Цель: ознакомить учащихся с личными местоимениями единственного и множественного числа, на что они указывают; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь: воспитывать интерес к уроку.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник "Русский язык. 4 кл", авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова; карточки (Приложение 1); оценочный лист урока (Приложение 2).
Ход урока
I. Психологический настрой.
Девиз урока: "Учиться - всегда пригодится".
Всю свою деятельность на уроке вы будете сами оценивать и результаты заносить в оценочный лист. (Детям раздаются до урока оценочные листы.)
II. Чистописание, словарная работа.
еле // еле //
- В каком изученном слове на безударную гласную непроверяемую ударением есть данное соединение? (Телефон.)
- Запиши слово, найди сильную и слабую позиции.
- Подбери и запиши форму этого слова и однокоренное слово.
- Составь предложение с одним из данных слов.
Телефон висит в телефонной будке.
- Найди в предложении изученные орфограммы.
- Запиши данное предложение и разбери по составу.
- Оцени свою работу. (Оценочный лист.)
III. Ввод в тему.
- Какие части речи мы знаем?
- На доске записаны разные части речи. Ваша задача разместить их по " домам".
Лесной, про, птица, я, от, волшебница, ты, стучит, она, хлопают, тигрята, вы, за
существительное | прилагательное | глагол | предлог | |
птица | лесной | стучит | про | я |
волшебница | хлопают | от | она | |
тигрята | за | ты | ||
вы |
- Кто может сказать, как называются слова последней колонки?
- Кто может сформулировать тему нашего урока. (В таблицу вписывается название новой части речи - местоимение.)
- Оцените свою работу. (Оценочный лист.)
IV. Сообщение темы и целей урока.
* В нашем языке много местоимений. Мы познакомимся только с одной группой местоимений - личные местоимения.
V. Работа над темой урока.
1. На что указывают местоимения.
- А вы знаете, почему данные слова называются местоимениями?
*Это сложное слово. Раздели его на части.
- Какие два слова получились? (Место имени.)
- Упр.1, стр.26.
- Прочитай первое предложение.
- Назови в нем личное местоимение.
- На какой вопрос отвечает слово Я? (Кто?)
- Какая часть речи отвечает на вопрос кто? (Имя существительное)
- Сделай вывод. (Местоимение употребляется вместо имени существительного.)
- Прочитайте второе предложение.
- Назовите в нем личное местоимение. (Она.)
- На какой вопрос отвечает слово ОНА?
- Что означает это слово? (Предмет.)
- А какой предмет? (Непонятно.)
- Прочитай третье предложение.
- Назови в нем личное местоимение. (Ты.)
- На какой вопрос оно отвечает?
- Что обозначает данное слово? (Предмет.)
- А какой предмет?
- Сделайте вывод, и выбери правильный ответ. (Тест "Я узнал".)
А) Местоимение - это часть речи, которое указывает на предмет и называет его.
Б) Местоимение - это часть речи, которое указывает предмет, но не называет его.
- Оцените свою работу. (Оценочный лист.)
2. Физминутка. (Нужно попрыгать, если услышите личное местоимение.)
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок.
Если он, и я, и ты,
Если мы сорвем цветы
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
- Почему нельзя рвать цветы?
3. Местоимения единственного и множественного числа. (Работа в паре. Детям раздаются карточки с личными местоимениями единственного и множественного числа.)
Задание: раздели данные личные местоимения на две группы.
- По какому признаку вы разделили данные местоимения?
- Какой вывод можно сделать? (Местоимения бывают в форме единственного числа и в форме множественного числа.)
- Оцените свою работу. (Оценочный лист.)
4. Закрепление изученного. (Карточка.)
Задание.
1. Вставь подходящее по смыслу местоимение.
2. Укажи число этого местоимения.
1 вариант | 2 вариант |
: учу (::::::) | : посадили(:::::.) |
:. поёте (:::::::..) | : принёс (::::::..) |
: играют (:::::::.) | :ходил (::::::) |
5. Самопроверка.
VI. Итог урока.
- С какой часть речи мы познакомились?
- Вместо какой части речи употребляется местоимение?
- А теперь глядя на таблицу, расскажите о том, что мы еще должны знать о личных местоимениях?
лицо | число | |
единственное | множественное | |
1-е | я | мы |
2-е | ты | вы |
3-е | Он (м.р.), она (ж.р.), оно (с.р.) | они |
VII. Рефлексия.
* В течение урока вы оценивали свою работу. Теперь подведите итог и выставите общую оценку своей деятельности на уроке.
Оценочный лист.
№ | Задание | Оценка |
1. | Чистописание | |
2. | Разбор предложения | |
3. | Заполнение таблицы | |
4. | Тест "Я узнал" | |
5. | Работа в паре | |
6. | Самостоятельная работа | |
7. | Устные ответы | |
VIII. Д/з. Стр.31, упр.10.