Урок марийского языка по теме "Ончалза, могай ме улына!" (Смотрите, какие мы!)

Разделы: Начальная школа


Класс: 3

Тема урока: Ончалза, могай ме улына! (Смотрите, какие мы!)

Цели урока:  формировать умение осознанного, правильного, выразительного чтения; развивать связную речь; воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду; воспитывать желание помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.

Материалы к уроку: учебники за 3 класс, тетради, презентация к уроку (приложение), заготовки открыток для поздравления.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Приветствие и пожелание.
  • Слово дежурному.

2. Проверка домашнего задания.

Сочинения о маме.

3. Новая тема.

Учитель читает стихотворение С.Николаева «Мама» (слайд 1).

Многим в жизни мы обязаны нашим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным.

Больше всего радуют мам – успехи детей; больше всего расстраивает, когда вы не слушаетесь. Маму нужно беречь. А лучший подарок для мамы – это когда она придет с работы, а дома все убрано.

Тема нашего урока «Ончалза, могайме улына!» (слайд 2).

3-й слайд: Ирук пуракым уштеш. Настя куварым мушкеш.

4-й слайд: Йыван пеледышыш вудым опта. Толя кумыж-совлам мушкеш.

– Какую работу по дому выполняют дети? Переведите предложения на русский язык.

4. Словарная работа (5): пупак – пыль, кувар – пол, полшаш – помогать, кумыж-совла – посуда, пуракым ушташ – вытирать пыль, куварым мушкаш – мыть пол, кумыж-совлам мушкаш – мыть посуду.

Запись словарных слов в тетрадь.

5. А как вы помогаете своей маме?

Составьте по одному предложению на родном языке.

5-й слайд: изменение по лицам и числам (словосочетания на слайде).

6-й слайд: авалан полшаш; куварым ушташ; кумыж-совлам мушкаш.

Физкультминутка

Встаноте, отдохнем.

В природе есть солнце. Оно светит для всех и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Пустите в свое сердце маленькую звезду. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звезда увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звезда увеличилась еще больше. Направляем лучик с добром. Звезда становится еще больше. Я направляю к звезде лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звезда становится большой, как солнце. Она несет тепло всем, всем, всем.

6. Составление отрицательной формы (с. 93, 2 паша) слайд 7.

Что говорит Карлсон, который не хочет работать?

– Карлсон, куварым ушт! –
– Карлсон, пеледышыш вудым опто! –
– Карлсон, куварым муш! –
– Карлсон, кумыж-совлам муш! –
– Карлсон, пуракым ушт! –

Правильность составления отрицательной формы проверяется по слайду.

7. Работа над инсценировкой «Маркай».

Инсценировка сказки (2 учника).

Работа над содержанием.

Работа над выразительностью.

8. Пословицы (калыкмут-влак) к стихотворению.

8-й слайд:

Ко пашам ок ыште, тудо ок коч.

Калачым кочнет гын, конгамбалне ит кий.

Тачысе пашам эрлалан ит кодо.

Шинча онча, а кид пашам ышта.

Паша айдемым пукша, а його локтылеш.

Пашалан його, кочкаш чулым.

Йогын чылажат коршта.

Дети переводят по цепочке пословицы и поясняют смысл пословиц.

9. Чтение стихотворения (с. 92, 1 паша).

10. Поздравление с праздником 8 марта.

Раздаточный материал для написания текста каждому ученику.

9 слайд:

Шергакан аваем!

Мый тыйым Удырамаш пайрем
дене саламлем, шуко пиалым,
да сай тазалыкым тыланем.

Лена удырет (Витя эргыч).

11. Вывод.

Кузе авадам куандареда?

12. Домашняя работа.

Наизусть по ролям: М.Майн «Маркай».

Урок марийского языка «Смотрите, какие мы!»