Урок-презентация по теме "Сказы П.П. Бажова". 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: обобщить знания по сказам П.П. Бажова.

Задачи:

  1. перечитать любимые сказы;
  2. развивать творческие способности;
  3. воспитывать интерес к творчеству уральского сказителя.

Оборудование:

  1. Книги о творчестве Бажова, сказы;
  2. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова;
  3. Карточки с кроссвордом;
  4. Жетоны;
  5. Лепестки цветов.

Ход урока

I. Ознакомление с темой и целью урока

II. Вступительное слово о П.П. Бажове с элементами беседы

Сегодня мы продолжим разговор о П.П. Бажове, знаменитом уральском сказителе.

(Слайд 3)

  • Какие сказы вы прочитали к уроку?
  • Что нового узнали о писателе?

Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.

Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. (Слайд 4) С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.

Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. (Слайд 5 )

В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов. (Слайд 6 )

(чтение стихотворения учеником)

Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок. (Слайд 7)

Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы. (Слайд 8)

III. Словарная работа

– Так что же такое сказ и чем он отличается от сказки?

Сказ – это прежде всего устное слово, перенесённое в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика; в сказе нет зачина; нет деления на добрых и злых волшебных героев, а волшебная сила им присуща изначально; он имеет реальную основу. (Слайд 9)

Сказ

  • это повествование, ведущееся от лица рассказчика;
  • зачина нет;
  • имеет реальную основу.

IV. Проверка домашнего задания

– Как назывался сундучок, в который вошли сказы П.П. Бажова?

По горизонтали – название сборника сказов П.П.Бажова:

  1. Сундучок, в который вошли сказы П.П.Бажова

По вертикали – герои сказов П.П. Бажова:

  1. Герой сказа «Медной горы Хозяйка»
  2. Как называли в народе Медной горы Хозяйку?
  3. Имя деда в сказе «Серебряное копытце»
  4. Он стал мастером у старика Прокопьича
  5. Имя девочки в сказе «Серебряное копытце»
  6. Имя мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка»
  7. Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»?

Проверьте задание. Вот решение кроссворда (Слайд 10)

(Слайд 11) Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» Долгие годы Бажов собирал сказы, как камни в малахитовую шкатулку. Вот поэтому самый полный сборник сказов носит название «Малахитовая шкатулка», и появился он в год 60-летия писателя.

V. Викторина по сказам П.П.Бажова, сопровождающаяся различными творческими заданиями

(Слайд 12)

1. Из какого сказа эти слова?

«Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка весёлыми глазами, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать».

(«Огневушка-поскакушка») (Слайд 13)

2. К какому сказу эта иллюстрация? («Каменный цветок») (Слайд14)

– О какой мечте Данилы-мастера поведал нам сказитель?

3. Как будет называться следующий сказ?

(«Серебряное копытце») (Слайд 15)

– Почему так назвал Бажов свой сказ?

4. Назовите сказ, иллюстрацию к которому видите на экране.

(«Малахитовая шкатулка») (Слайд 16)

– Перескажите данный эпизод.

5. К какому сказу данная иллюстрация?

(«Синюшкин колодец») (Слайд17)

– Какую тайну хранил в себе Синюшкин колодец?

6. О каком сказе идёт речь?

«Открыли глаза, видят – сидят на том же месте, только примятая трава поднялась, а кругом два широких обруча, один золотой, другой чернокаменный. Видно, женщина обошла их кругом да из рукавов и насыпала. Ребята кинулись бежать, да золотой обруч не пускает…»

(«Голубая змейка») (Слайд18)

– О каком предании рассказал нам автор в сказе «Голубая змейка»?

7. Иллюстрация к какому сказу представлена на экране?

(«Каменный цветок») (Слайд19)

– Какой эпизод запечатлён из произведения?

– Чтение отрывка из сказа «Каменный цветок»:

«Сидит – молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом спрашивает…»

– Какой разговор состоялся между Хозяйкой медной горы и Данилой?

8. Прослушайте отрывок и назовите сказ П.П. Бажова (Слайд 20)

(чтение эпизода учителем под музыку)

«Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.
– Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Её одёжа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.
А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз шёлк, хоть рукой погладить.
– «Вот, – думает парень, – беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта – малахитница-то – любит над человеком мудровать.
Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:
– Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится».

(«Медной горы Хозяйка»)

– Какое настроение помогает передать музыка?

– Какой изображает Медной горы Хозяйку сказитель?

– А какой вы изобразили её на своих рисунках?

– Угадайте, кому подарила властная Хозяйка свою малахитовую шкатулку?

Давайте заглянем в неё.

VI. Конкурс «Угадайка»

Угадайте, кому принадлежат предметы, хранящиеся в этой шкатулке? (Слайд 21)

  • Малахитовые серьги?
  • Дурман-цветок?
  • Маленькая пуговка?
  • Перышко?
  • Голубой платочек?
  • Веточка крыжовника?

VII. Выразительное чтение отрывков, подготовленных детьми (на выбор уч-ся)

VIII. Заключительное слово учителя

(Слайд 22)

Сегодня на уроке мы обратились лишь к немногим сказам П.Бажова. Волшебная книга Сказов ещё таит в себе много нового и неизведанного. И она особенно дорога для нас, потому что эта книга о нашей родине – прекрасном и величественном Урале!

(чтение стихотворения учеником)

С Данилой вместе ухожу я в гору
К Хозяйке, посмотреть её цветок.
Хочу взглянуть я на цветок, в котором
Огнём сияет каждый лепесток.
В который раз, склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!

IX. Подведение итогов

Подсчёт полученных за работу жетонов, оценки за рисунки, за решение кроссворда и т.д.

X. Рефлексия

(Слайд 23)

Собираем цветок:

  • Красный лепесток – всё было понятно, всё понравилось;
  • Желтый лепесток – было не всё понятно и не очень интересно;
  • Синий лепесток – урок не понравился, ждал его окончания.

Используемая литература:

  1. Е. Хоринская «Наш Бажов», Средне-Уральское книжное издательство, 1989.
  2. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», – Москва: «Правда», 1984.