Цели:
- Формировать умения выделять признаки весны, различать весенние месяцы.
- Познакомить с приметами весны, почувствовать красоту слова.
- Развивать умение видеть главное в прочитанном и услышанном.
- Воспитывать бережное, эстетическое отношение к природе.
Оборудование:
- Выставка книг о весне.
- Портреты писателей (Ф. Тютчев, С.Есенин, С.Маршак, А. Толстой, В.Жуковский, В.Орлов, И.Василевский).
- Карточки к игре "Путаница".
- Карточки к газете "Весна идёт:"
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока
Какие времена года вы знаете? Какое сейчас время года? Назовите месяцы весны.Сегодня на уроке мы поговорим, какие изменения в природе происходят весной и чем отличаются весенние месяцы друг от друга. Ведь каждый месяц несёт что-то своё. Мы сейчас послушаем стихотворение, которое называется "Весенние воды". А вас я попрошу подумать и вспомнить автора стихотворения и определить тему урока внеклассного чтения.
(читает подготовленный ученик)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."
Назовите автора стихотворения (на доску вывешивается портрет Ф.Тютчева)
Какие слова повторяются в стихотворении несколько раз? Кто догадался какая тема нашего урока? ("Весна идёт:").
Мы с вами не просто будем говорить о весне, но и создавать газету: "Весна идёт:"
(На доске появляется надпись: Газета "Весна идёт:")
И первой публикацией в газете станет стихотворение "Весенние воды".
(Стихотворение прикрепляется под названием газеты.)
III. Весенние месяцы.
Назовите первый месяц весны. (Март.)
(На доске появляется надпись: март.)
Вторым мы опубликуем стихотворение Маршака "Март".
(читает подготовленный ученик)Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Назовите приметы марта месяца.
Всем известно, что Новый год наступает зимой и первый месяц года - январь. Но, оказывается, в далёкие-далёкие времена русский народ праздновал наступление Нового года весной, в марте. Не ёлочкой наряженной, а песнями отмечался этот праздник - желанный праздник света, тепла, надежды на богатый урожай. Девушки кружась в хороводе пели: (ученицы выходят и кружатся в хороводе)
Приди к нам, весна, с радостью,
С великою милостью.
С рожью зернистой,
С пшеницей колосистой,
С ячменём усатым:
А сельские ребятишки залезали на амбары (сарай, где хранится зерно) и распевали песни-веснянки:
Сестрички - синички,
Тётки - чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Вы по воле полетайте,
Да на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Март-утро года. Солнце с каждым днём выше и светит больше. Высоки ещё сугробы, голы и черны деревья, но на южных пригорках уже земля показалась, а на ветках набухают почки. "Дзинь-дзинь" - поёт капель. И похожи на веснушки первые проталины (тёмные пятна земли). Недаром март называют в народе и так КАПЕЛЬНИК, ПРОТАЛЬНИК. Ещё есть одно название у марта - ПОЗИМЬЕ.
(На доске, под словом март, появляется надпись: КАПЕЛЬНИК, ПРОТАЛЬНИК, ПОЗИМЬЕ.)
И то верно, иногда по-зимнему вдруг начнёт бушевать метель, снова пойдёт снег. А тот, что успел подтаять, превратиться в ледяную корку - наст. Но толщину снега пронзает прострел весны - подснежник (картинку на доску). Вот одна ученица нам принесла книгу Орлова "Дом под крышей голубой" и следующее стихотворение, которое мы опубликуем в нашей газете будет "Лесной цветок":
Однажды в прохладный весенний денёк
Принёс я из леса озябший цветок.
Он рос одиноко на снежной земле.
Теперь он - в уюте, теперь он - в тепле.
Но вскоре цветок у меня на глазах
Печально склонился, поник и зачах.
Его я, наверное, выкопал зря,
Хоть в марте его и не грела земля.
Не грела, но всё же милее была
Чужого уюта, чужого тепла.
Какие приметы весны в марте описывает автор?
Подснежник занесён в Красную книгу и его нельзя срывать, а наоборот нужно охранять.
22 марта - день равен ночи. Это настоящий праздник весны. В этот день можно было услышать первые песенки полевого жаворонка. В газету добавляется стихотворение Жуковского "Жаворонок":
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Что приближает приход следующего месяца весны - апреля?
А раз затянул свою песню жаворонок - значит, скоро и апрель.
(На доске появляется надпись: апрель.)
Вспомните, в каком стихотворении говорится о том, что тает снег, расцветает поджснежник? (А.Толстой "Вот уж снег последний в поле тает:"):
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?Трудно жить тебе, мой друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль...
Какие приметы месяца апреля вы услышали в стихотворении?
Это стихотворение мы помещаем под словом апрель.
В народе говорят: "Апрель водою славен", "Не будет воды, не будет и травы". Недаром апрель называют СНЕГОГОН.
(На доске, под словом апрель, появляется надпись: СНЕГОГОН).
Отгадайте загадку: "Белые овечки бегают по свечке?" (пушистые цветки ивы). Весна приходит в лес. Ученик читает и размещает в газете стихотворение И.Василевского "Весна в лесу":
Чуть вняты запахи апреля,
Ещё в тени снега лежат.
И лишь свободней дышат ели,
Стряхнув докучливый наряд.Ещё в лесу висят туманы
Непроходимой пеленой.
Но выйди в полдень на поляны,
И мир откроется иной.Взгляни на небо голубое,
Послушай птичьи голоса.
Весна знакомою тропою
Пришла в ожившие леса.
Что ещё нового вы узнали об апреле?
Весна пришла не только в лес. Прилетают зяблики и трясогузки, просыпается медведь в берлоге. Появляется мать-и-мачеха. Дело апреля снег согнать, землю разбудить и отогреть. Посмотрите на эту картину. На каком уроке мы знакомились с ней? (Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы") О чём рассказывает нам Некрасов? В какой месяц это могло произойти, почему?
Третий месяц весны - май.
(На доске появляется надпись: май.)
Его долг тёплую землю в зелень убрать. Говорится: "Май лес наряжает, лето в гости ожидает" Дни стали совсем тёплые, деревья оделись молодой листвой. В народе говорят про май - ЦВЕТЕНЬ, ТРАВЕНЬ.
(На доске, под словом май, появляется надпись: ЦВЕТЕНЬ, ТРАВЕНЬ).
Зацвела черёмуха. Поют соловьи. И вдруг наступают холода. Называют их черёмуховыми. Вспомните, какое стихотворение о черёмухе мы читали? (Есенин "Черёмуха"):
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(Стихотворение добавляется в газету)
Какие изменения в природе происходят с приходом мая?
"Май холодный - год хлеборобный" - учит пословица. Распускается незабудка, купава, иван-да-марья, ландыши. Красивы цветы ландыша! Вот и рвут их целыми букетами. Безжалостно срывают зелёные листья, чтобы обернуть ими букеты, и часто повреждают корневище. От этого гибнет вся ландышевая поляна. И виноват в этом человек.
IV. Игра "Ассоциация"
Учитель:
Какие чувства, представления возникают у вас, когда вы слышите слово "весна"? (Работа в парах).- А теперь объединитесь группой и выберите самое главное. Представитель группы называет это слово. (Учитель записывает его на доске.)
Обобщение записанных слов на доске.
- Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
С какими произведениями познакомились на уроке литературного чтения по данной теме? Желательно называть и автора произведения.
V. Игра "Путаница"
Необходимо соотнести авторов и название произведения. У каждого ребенка такие же листочки.
Ф. Тютчев Весна А. Блок Дивные звуки С.Есенин Зима недаром злится А. Плещеев Вербочки Л. Чарская Ласточка примчалась А. Майков Черемуха
Ф. Тютчев Зима недаром злится А. Блок Вербочки С.Есенин Черемуха А. Плещеев Весна Л. Чарская Дивные звуки А. Майков Ласточка примчалась
Проверка.
Учитель:
Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки, кто сделал одну ошибку.VI. Итог урока
Чтобы у вас было отличное весеннее настроение, в память о нашем уроке мы сделали газету о весне!
Теперь давайте назовём, что происходит с приходом каждого весеннего месяца? Чем они отличаются?