Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач современной системы образования является ее способность воспитывать патриотический дух подрастающего поколения; формировать нравственные качества личности, развивать интерес к исследовательской деятельности. Одним из факторов, позволяющих правильно построить работу школы в деле формирования этих качеств, является акцентирование внимание педагогического коллектива на знакомстве учащихся с историческими фактами, в том числе с событиями Великой Отечественной войны. И начинать это знакомство нужно как можно раньше, ориентируясь на формирование исторического познавательного интереса, исторических знаний о своем городе, о своих предках уже в начальной школе.
Область применения данного сценария - проведение внеурочного мероприятия в классах начальной школы.
Сценарий ориентирован на учащихся школы в возрасте от 7 до 9 лет.
Целями и задачами проведения данного мероприятия является:
- приобщение учащихся 1-3 классов к изучению истории Великой Отечественной войны на примере "Битвы за Москву";
- формирование у детей чувства сопричастности истории и судьбе страны и родного края;
- формирование основы для воспитания исторической грамотности;
- воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;
- привитие уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за его героическое прошлое.
Формой реализации предлагается выбрать игровую технологию. Данная технология базируется на использовании авторской настольной игры "Город нашей славы".
Метод реализации - организация внеурочного мероприятия в форме проведения настольной игре.
Материально-техническим обеспечением:
- настольная игра "Город нашей славы", состоящая из игрового поля, карточек к игре, кубика и разноцветных фишек;
- возможно использование музыкального сопровождения, создающего эмоциональный фон к уроку, использующее подборку музыки и песен о Москве и Великой Отечественной войне (Дунаевский И.. Лисянский М. "Гимн Москвы"; Пахмутова А., Добронравов А. "Последний край", "Ты моя надежда, ты моя отрада"; Баснер В., Матусовский М. "С чего начинается Родина")
Особенностью проведения данного мероприятия является возрастная характеристика привлекаемых участников. Стоит отметить, что ученики начальной школы хорошо знакомы с самим форматом проведения настольной игры. Это облегчает процесс их вхождения в игровое пространство. Но с другой стороны небольшой объем исторических знаний в целом и по истории Великой Отечественной войны в частности может снизить уровень интереса к игре, затруднить для учащихся восприятие концепции и цели игры, что понизит осознание ее смыслового значения. В данных условиях целесообразным видится вводное слово, которое бы позволило заинтересовать учащихся, дать им смысловое направление в предстоящей игре.
Чтобы интерес детей к игре не иссяк в ходе самой игры, для формирования мотивации к познавательной деятельности, преподавателю, проводящему игру, целесообразно в процессе мероприятия задавать участникам вопросы, ориентируясь на их положение в игровом поле. Таким образом, участники сформируют представление не только об игровом, но и об обучающем аспекте, проводимого мероприятия.
Игра не даст возможности структурировать знания по истории Московской битвы, но это и не является целью данного мероприятия, так как возрастные и психологические особенности учеников начальной школы не позволят им запомнить такой объем материала, а тем более сформировать представление о причинно-следственных аспектах событий битвы и победы в ней. Игра даст учащимся представление о Битве за Москву, позволит заложить еще один "кирпичик" в знания об истории страны, истории Великой Отечественной войны, сформировать познавательный интерес, который впоследствии можно будет углублять, посредством вовлечения учащихся в другие мероприятия внеклассной работы.
Вводное слово учителя
Дорогие ребята, в декабре этого года наш город будет отмечать знаменательную дату.
70 лет назад в великой битве у стен Москвы был остановлен жестокий враг. Произошло это в дни Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года на нашу Родину напала фашистская Германия. Ее солдаты имели приказ не щадить никого, убивать всех - мужчин, женщин, стариков, детей, захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен русский народ. Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своего Отечества. В мае 1945 года ваши прадеды разгромили германский фашизм, подняв красное знамя над столицей Германии - Берлином. В наших семьях и спустя 60 с лишнем лет хранят память о той войне - пожелтевшие от времени фотографии, обожженные, окровавленные красноармейские книжки, истертые треугольники солдатских писем, передают рассказы, военные истории, рассказанные нашими дедами и прадедами.
Память о той войне жива, она не умрет никогда, потому что это память о доблести и славе нашего народа.
Но не только люди были героями в той войне. Героями становились и города. И ярким примером этому наша с вами Москва.
Наш город немецкое командование хотело не просто захватить. А полностью уничтожить, создав на его месте огромное рукотворное озеро.
Бои за наш город начались осенью 1941 года, к началу зимы немецкие захватчики подошли к стенам Москвы и уже предвкушали победу, рассматривая ее окраины в бинокли. 5 декабря Красная Армия пошла в наступление и отбросила врага от столицы. Москва была спасена, весь советский народ чествовал армию, одержавшую первую крупную победу в той войне.
Давайте начнем играть. В ходе игры нам предстоит узнать о битве за Москву много интересного и поучительного.
Ход игры
Участники игры, передвигая фишки по игровому полю, проходят основные этапы сражения, развернувшегося у стен столицы. Игровое поле <Рисунок 1>.
Рисунок 1. Игровое поле
Игровая зона разделена на синие, красные и зеленые поля, соответственно перейди вперед, отступи назад, пропусти ход.
Причем синие и красные кружки на разных этапах битвы за Москву относятся к продвижению и немецко-фашистских сил и Красной армии.
Игрок, попавший в разноцветную зону (кружок) берет соответствующую карточку и вслух зачитывает информацию с нее.
Карточки зон дают игрокам возможность узнать исторические факты, познакомиться с датами и героями Битвы за Москву. Игровые карточки <Рисунок 2>.
Рисунок 2. Игровые карточки
1 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецко-фашистские войска. Одной из главных целей захватчиков стала столица нашего государства - Москва (можно начинать движение) |
5 Несмотря на упорное сопротивление советских солдат и офицеров немецкие войска к 30 сентября 1941 года захватили Смоленск, дорога на Москву была открыта (перейди на 3 хода вперед) |
10 Тысячи москвичей ушли в на фронт, в дивизии народного ополчения, что бы защитить свой город, свою страну, своих жен, детей, матерей (перейди на 2 хода назад). |
14 Женщины и дети строили вокруг Москвы линию оборону - копали окопы, противотанковые рвы. Они же заменили ушедших мужчин на заводах, у станков. Работали по 20 часов, спали рядом со станками и говорили только одно "Все для фронта, все для победы" (пропусти 1 ход). |
17 Враг рвался к Москве, советские бойцы, несмотря на упорное сопротивление были вынуждены отступать (перейди на 2 хода вперед) |
21 16 октября в городе было введено осадное положение - из города началась эвакуация жителей, были введены карточки на продукты, после 10 часов вечер на улице нельзя было ходить без специального пропуска (пропусти 1 ход) |
25 Вокруг города было создано 2 линии обороны. Самая дальняя, проходила в 100 километрах от Москвы по линии городов - Тула - Можайск - Малоярославец - Волоколамск - Тверь (пропусти 1 ход) |
28 "Остановить теперь противника на подступах к нашей столице, не пустить его, перемолоть в боях гитлеровские дивизии и корпуса: Московский узел является сейчас решающим: Пройдет ещё немного времени, и наступление врага на Москву должно будет захлебнуться. Нужно во что бы то ни стало выдерживать напряжение этих дней" - такие задачи ставил перед войсками командующий обороной Москвы Г. К. Жуков (пропусти 1 ход) |
30 Несмотря на бомбежки, холод, голод Москва жила - по ночам жители спускались в метро, там были оборудованы бомбоубежища, госпитали, работали библиотеки и государственные учреждения. 6 ноября 1941 года на станции Маяковская состоялось заседание правительства (перейди на 2 хода вперед) |
34 А 7 ноября на Красной площади прошел парад, посвященный 24 годовщине революции. Сразу с парада солдаты и танки отправлялись прямо на фронт (перейди на 2 хода вперед) |
36 15 ноября немцы возобновили наступление. Их главный удар был направлен на Волоколамск (на западе) и Дмитров (на севере) от Москвы (сделай 1 ход назад) |
39 Немецкие офицеры уже видели в бинокли улицы Москвы, их солдаты фотографировались на подмосковных остановках дачных автобусов, от Красной площади их отделяло 12 километров (пропусти 1 ход) |
40 Но Красная Армия стояла на своих рубежах. Против немцев был и "генерал мороз" - глубокий снег и морозы за 30 градусов снижали боевой дух против-ника (пропусти 1 ход) |
42 На ближних подступах к Москве насмерть стояли ее защитники. "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва" - эти слова облетели всю страну, весь мир, став памятником мужеству и героизму советских солдат - защитников столицы (перейди на 1 ход назад) |
43 Не дав врагу занять оборону, 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в наступление (перейди на 3 хода вперед) |
46 Вскоре враг был отброшен от Москвы, угроза городу миновала (сделай 1 ход вперед) |
47 На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немец-кой армии во Второй миро-вой войне, развеян миф о её непобедимости. Совет-ское командование расце-нило итоги контрнаступ-ления таким образом, что Красная Армия вырвала у врага инициативу и создала условия для перехода в общее наступление (сделай 1 ход вперед) |
50 Тысячи воинов Красной Армии, участвовавшие в битве за Москву, были награждены орденами и медалями, многие из них посмертно (пропусти 1 ход) |
51 Мужество и героизм солдат, рабочих московских заводов и фабрик, крестьян Подмосковья живет в памяти людей, в памятниках, стихах, песнях (пропусти 1 ход) |
54 8 мая 1965 года город Москва получил звание ГОРОД-ГЕРОЙ. В Александровском саду, у Кремлевской стены горит Вечный Огонь памяти всем погибшим в той войне. Под каменной плитой лежит солдат, погибший защищая Москву. Имя его неизвестно - подвиг его бессмертен (пропусти 1 ход) |
56 70 лет прошло с тех пор, когда на улицах Москвы стояли баррикады, в небе над городом шли воздушные бои, в школах лежали раненые бойцы, слышалась канонада орудий. 70 лет назад завершился разгром немецких войск под Москвой, но мы помним всех героев, отдавших свою жизнь на наш город, за нас с вами (завершение игры) |
Небольшие фотографии и названия городов, разбросанные по игровому полю, дополняют предлагаемый карточками исторический материал.
Зона, обозначенная желтым цветом, отравляет игрока к вопросам викторины. Важно отметить, что организатор игры должен задавать вопросы викторины ориентируясь на положение игрока в игровом поле. Для этого организатор должен либо заранее ознакомиться с историческим и фотоматериалом по Московской битве, либо ориентироваться на информацию, размещенную на игровых карточках.
Поощрением за правильный ответ викторины служит переход игрока на 1 ход вперед. Порицанием за неправильный ответ - переход на 1 ход назад.
Вопросы для викторины:
- Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
- Кому принадлежат облетевшие всю страну слова "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва"?
- Когда в Москве состоялся знаменитый парад, участники которого прямо с Красной площади пешком отправлялись на фронт?
- Какое звание носит Москва?
- Когда началось наступление советских войск под Москвой?
- На какое расстояние немецко-фашистские войска подошли к Москве?
- Кто строил укрепления вокруг Москвы?
- Как называются дивизии, в которые вступали москвичи, чтобы защищать свой город?
- Кто такой "генерал-мороз"?
- Назовите военноначальника, которому поручили возглавить оборону Москвы?
- Назовите города, деревни или другие места Подмосковья, прославившиеся в битве за Москву?
- Кто изображен на фотографии?
- Опиши событие (действие) изображенное на фотографии.
- Где в Москве горит "Вечный огонь"?
- Что, по-твоему, он означает?
Таким образом, эта игра позволяет в доступной форме познакомиться с основными моментами Московской битвы.
Заключительное слово
Спасибо большое всем, кто принял участие в нашей игре. Кто-то пришел к финишу первым, кто-то позже, но в нашей игре нет победителей и проигравших. Мы узнали много нового о нашем городе, о его истории, о Великой Отечественной войне и Битве за Москву.