Урок русского языка по теме "Повторяем состав слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Основные задачи:

  • Образовательные:  закрепление и углубление знаний учащихся о составе слова
  • Развивающие:
    • развитие интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности;
    • развитие пошагового самоконтроля и адекватной самооценки;
    • развитие орфографической зоркости;
    • развитие интереса к способам учебной деятельности.
  • Воспитательные:
    • воспитание уважения друг к другу;
    • воспитание любви к языку, к родному краю

Тип урока: Урок закрепления

Знания, умения и навыки, которые формируются на данном уроке:

  • распознавание частей слова;
  • отработка умения образовывать слова по заданной модели;
  • формирование навыка разбора слова по составу;
  • совершенствование навыка проверки орфограмм во всех частях слова;
  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • формирование итогового самоконтроля.

Необходимое оборудование и материалы

  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация;
  • карточки-задания №1, №2 (разноуровневые: средний и повышенный уровни);
  • карточки-памятки;
  • оценочные листы;
  • сигнальные карточки;
  • ёлочка;
  • подарки (ёлочные игрушки).

Ход урока

Организационный момент.

Слайд 1 (Приложение 1)

Учитель:

Вот звенит опять звонок,
Начинается урок.

(по щелчку начинает играть музыка "В гостях у сказки")

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. В гости к нам спешит сказка. А какая - догадайтесь сами.

(по щелчку переход на слайд 2)

Учитель:

Закройте глаза, послушайте...
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Учитель: Что вы представили, услышав эти строки?

(картины зимы)

(по щелчку переход на слайд 3)

Учитель: Молодцы, я думаю, вам не составит труда отгадать, в какую сказку мы попали?

(зимнюю)

(по щелчку появляется название сказки)

Учитель: Кто сможет ответить, чьи строки так красиво нарисовали картины зимы?

(Александра Сергеевича Пушкина)

Учитель: Вспомните сказки А.С.Пушкина и скажите, как они заканчиваются?

(Хорошо, по-доброму; добро всегда побеждает зло).

- Я думаю, что и у нашей сказки будет счастливый конец. У нас с вами всё обязательно получится.

Постановка и формулирование задач урока

- Итак, сказка начинается...

В дружном школьном государстве
Жил да был 2А класс.
Слышите, ребята, я про вас
Царь - учитель строгий был,
Он всему ребят учил
И в конце первого полугодия он захотел,
Подвести итог всех дел.
И во все концы страны
Были посланы гонцы.
Разузнать и доложить:
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нём знают
И как в жизни применяют?
Много времени проходит,
С донесеньями гонцы
Воротились, молодцы.
Царь собрал все донесенья
для скорейшего прочтенья.
(по щелчку переход на слайд 4)
В донесениях как раз
Все задания для вас,
Кто заданье выполняет,
Приз - игрушку получает.
(показываются игрушки - призы)
И на нашей классной ёлке
Свою ветку украшает.

(на стол ставится ёлка)

- Посмотрите внимательно на донесения и скажите, чем мы сегодня будем заниматься?

(минуткой чистописания; орфографической работой, работой в группах, самостоятельной работой)

- Но прежде, чем приступить к выполнению заданий, запишите число.

(дети записывают число)

Минутка чистописания

(формулирование темы урока)

- Первое задание - минутка чистописания

(по щелчку на конверте "Минутка чистописания" переход на слайд 5)

- Повторим правильное написание заглавной и строчной буквы "З, з", только усложним задание и запишем сочетание заглавной и строчной буквы "З,з"

(по щелчку просмотр правильного написания буквы "З, з")

Физминутка для рук

- Разогреем пальчики.

- Пропишем сочетание букв

- В каких случаях используется заглавная буква?

(при написании имён, отчеств, фамилий, в названиях городов, рек и т.д.)

- А как называется город, в котором мы с вами живём?

(Зеленоград)

А почему его так назвали?

(зелёный город, в нём много зелени)

- Запишем это слово на доске и разберём его по составу.

Зеленоград

- А кроме корня, какие вы ещё знаете части слова?

(суффикс, приставка, окончание)

- Давайте вспомним, что называется корнем?

(приставкой, суффиксом, окончанием)

- Как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке?

(части слова)

- Правильно, сегодня на уроке мы повторяем состав слова.

- С этим заданием все ребята справились очень хорошо, все получают первый приз.

(учитель раздаёт всем призы - игрушки)

(по щелчку возврат на слайд 4)

Орфографическая работа

- Следующее задание - орфографическая работа

(по щелчку на конверте "орфографическая работа" переход на слайд 6)

- Перед вами предложение, прочитайте его. Как вы считаете, что мы должны сделать в этом предложении. ( Выбрать правильную букву, доказать правильность выбора и выделить ту часть слова, в которой было опасное место.)

М(о/а)ро(з/с) и со(л/-)це; день чудес(-/т)ный!

(по щелчку 1-4 улетают буквы, которые имеют неправильный вариант ответа)

- Какая ещё орфограмма встретилась в этом предложении?

(чу - щу пиши с буквой "у")

- Выделите ту часть слова, в которой встретились опасные места?

- А теперь запишите это предложение, подчеркнув все разобранные орфограммы.

(по щелчку переход на слайд 7)

- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадками и проверьте его работу.

(по щелчку возврат на слайд 4)

Работа в группах.

Повторение состава слова

- Следующее задание - работа в группах, для этого нам нужно разделиться на группы: учащиеся первых парт объединяются с учащимися вторых парт, а учащиеся третьих парт с учащимися четвёртых.

(учащиеся образуют 4 группы)

- Для каждой группы приготовлены конверты - кейсы с документами:

  • для 1 группы конверт- кейс с корнем " зим";
  • для 2 группы - с корнем "лёд";
  • для 3 группы - с корнем "мороз";
  • для 4 группы -с корнем "снег"; но прежде чем приступим к выполнению задания, поднимите глазки на экран

(по щелчку на конверте "Работа в группах" переход на слайд 8)

- Глядя на картинку вспомните, в какую сказку мы с вами попали?

- А чем вы можете подтвердить это? (опираясь на картинку)

- О каком приближающемся, всеми любимом, празднике упоминается на этой картинке? Докажите.

- Эта картинка-помощница поможет вам выполнить задания (по щелчку переход на слайд 9)

- Но кроме неё вы найдёте в конверте и слова - подсказки, которые спрятались в карточках - заданиях №1 (жёлтый цвет карточек). Также в кейсе находятся сигнальные карточки, для того чтобы оценить ответы других групп. Если группа ответила правильно - показываем зелёную карточку, если вы заметили ошибки, то сигнализируем красной карточкой.

- А вот и вопросы, на которые каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые):

(По щелчку друг за другом появляются вопросы)

1. Подберите и запишите родственные слова, используя данный корень.

2. Выберите и назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (может быть нулевое)

3. Выберите и назовите слово, которое образовано с помощью суффикса

4. Выберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно

Отчёт групп и оценка.

Проверка: взаимоконтроль.

Физминутка для глаз.

- Но прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, давайте немного наши глазки отдохнут.

(по щелчку переход на слайд 11)

(по щелчку возврат на слайд 4)

Самостоятельная работа (Приложение 2)

- Следующее задание - самостоятельная работа. Перед вами два пакета с материалами: на синих листах - карточки - задания №2 с четырьмя звёздочками (средний уровень); на зелёных листах - карточки - задания №2 с пятью звёздочками (повышенный уровень). Выберите, пожалуйста, для себя ту карточку, которую вы пожелаете. На эту работу вам отводится _____ минут.

- Кто справится с заданием раньше остальных, может выполнить дополнительное задание.

Дополнительное задание (средний уровень)

1. Отметь "+ " слова, в которых первая буква о является приставкой.

  1. осина
  2. осмотреть
  3. овраг
  4. ослабить
  5. олень

2. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.

Речушка, побелить, высокая, ручной

___________________

Дополнительное задание (повышенный уровень)

1. Отметь "+ " слова, в которых сочетание букв до является частью корня?

  1. достирать
  2. дожди
  3. дошкольник
  4. дорога
  5. доктор

2. Каждое словосочетание замени одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

Тот, кто любит мечтать, - :

Участок, где растёт виноград, - :

Стебелёк соломы - :

(по щелчку на конверте "самостоятельная работа" переход на слайд 12)

- Перед вами ключи к вашим заданиям. Проверьте сами себя.

Ключи:

№ задания **** *****
1. 4 4
2. 1,2,4 2,5
3. лестница смешивать
4. домик, гномик заморозки

Проверка: самоконтроль

- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Вот и сказочке конец,
Кто работал - молодец!

- Как вы себя ощущаете в конце урока?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Были ли какие-то затруднения?

- Оцените себя по шкале оценки.

(заполнение шкалы оценки)

(по щелчку переход на слайд 13)

- Наш урок к концу подходит,

Сказка отдыхать уходит,

Поделиться каждый рад,

Сколько получил наград.

- Все подойдите и украсьте своими наградами нашу классную ёлочку.

- В благодарность за хорошую работу на уроке ёлочка приготовила для вас подарок - новогоднюю песню.

(по щелчку переход на слайд)

- Урок закончен.

Этот этап урока идёт перед итогом урока и рефлексией.

Домашнее задание: выполнить дополнительное задание (кто не выполнил)