Цели урока:
- повторение и закрепление знаний учащихся по курсу истории Средних веков;
- иллюстрирование романом В.Скотта "Айвенго" исторические реалии времен средневековья;
- развитие творческих способностей;
- расширение кругозора;
- развитие коммуникативной и речевой компетенций
- развивать умения на практике использовать полученные знания;
Учитель литературы: Добрый день. Нам пришла посылка от нашего доброго друга профессора истории, в ней вот такое письмо:
Здравствуйте, дорогие друзья! Я высылаю вам то, что вы просили. Это принадлежит людям, которые провели великое множество жестоких кровопролитных битв, фанатичных крестовых походов, но им не чужды были понятия чести и достоинства, верность слову и долгу, преданная беззаветная любовь, культ Прекрасной Дамы.
О ком же написал наш друг?
(Слайд № 1)
Учитель истории: И сегодня речь на нашем уроке пойдет об эпохе рыцарства. Эпохе противоречивой и драматичной, но одной из самых ярких в истории человечества. Сегодня мы обобщим знания о рыцарстве, обратившись к историческим фактам и страницам романа Вальтера Скотта "Айвенго".
- Для того, что бы наша работа была более полной и обстоятельной, мы просили нашего друга прислать нам некие артефакты, связанные со временами рыцарства. Но то, что он прислал, ставит нас в тупик.
- Вот, например, первый предмет (ПЕРЧАТКА). Странно, какое отношение она имеет к нашей теме?
- Предлагаю провести следственный эксперимент. Прошу выйти 2-х самых смелых.
- Для чего может пригодиться данный предмет одежды?
- Представьте, что вы встретили друг друга на улице и решили поздороваться. Какими будут ваши действия? Как в этом случае вы используете перчатку?
- А ведь обычай снимать перчатку при встрече пошел именно из средневековья. Снимая перчатку, рыцарь как бы говорил: "У меня руки чисты, как и помыслы".
- Да, рыцари умели соблюдать кодекс чести. А что это такое - кодекс чести?
- Кстати, вместе с перчаткой наш друг прислал текст кодекса чести. Намекнув, что в нем есть неточности и ошибки. Возьмите конверты, на которых нарисована рыцарская перчатка. Перед вами кодекс рыцарской чести. Найдите в нем правильные пункты и отметьте их. Причем, отметить их надо так, как это мог бы сделать средневековый рыцарь. Написать своё имя и перечислить все титулы? К сожалению, не всем рыцарям это было доступно. Почему же? Я думаю нам это подскажут наши знатоки истории.
Итак, отметьте правильные варианты "+", а не правильные "-"
(Учащиеся работают с таблицей в парах)
Приложение № 1 (Кодекс рыцарской чести)
Слайд № 2 (Кодекс)
Учитель истории: Проверим выполненную работу. Назовите ваши варианты правильных пунктов. Объясните коротко ваш выбор.
Слайд № 3 ( Кодекс без ошибок)
Итак, перед вами кодекс рыцарской чести, которому должен был следовать каждый достойный этого звания рыцарь.
Учитель литературы: Но, к сожалению, не всегда и не все рыцари были благородны. В знаменитом романе В.Скотта "Айвенго" мы можем найти тому множество подтверждений.
Слайд № 4 Рыцарь
Домы вы должны были найти и коротко пересказать такие эпизоды.
В чем, по-вашему, рыцарь отступает от Кодекса рыцарской чести?
Как вы думаете, изменилось ли понятие чести с тех времен. Что изменились и почему?
Учитель истории: С кодексом чести мне всё предельно ясно, но объясните, что делает в посылке вот это изображение? Причем тут герб РФ? (учитель достает из посылки герб РФ).
Слайд № 5
Герб для рыцаря имел огромное значение. В те времена люди обязаны были уметь "читать" герб ведь в Средневековье грамотность не была распространена, а вот условные знаки все понимали и запоминали быстро. Глядя на герб можно было узнать о рыцаре очень много. Откуда он родом, какой у него характер, а на поле боя он помогал закованным в железные доспехи воинам узнавать друг друга и отличать соратников от противников.
Учитель литературы: Обратимся снова к тексту романа. В.Скотт старался исторически точно следовать воссозданию эпохи рыцарей. На турнире в Ашби мы видим многочисленных рыцарей и их щиты, на которых изображены гербы. Найдите, пожалуйста, эти описания, только не называйте герб главного героя.
Что вы можете сказать об этих доблестных рыцарях по скромному описанию их гербов?
Учитель истории: Сейчас вам предстоит составить герб доблестного рыцаря Айвенго. Но, не воссоздав его, а составив свой, используя те символы, которые, на ваш взгляд лучше всего подходят главному герою романа и могли бы располагаться на его щите.
На ваших столах лежат большие конверты, где находится всё необходимое для создания герба, включая памятку, с которой я вас более подробно сейчас ознакомлю.
Прежде всего, вам следует выбрать щит - основной элемент любого герба. Самым первым получил применение щит треугольной формы, но из-за того, что на таком щите могло поместиться не очень большое количество фигур, он был постепенно вытеснен иными формами. Вам предложены наиболее часто встречающиеся формы щитов:
Слайд №6 Форма
Французский щит
Испанский щит
Варяжский щит
Немецкие щиты
Английские щиты
Слайд № 7 Цвет
Цвета, использовавшиеся на гербах, служили символами тех или иных достоинств. В проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. В классической геральдике существует 7 цветов.
Цвета, использовавшиеся на гербах.
- Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия.
- Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности.
- Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости.
- Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, мягкости и величия.
- Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия
- Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества.
- Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения.
Слайд № 8 Животные
Очень часто на гербах изображали животных, не только реальных, но и фантастических, а так же растения и предметы, которые тоже имели символическое значение. В начале средних веков даже появилась специальная книга "Бестиарий", в которой были описаны нравы и качества различных фантастических животных. Слово бестиарий же родом из Римской империи, и означало оно гладиатора, который сражался на арене с дикими зверями.
- лев - отвага, сила, гнев, великодушие;
- лилия - расцвет и успех;
- единорог - непобедимость,
- гриф - неустрашимость и свирепость;
- волк - злость, жадность;
- кабан - бесстрашие;
- петух - воинственность;
- розы - чистота, святость;
- oрёл - был символом власти, могущества, смелости и быстроты.
Слайд №и 9 девиз
Внизу щита помещался девиз - краткое изречение, имеющее какое-либо отношение к гербу
Можете приступать к изготовлению. Объединиться в группы. Не забудьте, что вы должны объяснить свой выбор.
Приложение № 3a. Приложение № 3б
Слайд № 10 Гербы + музыка
Итак, гербы готовы и вам предстоит доказать, что именно такой герб мог быть у рыцаря Айвенго.
Слайд № 11 Рыцари
(После выполнения задания группа защищает свой герб, объясняя выбор формы, цвета и т.п.)
Вы великолепно справились с заданием, но я хотела бы пояснить, чьи же девизы вы использовали в работе, ведь это настоящие, не придуманные нами выражения.
Слайд № 12
- "С нами Бог" - русский,
- "Бог и моё право" - британский,
- "Силою Вышнего держусь" Державины
- "Жребий мой Иисус", Лермонтовы
- "Преданностью и усердием", гр. Толстые
- "Пока живу - надеюсь"- Шотландский, город Сант-Эндрю
Учитель литературы: А теперь вспомните, а что же на самом деле было изображено на гербе главного героя? Объясните, почему именно это? Как это объясняет истории жизни рыцаря Айвенго?
Слайд № 13.
Учитель истории: Итак, мы видим, что геральдика, зародившаяся в средневековье, продолжила своё существование и возможно, что и вы когда-нибудь составите герб своей семьи, класса, а возможно и государства.
А пока вы составляли герб, я достала следующий предмет из посылки и это ещё одна перчатка!
Правильно, первой перчатке нужна пара. Да, но эта тоже правая! Зачем две на одну руку?
Предлагаю вновь провести следственный эксперимент. Прошу выйти 2-х самых смелых и достойных.
Как вы думаете, как ещё могли использовать перчатку рыцари?
Учитель литературы: Жест, который сейчас продемонстрировали ребята был введен в практику именно рыцарями, но в широкое употребление вошел в 19 веке. Помните, что сделал Айвенго, чтобы вызвать на смертный бой Бриана де Буагильбера?
Но мы знаем, что рыцарский турнир был прежде всего развлечением.
Учитель истории: В конверте с боксерской перчаткой. Находится текст с пропусками. Восстановите его, пожалуйста.
Слайд № 14
Я поздно проснулся после веселого ::::. . Позвав своего верного ::::., я приказал ему приготовить мои ::::. для предстоящего рыцарского:::::, любимого развлечения меня и всех рыцарей в мирное время. Чтобы покинуть свой::::., я приказал вассалам опустить ::::., перекинутый через окружавший замок::::. . Затем мой отряд спустился с высокого::::. , на котором был построен замок, и мы отправились на турнир. Там меня встретил организатор турнира - ::::., прекрасно знающий искусство составления и описывания гербов -::::. . Повесив свой::::.. с изображенным на нем гербом рядом со щитами остальных участников рыцарского ::::, я коснулся одного из них::::., тем самым выбрав себе противника, и пошел осмотреть ::::.,. на котором завтра одержу блистательную победу!
Слайд № 15 Правильный текст
Турнир. Слайд № 16 турнир
Учитель истории: К сожалению, наших театральных возможностей для воссоздания рыцарского турнира не хватает. Но турнир вполне может быть и словесный. Я вызываю на бой рыцаря Истории. Я буду задавать вопросы по роману, а вы - по истории.
1. Что мы знаем о Бриане де Буагильбере до начала турнира?
2. Какое сооружение рыцарского замка называлось донжоном?
3. Сколько дней должны были продолжаться состязания и что должно было происходить в каждый из дней?
4. Сколько весили боевые доспехи рыцаря?
5. Кто одержал победу в первый день турнира? Что должен был сделать победитель?
6. Почему в бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен.
7. Зачем к рыцарю Лишенному Наследства после турнира пришли оруженосцы всех пяти зачинщиков турнира?
8. Что такое куртуазность.
9. Чем закончился турнир в Ашби? Кто был объявлен победителем?
10. Можете ли вы ответить. Почему Айвенго выбрал именно леди Ровену?
Слайд № 17, 18 Круглый стол
Учитель истории: Пока я наблюдала за турниром, у меня возник вопрос. А почему наши доблестные зрители сидят таким образом? Неужели это тоже имеет какое- то отношение к средневековью? А давайте мы у них и спросим.
Учитель литературы: Ах, к сожалению, время рыцарских турниров ушло, но как было бы приятно любой прекрасной даме сидящей здесь, если бы за её мимолётный взгляд скрестили бы мечи доблестные рыцари.
Вы знаете, мне кажется, что Вы не случайно упомянули о Прекрасной Даме. Посмотрите, что лежало в посылке! Какой изумительный цветок!
Слайд № 19
Учитель истории: В знак благосклонности прекрасная Дама могла подарить рыцарю цветок, а рыцарь в её честь слагал прекрасные баллады. Кстати, а помните ли вы как называли авторов лирических стихов в средневековье?
Слайд № 20-23
Учитель литературы: Возможно, что один из менестрелей пел своей даме сердца вот такую балладу.
Белый шиповник, дикий шиповник
Краше садовых роз,
Белую ветку юный любовник
Графской жене принес.Белый шиповник, дикий шиповник
Он ей, смеясь, отдал.
Листья упали на подоконник,
На пол упала шаль...Для любви не названа цена,
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна, жизнь одна...Белый шиповник, страсти виновник,
Разум отнять готов,
Разве не знаешь, графский садовник
Против чужих цветов.Что ты наделал, милый разбойник,
Выстрел раздался вдруг...
Красный от крови, красный шиповник
Выпал из мертвых рук.Для любви нe названа цена,
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна, жизнь одна.Их схоронили в разных могилах
Там, где старинный вал.
Как тебя звали, юноша милый,
Только шиповник знал.
Тот, кто убил их, тот, кто шпионил,Будет наказан тот,
Белый шиповник, вечный шиповник
В память любви цветет.
Для любви не названа цена,
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна, жизнь одна...
Слайд № 24
Учитель литературы: А мы предлагаем вам самим на несколько минут стать менестрелями и написать стихи Прекрасным Дамам.
- ---------------------------------- ей,
- ---------------------------------- милей.
- ---------------------------------- наряд
- ---------------------------------- богат;
- ---------------------------------- бела
- ---------------------------------- подняла.
Слайд № 25 Прекрасная Дама
(Чтение получившихся стихотворений)
Между прочим, оригинал можно найти в романе В.Скотта "Айвенго":
Там не было красавиц, равных ей,
Ее убор был всех одежд милей.
Ее венец и праздничный наряд
Красив без пышности, без роскоши богат;
И вербы ветвь в руке ее бела -
Она ее в знак власти подняла.
Образ Прекрасной Дамы, воспеваемой миннезингерами, прошел через века, и поэты разных эпох и времен неоднократно обращались к нему.
Слайд № 26 Рыцари
Учитель истории: Эпоха средневековья была не однозначна, наполнена кровопролитными войнами, тяжелыми болезнями, упадком культуры:Постепенно пришло в упадок и рыцарство. Тогда почему же, когда мы слышим с вами слова - рыцарь, рыцарский поступок, мы тут же вспоминаем такие слова, как честь, достоинство, мужество, храбрость и защита слабых.
Учитель литературы: Быть может, поэтому тема рыцарства проходит через все эпохи и многие великие поэты и писатели создавали великолепные исторические романы о рыцарях.
Слайд № 27
Учитель истории: Заканчивая наш разговор, мы хотим пожелать вам, ребята жить по законам чести и совести. Быть смелыми и милосердными, уметь любить, сострадать и быть готовыми помочь тому, кто нуждается в вашей поддержке.
Учитель литературы: А в нашей посылке остался последний артефакт. По окончании турнира рыцарь - победитель получал доспехи и коня побежденного, золото или драгоценности. Вы достойно справились со всеми испытаниями и по праву заслужили награду.
(Учащиеся получают в награду шоколадные медальки)
Учитель истории: В заключение любого урока принято подводить итоги (рефлексия).
На доске прикреплены щиты рыцарей по количеству заданий, которые вы выполняли в течение урока:
- Кодекс чести
- Геральдика
- Письмо с турнира
- Турнир вопросов
- Стихи Прекрасной Даме
Отметьте цветным листочком тот вид деятельности, который вам больше всего понравился. Спасибо за урок!
Слайд № 28, звучит баллада в исполнении Высоцкого