Основные задачи:
- Образовательные: закрепление и углубление знаний учащихся о составе слова
- Развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности;
- развитие пошагового самоконтроля и адекватной самооценки;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие интереса к способам учебной деятельности.
- Воспитательные:
- воспитание любви к языку, к родному краю
Тип урока: Урок закрепления
Знания, умения и навыки, которые формируются на данном уроке:
- распознавание частей слова;
- отработка умения образовывать слова по заданной модели;
- формирование навыка разбора слова по составу;
- совершенствование навыка проверки орфограмм во всех частях слова;
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- формирование итогового самоконтроля.
Необходимое оборудование и материалы
- компьютер, проектор, экран;
- презентация;
- карточки-задания №1, №2 (разноуровневые: средний и повышенный уровни);
- карточки-памятки;
- оценочные листы;
- сигнальные карточки;
- ёлочка;
- подарки (ёлочные игрушки).
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 1 (Приложение 1)
Учитель:
Вот звенит опять звонок,
Начинается урок.
(по щелчку начинает играть музыка "В гостях у сказки")
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. В гости к нам спешит сказка. А какая - догадайтесь сами.
(по щелчку переход на слайд 2)
Учитель:
Закройте глаза, послушайте...
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Учитель: Что вы представили, услышав эти строки?
(картины зимы)
(по щелчку переход на слайд 3)
Учитель: Молодцы, я думаю, вам не составит труда отгадать, в какую сказку мы попали?
(зимнюю)
(по щелчку появляется название сказки)
Учитель: Кто сможет ответить, чьи строки так красиво нарисовали картины зимы?
(Александра Сергеевича Пушкина)
Учитель: Вспомните сказки А.С.Пушкина и скажите, как они заканчиваются?
(Хорошо, по-доброму; добро всегда побеждает зло).
- Я думаю, что и у нашей сказки будет счастливый конец. У нас с вами всё обязательно получится.
Постановка и формулирование задач урока
- Итак, сказка начинается...
В дружном школьном государстве
Жил да был 2А класс.
Слышите, ребята, я про вас
Царь - учитель строгий был,
Он всему ребят учил
И в конце первого полугодия он захотел,
Подвести итог всех дел.
И во все концы страны
Были посланы гонцы.
Разузнать и доложить:
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нём знают
И как в жизни применяют?
Много времени проходит,
С донесеньями гонцы
Воротились, молодцы.
Царь собрал все донесенья
для скорейшего прочтенья.
(по щелчку переход на слайд 4)
В донесениях как раз
Все задания для вас,
Кто заданье выполняет,
Приз - игрушку получает.
(показываются игрушки - призы)
И на нашей классной ёлке
Свою ветку украшает.
(на стол ставится ёлка)
- Посмотрите внимательно на донесения и скажите, чем мы сегодня будем заниматься?
(минуткой чистописания; орфографической работой, работой в группах, самостоятельной работой)
- Но прежде, чем приступить к выполнению заданий, запишите число.
(дети записывают число)
Минутка чистописания
(формулирование темы урока)
- Первое задание - минутка чистописания
(по щелчку на конверте "Минутка чистописания" переход на слайд 5)
- Повторим правильное написание заглавной и строчной буквы "З, з", только усложним задание и запишем сочетание заглавной и строчной буквы "З,з"
(по щелчку просмотр правильного написания буквы "З, з")
Физминутка для рук
- Разогреем пальчики.
- Пропишем сочетание букв
- В каких случаях используется заглавная буква?
(при написании имён, отчеств, фамилий, в названиях городов, рек и т.д.)
- А как называется город, в котором мы с вами живём?
(Зеленоград)
А почему его так назвали?
(зелёный город, в нём много зелени)
- Запишем это слово на доске и разберём его по составу.
Зеленоград
- А кроме корня, какие вы ещё знаете части слова?
(суффикс, приставка, окончание)
- Давайте вспомним, что называется корнем?
(приставкой, суффиксом, окончанием)
- Как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке?
(части слова)
- Правильно, сегодня на уроке мы повторяем состав слова.
- С этим заданием все ребята справились очень хорошо, все получают первый приз.
(учитель раздаёт всем призы - игрушки)
(по щелчку возврат на слайд 4)
Орфографическая работа
- Следующее задание - орфографическая работа
(по щелчку на конверте "орфографическая работа" переход на слайд 6)
- Перед вами предложение, прочитайте его. Как вы считаете, что мы должны сделать в этом предложении. ( Выбрать правильную букву, доказать правильность выбора и выделить ту часть слова, в которой было опасное место.)
М(о/а)ро(з/с) и со(л/-)це; день чудес(-/т)ный!
(по щелчку 1-4 улетают буквы, которые имеют неправильный вариант ответа)
- Какая ещё орфограмма встретилась в этом предложении?
(чу - щу пиши с буквой "у")
- Выделите ту часть слова, в которой встретились опасные места?
- А теперь запишите это предложение, подчеркнув все разобранные орфограммы.
(по щелчку переход на слайд 7)
- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадками и проверьте его работу.
(по щелчку возврат на слайд 4)
Работа в группах.
Повторение состава слова
- Следующее задание - работа в группах, для этого нам нужно разделиться на группы: учащиеся первых парт объединяются с учащимися вторых парт, а учащиеся третьих парт с учащимися четвёртых.
(учащиеся образуют 4 группы)
- Для каждой группы приготовлены конверты - кейсы с документами:
- для 1 группы конверт- кейс с корнем " зим";
- для 2 группы - с корнем "лёд";
- для 3 группы - с корнем "мороз";
- для 4 группы -с корнем "снег"; но прежде чем приступим к выполнению задания, поднимите глазки на экран
(по щелчку на конверте "Работа в группах" переход на слайд 8)
- Глядя на картинку вспомните, в какую сказку мы с вами попали?
- А чем вы можете подтвердить это? (опираясь на картинку)
- О каком приближающемся, всеми любимом, празднике упоминается на этой картинке? Докажите.
- Эта картинка-помощница поможет вам выполнить задания (по щелчку переход на слайд 9)
- Но кроме неё вы найдёте в конверте и слова - подсказки, которые спрятались в карточках - заданиях №1 (жёлтый цвет карточек). Также в кейсе находятся сигнальные карточки, для того чтобы оценить ответы других групп. Если группа ответила правильно - показываем зелёную карточку, если вы заметили ошибки, то сигнализируем красной карточкой.
- А вот и вопросы, на которые каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые):
(По щелчку друг за другом появляются вопросы)
1. Подберите и запишите родственные слова, используя данный корень.
2. Выберите и назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (может быть нулевое)
3. Выберите и назовите слово, которое образовано с помощью суффикса
4. Выберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно
Отчёт групп и оценка.
Проверка: взаимоконтроль.
Физминутка для глаз.
- Но прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, давайте немного наши глазки отдохнут.
(по щелчку переход на слайд 11)
(по щелчку возврат на слайд 4)
Самостоятельная работа (Приложение 2)
- Следующее задание - самостоятельная работа. Перед вами два пакета с материалами: на синих листах - карточки - задания №2 с четырьмя звёздочками (средний уровень); на зелёных листах - карточки - задания №2 с пятью звёздочками (повышенный уровень). Выберите, пожалуйста, для себя ту карточку, которую вы пожелаете. На эту работу вам отводится _____ минут.
- Кто справится с заданием раньше остальных, может выполнить дополнительное задание.
Дополнительное задание (средний уровень)
1. Отметь "+ " слова, в которых первая буква о является приставкой.
- осина
- осмотреть
- овраг
- ослабить
- олень
2. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.
Речушка, побелить, высокая, ручной
___________________
Дополнительное задание (повышенный уровень)
1. Отметь "+ " слова, в которых сочетание букв до является частью корня?
- достирать
- дожди
- дошкольник
- дорога
- доктор
2. Каждое словосочетание замени одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.
Тот, кто любит мечтать, - :
Участок, где растёт виноград, - :
Стебелёк соломы - :
(по щелчку на конверте "самостоятельная работа" переход на слайд 12)
- Перед вами ключи к вашим заданиям. Проверьте сами себя.
Ключи:
№ задания **** ***** 1. 4 4 2. 1,2,4 2,5 3. лестница смешивать 4. домик, гномик заморозки
Проверка: самоконтроль
- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Вот и сказочке конец,
Кто работал - молодец!
- Как вы себя ощущаете в конце урока?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Были ли какие-то затруднения?
- Оцените себя по шкале оценки.
(заполнение шкалы оценки)
(по щелчку переход на слайд 13)
- Наш урок к концу подходит,
Сказка отдыхать уходит,
Поделиться каждый рад,
Сколько получил наград.
- Все подойдите и украсьте своими наградами нашу классную ёлочку.
- В благодарность за хорошую работу на уроке ёлочка приготовила для вас подарок - новогоднюю песню.
(по щелчку переход на слайд)
- Урок закончен.
Этот этап урока идёт перед итогом урока и рефлексией.
Домашнее задание: выполнить дополнительное задание (кто не выполнил)