Цели:
- познакомить учащихся с согласными звуками [ л ], [ л` ] и с буквами Л,л, которые обозначаются этими звуками;
- научить детей устанавливать правильное соотношение между буквой Л, л и звуком [ л ] или [ л` ];
- развивать навык плавного слогового чтения слогов, слов с буквами Л, л;
- развивать речь учащихся, мышление и воображение;
- обогащать словарный запас;
- развивать умение общаться на уроке.
Оборудование:
- Лента букв
- Предметные картинки с изображением стола и руля.
- Изображение букв Л,л
- Часы с изображением гласных букв а, о, и, ы, у и согласной буквой л.
- Столбик слов:
- стол
- кукла
- куклы
- катал
- уснул
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас сегодня!
- Начинаем урок.
2. Обобщение изученного.
- Что висит у нас над доской? (лента букв)
- Какие буквы мы здесь видим? (гласные и согласные)
- Вспомните, пожалуйста, и назовите гласные буквы, которые мы уже изучили. (а, о, у, ы, и)
- Спасибо. А какие согласные буквы вы знаете?
- Чем отличается буква от звука?
- Спасибо. Я уверена, что вы все хорошо знаете буквы, которые мы изучили, и звуки, которые эти буквы обозначают.
3. Изучение нового материала
1) Работа над значением слов, из которых будут выделены изучаемые звуки.
- Послушайте загадку и отгадайте ее:
Мы за ним сидим,
Мы с него едим.
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
- Что мы называем словом стол? (это предмет, у которого 4 ножки и крышка)
- Какие бывают столы? (кухонные, письменные, журнальные)
- Как мы можем назвать одним словом все столы? (мебель)
- Хорошо. Послушайте вторую загадку:
Еду, еду, ворчу, ворчу,
Потому что я его верчу.
- Кто отгадал? О чем эта загадка?
Что мы называем словом "руль"? (руль - это предмет, с помощью которого управляют велосипедом, автомобилем)
2) Составление схемы слова
- А теперь посмотрите на схему и скажите, какая из них подходит к слову "стол". Докажите.
(К слову "стол" подходит первая схема, потому что в слове "стол" один слог и на схеме один слог. Произношу слово [стол]. В начале слова слышу звук [с]. Он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние [то]. Это слияние твердого согласного с гласным. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. Произношу последний звук [л] - он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Произношу все слово по схеме [стол].)
- Какая схема подходит к слову "руль"? Докажите.
(К слову "руль" подходит вторая схема, так как в слове "руль" слышу один слог и на схеме один слог. Произношу слово [рул']. В начале слова слышу слияние [ру]. Это слияние твердого согласного и гласного. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. В конце слова слышу
Звук [л'] - он согласный, мягкий, находиться вне слияния. На схеме обозначен зеленым квадратом. Произношу все слово по схеме [рул'].)
3) Характеристика звуков. Наблюдение за артикуляцией [л] и [л'].
- Давайте произнесем последний звук в слове "стол".
- Докажите, что это согласный.
(звук [л] - согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и произносится с помощью голоса и шума)
- Произнесем последний звук в слове "руль".
- Докажите, что это согласный.
- Звуки [л] и [л'] разные или это один и тот же звук?
- Это разные звуки: [л] - твердый, а [л'] - мягкий. Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л'] - мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.
4) Упражнение в слушании и произношение звуков в словах.
Игра "Поймай звук"
Учитель читает слова:
Стул, ель, купил, карамель, искал, солнышко, соль, мел, пенал, полка, щель, лиса, быль, пыль.
Вопросы:
- Есть ли в этом слове звук [л] и [л'].
- В каком слоге вы услышали этот звук? Произнесите.
- Подберите слова, в которых есть данные звуки.
Игра "Хлопок"
Учитель читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком [л'], они хлопают в ладоши.
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
4. Работа над буквой Л, л
1) - В русском языке два звука [л] и [л'] обозначаются одной буквой "эль".
- Чем отличаются данные буквы?
- Скажите, на что похожа эта буква?
- Как вы думаете, куда мы поселим букву "эль" на ленте? ( на второй этаж, потому что она обозначает звонкие согласные звуки)
2) Чтение слогов-слияний с изучаемой буквой.
[ла] [ло] [лы] [ли] [лу]
- Прочитайте слоги с твердым согласным.
- С мягким согласным.
- Как вы догадались, что согласный нужно прочитать мягко? (потому что гласный "и" указывает на мягкость предыдущего согласного)
- Теперь попробуем дополнить каждый слог до целых слов.
(лапа, лыжи, лопата, луна, лиса)
5. Физкультминутка
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
6. Чтение слов с буквой л.
- Посмотрите на слова, которые написаны на доске.
- Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.
- Прочитайте слова по порядку.
- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.
(стол - 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул - 2 слога)
- Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.
(стол, кукла, куклы - на первый слог; катал, уснул - на второй слог)
- Прочитайте слова, выделяя ударные слоги.
- Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?
(Кукла - один предмет, а куклы - несколько)
- Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.
- Спасибо.
7. Чтение предложений, включающих слова с буквой л.
- Откроем "Азбуку".
- Подготовьтесь прочитать текст (сначала учащиеся читают по цепочке, а затем перечитывают)
- Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)
- А что вы знаете о ней?
(что у Оли куклы)
- Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?
(что Оля катала кукол)
- Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?
- Ребята, давайте еще раз прочитаем текст
- О ком и о чем говориться в тексте?
(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)
- Ребята, как можно озаглавить этот текст?
("Олины куклы")
- Посмотрите на иллюстрацию, подходит ли она к тексту?
- Что мы на ней видим?
(Оля катает кукол .Девочки гуляю с куклой. Мальчики катаются с горки.)
- Спасибо. Правильно.
- Кто хочет рассказать, как вы играете зимой на улице?
- Спасибо. Мне очень понравилось.
8. Итог урока.
- Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?
(с буквой "эль")
- Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л'] )
- Какие это звуки?
(Звук [л] - согласный, твердый, а звук [л'] - согласный, мягкий)
- Оцените свою работу. Раскрасьте флажок на полях красным, если вы считаете, что все получилось; синим, если, вы не довольны своей работой; желтым, если вы могли работать лучше.