Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.
Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.
Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.
Для развития творческих способностей, коммуникативной, эмоциональной среды ребенка использую театрализованные игры. Под театрализованными играми необходимо понимать «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Ритмопластика эффективно развивает навыки, которые особенно нравятся детям, такие как: комплексные, ритмические, музыкальные, пластические, естественные психомоторные способности дошкольников, свободу и выразительность телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Особое место отвожу технике речи и ее культуре. Техника речи и ее культура включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.
Эффективно позволяют развивать творческие способности детей такие виды деятельности, как:
- артикуляционная гимнастика;
- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
- творческие игры со словом;
- развивающие игры с голосом;
- ритмодекламация.
В результате применения разнообразных средств, методов и приемов в музыкально-театрализованной деятельности добилась повышения качества певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребенка.
Список использованной литературы
- Кошманская И.П. Театр в детском саду. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов на Дону, Феликс, 2004.
- Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., Сфера, 2001.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. – М., ГНОМиД, 2001.
- Чурилова Т. Кукольный театр своими руками. – М., Рольф, 2001.
- Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2007.