Цели урока: актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, рассуждения).
Научить:
- различать тип текста-рассуждения среди других;
- составлять текст-рассуждение;
- развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование:
- тексты (Приложение 1)
- опорные карточки (Приложение 1)
- презентация (Приложение 2)
Ход урока
Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя:
Ребята, сегодня мы вновь обратимся к типам речи.
- Какие вы знаете типы речи? (Приложение2. Слайд 1)
Перед вами тексты, которые относятся к разным типам речи. Прочитайте и определите, используя метод фотографирования, к какому типу относится первый текст. (Приложение 1)
Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице - китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.
(Ответ: описание. Приложение2. Слайд 2)
- Одно фото
- Отвечает на вопрос КАКОЙ?
- Описание
В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.
(Ответ: рассуждение.Приложение2. Слайд 3)
- Нельзя сфотографировать
- Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
- РАССУЖДЕНИЕ
- Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет акулы, отвечая на вопрос, КАКАЯ она, акула? - длина тела, вес.. Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.
II. Изучение нового материала.
- У нас есть два верных помощника. Это фотоаппарат и светофор. (Приложение2. Слайд 4). Один из них уже помог вам, когда вы использовали метод фотографирования. Зачем же нам нужен светофор, вы сейчас узнаете.
Второй текст про акулу - текст-рассуждение. Как он строится?
(Приложение2. Слайд 5, 6)
Как построить текст-рассуждение?
В море много рыб и животных. | Вступление |
Акул называют морскими разбойниками. ПОЧЕМУ? |
Что нужно доказать? |
ПОТОМУ ЧТО Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. |
Доказательства |
ТАКИМ ОБРАЗОМ, не случайно акул считают опасными рыбами. | Вывод |
- Обратите внимание, что все части текста расположены в строгом порядке, как цвета светофора. Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать с тезиса.)
- Итак, сделайте вывод, как строится текст-рассуждение. (Приложение2. Слайд 7, 8)
III. Устная работа. Закрепление теории.
Учитель читает третий текст, по частям, соответствующим строению рассуждения. (Приложение 1)
1) И взрослые, и дети любят читать сказки.
2) Некоторые из них называют волшебными.
3) В них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники.
4) Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.
- При повторном чтении назовите части, соответствующие строению рассуждения.
- А теперь вы сами сочините текст-рассуждение. Но сначала немного отдохнём. Посмотрите, какое стихотворение я вам приготовила сегодня.
(Приложение2. Слайд 9)
Перепутаница
- Очень-очень странный вид: речка за окном горит,
- Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья стреляет,
- Мальчик чуть не слопал мышку,
- Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно,
- Воробей схватил зерно
- Да как крикнет, улетая: "Вот что значит запятая!"
- Не правда ли, звучит очень странно? Давайте исправим положение и расставим всё по своим местам. (Запятые исчезают по щелчку, затем, следуя указаниям ученика, становятся на своё место, также по щелчку)
- Ребята, кто догадался, почему запятые разного цвета? (Красные - между простыми предложениями в составе сложного, синяя запятая - между однородными членами).
- Кстати, вот и тема для нашего текста-рассуждения. "Зачем нужны запятые?" Теперь нам помогут два друга Антон и Кирилл, ученики 9 класса. Они однажды заспорили:. (Приложение2. Слайд 10)
- Возьмем высказывание Антона в качестве вступления и запишем в карточку схему. (Приложение 1) (Каждая строчка предварительно окрашена в соответствующие цвета)
Вступление. Тезис. Аргументы. Вывод.
Учащиеся предлагают варианты тезиса (Приложение2. Слайд 11), затем - аргументы (Приложение2. Слайд 12), записывают в карточку. Обращаем внимание, на написание и обособление вводного слова во-первых. Это слово-помощник. Слайда со вторым аргументом нет, учащиеся сами предлагают второй аргумент, используя слово во-вторых (Запятая разделяет два простых предложения в составе сложного).
- Итак, осталось сделать вывод. Как вы думаете, мы смогли доказать необходимость постановки запятой? Значит, без запятой обойтись нельзя! (Приложение2. Слайд 13)
IV. Итоги урока
Сегодня мы узнали, как составить текст-рассуждение.
- Из каких частей состоит текст-рассуждение?
- Какие слова можно использовать в таком тексте?
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: "Зачем нужны точки?", используя опорную схему.