Класс: 3
Тема урока: Ончалза, могай ме улына! (Смотрите, какие мы!)
Цели урока: формировать умение осознанного, правильного, выразительного чтения; развивать связную речь; воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду; воспитывать желание помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.
Материалы к уроку: учебники за 3 класс, тетради, презентация к уроку (приложение), заготовки открыток для поздравления.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие и пожелание.
- Слово дежурному.
2. Проверка домашнего задания.
Сочинения о маме.
3. Новая тема.
Учитель читает стихотворение С.Николаева «Мама» (слайд 1).
Многим в жизни мы обязаны нашим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным.
Больше всего радуют мам – успехи детей; больше всего расстраивает, когда вы не слушаетесь. Маму нужно беречь. А лучший подарок для мамы – это когда она придет с работы, а дома все убрано.
Тема нашего урока «Ончалза, могайме улына!» (слайд 2).
3-й слайд: Ирук пуракым уштеш. Настя куварым мушкеш.
4-й слайд: Йыван пеледышыш вудым опта. Толя кумыж-совлам мушкеш.
– Какую работу по дому выполняют дети? Переведите предложения на русский язык.
4. Словарная работа (5): пупак – пыль, кувар – пол, полшаш – помогать, кумыж-совла – посуда, пуракым ушташ – вытирать пыль, куварым мушкаш – мыть пол, кумыж-совлам мушкаш – мыть посуду.
Запись словарных слов в тетрадь.
5. А как вы помогаете своей маме?
Составьте по одному предложению на родном языке.
5-й слайд: изменение по лицам и числам (словосочетания на слайде).
6-й слайд: авалан полшаш; куварым ушташ; кумыж-совлам мушкаш.
Физкультминутка
Встаноте, отдохнем.
В природе есть солнце. Оно светит для всех и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Пустите в свое сердце маленькую звезду. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звезда увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звезда увеличилась еще больше. Направляем лучик с добром. Звезда становится еще больше. Я направляю к звезде лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звезда становится большой, как солнце. Она несет тепло всем, всем, всем.
6. Составление отрицательной формы (с. 93, 2 паша) слайд 7.
Что говорит Карлсон, который не хочет работать?
– Карлсон, куварым ушт! –
– Карлсон, пеледышыш вудым опто! –
– Карлсон, куварым муш! –
– Карлсон, кумыж-совлам муш! –
– Карлсон, пуракым ушт! –
Правильность составления отрицательной формы проверяется по слайду.
7. Работа над инсценировкой «Маркай».
Инсценировка сказки (2 учника).
Работа над содержанием.
Работа над выразительностью.
8. Пословицы (калыкмут-влак) к стихотворению.
8-й слайд:
Ко пашам ок ыште, тудо ок коч.
Калачым кочнет гын, конгамбалне ит кий.
Тачысе пашам эрлалан ит кодо.
Шинча онча, а кид пашам ышта.
Паша айдемым пукша, а його локтылеш.
Пашалан його, кочкаш чулым.
Йогын чылажат коршта.
Дети переводят по цепочке пословицы и поясняют смысл пословиц.
9. Чтение стихотворения (с. 92, 1 паша).
10. Поздравление с праздником 8 марта.
Раздаточный материал для написания текста каждому ученику.
9 слайд:
Шергакан аваем!
Мый тыйым Удырамаш пайрем
дене саламлем, шуко пиалым,
да сай тазалыкым тыланем.
Лена удырет (Витя эргыч).
11. Вывод.
Кузе авадам куандареда?
12. Домашняя работа.
Наизусть по ролям: М.Майн «Маркай».
Урок марийского языка «Смотрите, какие мы!»