисуйте отгадки.

1) Голубая простыня
    Весь свет покрывает. (Небо)

2) Золотое яблочко по небу катается,
    С утра улыбается.
    А улыбки-лучи очень горячи. (Солнце)

    Березы, рябины, дубы, тополя –
    Богата деревьями наша... (Земля)

(Дети становятся в круг, показывают рисунки.)

– Что получилось? Расскажите, что вы нарисовали.
– Что нас всех объединяет? (Мы живем в одном городе.)
– Как называют людей, живущих в г. Кемерово?
– Значит, каждый о себе может гордо сказать: «Я – Кемеровчанин!»

Учитель. Кемеровская область. Кузнецкий каменный бассейн. Кузбасский регион. Земля Кузнецкая... Названия разные, но одна территория. Это наша с Вами малая Родина, где мы с Вами родились, учимся, трудимся, а часто здесь живем всю жизнь. Но она у нас одна. Где бы мы с Вами ни были, но с тоской вспоминаем нашу речку или озеро, холмы или горы, свое село или город. Богата и разнообразна природа нашей области. Высокие, покрытые вечными снежниками горы, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек – создают неповторимую красоту нашего края.

1 ученик.

Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно, и Отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи, и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс.

Учитель. Действительно, если всмотреться в карту Кузбасса, то она похожа на сердце, центром которого является город Кемерово. У каждого города – своя родословная, свой неповторимый облик. Наш город – не воин и не герой. Его площади и скверы не украшены памятниками седой старины. В народной памяти сохранились лишь крупицы сведений о здешних местах и землепроходцах.

Агитбригада (историческая справка, на плакатах написаны даты)%

  • Год 1721 Рудознатец Михайло Волков открыл «Сокровище Сибири» – каменный уголь, на берегу реки Томи.
  • Год 1932 Город Щегловск переименован в город Кемерово.
  • 2 декабря 1932 Основан Рудничный район.

Учитель. Ребята, продолжаем путешествие по нашему городу с начала его образования и до наших дней. Посмотрим, как он выглядел 85 лет назад и в наши дни. (Учитель использует фотографии и набор печатных открыток с изображением Щегловска и Кемерово в наши дни).

Но главное богатство края – это его люди. Нас более 3 миллионов человек. Почетные граждане нашего города:

Агитбригада:

1. ученик. М.А. Подгорбунский – заслуженный врач России. Третья городская больница носит его имя.

2 ученик. А.Н. Кирчанов художник-живописец, прославивший Сибирский край своими картинами.

3 ученик. В. Волошина – ученица 12-ой средней школы, отважная разведчица, пала смертью храбрых. Ее именем названы школа, улица, Дворец пионеров в городе Кемерово.

4 ученик. И.Р. Васильев – Герой Советского Союза, панфиловец, у разъезда Дубосеково стоял насмерть, но врага остановил. Его имя носит улица в Центральном районе.

5 ученик. А.А. Леонов – летчик-космонавт, наш земляк. В его честь названа улица в Кировском районе.

Учитель. Кемерово – промышленный центр Кузбасса. На его территории много шахт, где добывают каменный уголь. Что дает нам уголь? (Ответы детей: тепло, свет, горячая вода, электроэнергия для поездов, стая ков).

– А знаете ли вы, что уголь используют для приготовления красок, резины, лекарства и пластмассы. (Учитель использует набор «Полезных ископаемые»).

– Почему уголь называют «Черное золото»? Обратите внимание на карту. Каким условным знаком обозначают уголь? Назовите города, поселки, где добывают «Черное золото».

Но не только углем богат наш край, а и медью, из которой выплавляют чугун и сталь.

Ученик.

Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою,
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.

Учитель. Вот и пришла пора возвращаться в класс. Подошло к концу наше путешествие. Что вы, ребята, можете сделать, чтобы наш город был самым красивым, самым лучшим? (Соблюдать чистоту на улицах, в парках, не мусорить, не рвать цветы, ветви деревьев, а наоборот, сажать кустарники, цветы, делать кормушки для птиц, хорошо учиться).

1 ученик.

Свет любви, добра неугасимый,
Кемерово – город на Томи.
Город мой до камушка родимый
Дороги мне улицы твои.

2 ученик.

Улочки, проспекты и аллеи
Исходил я вдоль и поперек.
Ничего на свете нет роднее,
Сердцу милый с детства уголок.

3 ученик.

За рекой березовая роща,
Первые свиданья у моста,
В городе, где Пушкинская площадь,
Юности любимые места.

4 ученик.

На земле одна у нас забота –
Жить в согласии, только лишь всего.
Это очень трудная работа –
Строить город и любить его.