Краткое описание. На уроке идёт обобщение учащимися основных изменений, которые они наблюдали с приходом лета в неживой и живой природе. Школьники знакомятся с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе, с правилами поведения во время игр в летний период. Урок направлен на формирование активного познавательного интереса у детей к предмету.
Тип урока. Комбинированный урок, построенный на основе игровой технологии.
Форма организации. Урок-игра.
Цели: Обобщить знания учащихся об основных изменениях, которые они наблюдали с приходом лета в неживой и живой природе. Ознакомить школьников с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами поведения во время игр в летний период; формирование навыка чтения на материале урока, учить сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Организационный момент.
1. Психологический настрой
Улыбнитесь, подарите улыбки мне и своим друзьям. Ведь улыбки располагают к приятному общению.
Настроимся на работу - откроем ладошки навстречу новым знаниям и произнесём волшебную фразу: "Я хочу много знать!"
2. Ребята, посмотрите у нас в гостях сказочный герой из Цветочного города, он услышал наши волшебные слова и появился.
Кто же он? Правильно, это Незнайка. Ребята, он решил многому научиться и поэтому пришёл к нам на урок. Вокруг нас много интересного, стоит только оглянуться по сторонам, но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Давайте расскажем Незнайке правила, которые нужно соблюдать на уроке.
2. Опрос учащихся по домашнему заданию.
1. Викторина
Ребята, Знайка Незнайке задал домашнее задание. Надо ответить на вопросы викторины по теме "Животный мир". Незнайка затрудняется ответить, но ему хочется знать ответы. Они его очень заинтересовали. Я считаю, что вы можете ему помочь. Как вы думаете, почему? Если согласны, поднимите руки. Итак, все ребята согласились помочь Незнайке.
2. Работа в группах по карточкам.
Ребята, я сейчас раздам карточки с вопросами. Каждой группе по три вопроса. Пожалуйста, прочитайте задания и договоритесь, кто будет по какому вопросу выступать.
Отвечать будем по сигналу. Если выступающий готов, то поднимите табличку с нарисованным человечком.
- 1 группе: 1. Какими рождаются ежата? 2. Когда мать их учит добывать пищу? 3. Почему движение ежей напоминает сороконожку?
- 2 группе: 1. В какое время года медведица приносит своё потомство? 2. Через сколько месяцев после рождения медвежата прозревают? Когда медвежата начинают переходить к самостоятельной жизни?
Вывод учителя:
Все ребята молодцы. Считаю, что Незнайка очень рад. Вы много знаете, правильно даете ответы, рассуждаете, делаете выводы, умеете работать дружно в группах. Думаю, что ваши знания пригодятся Незнайке в жизни.
3. Сообщение темы урока.
1. Выявление темы урока.
Ребята, Незнайка зашифровал слово, которое обозначает время года. Он захотел узнать побольше об этом времени года. Требуется ваша помощь. А помогут нам знания порядковых номеров букв алфавита.
13 6 20 15 (лето).
Тема. Лето пришло.
4. Постановка цели урока.
Ребята, что вы представляете, прочитав слово лето? Подумайте, какова цель нашего урока?
Вывод.
Сегодня на уроке мы вместе с Незнайкой вспомним о том, какие изменения происходят в природе летом, как можно летом оздоровиться, узнаем о правилах во время летних игр и много другого интересного материала о данном времени года.
5. Актуализация знаний.
1. Поэтическая разминка.
Ребята, Незнайка приготовил стихотворение о лете (дан текст на доске). Это время года ему очень нравится.
Давайте хором прочитаем его, постараемся читать дружно, радостно, не перебивая друг друга.
Над лугами зной стоит
Пчёлка над цветком жужжит.
Речка, лес, фруктовый сад
Нас к себе тогда манят
Скажут все, что это
Наступило лето.
Может вы, тоже знаете стихи о лете, расскажите, пожалуйста. Постарайтесь прочитать выразительно, с чувством, чтобы ваше стихотворение понравилось всем. Покажите Незнайке, что вам тоже нравится лето.
Вывод: Молодцы, прочитали замечательно.
Незнайка всем дарит красивые закладки для урока чтения, на которых изображен его Цветочный город в летнее время.
2. Знание летних месяцев.
- Задание Незнайки
На уроке математики Знайка рассказал Незнайке о летних месяцах. Незнайка написал их на доске. Но он не уверен, верно, ли он выполнил свое задание. Помогите ему.
Летние месяцы: март, июнь, май.
Вывод:
Молодцы, ребята. Вы помогли Незнайке разобраться с заданием. Теперь запомнит он все летние месяцы.
Работа с пословицей.
Прочитайте пословицу и объясните её: Май весну завершает, июнь лето начинает
(Пословица написана на плакате).
Я думаю, что Незнайка больше не будет ошибаться. Вы ему очень помогли.
6. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
1. Работа по учебнику "Окружающий мир " 1 класс, с. 54 -55 Работа с рисунком.
- Игра "Аукцион"
Ребята, Незнайка предлагает нам провести игру - аукцион, победитель получит красивую летнюю открытку, а всем ребятам за старание улыбнётся яркое летнее солнышко и похлопает своими красивыми лучиками.
Задание: назвать как можно больше признаков наступления лета. Называть признаки будем по - цепочке, стараться не перебивать друг друга, кто неверно назовёт признак - выбывает из игры.
Для того, чтобы правильно выполнить задание - сравним центральный рисунок с рисунком левой полосы (учебник - с. 54. 55). За каждый правильно названный признак вы можете к слову лето прикрепить лучик .Учитель подводит итог игры. Молодцы, ребята, видите, как ласково вам улыбнулось солнышко. Сколько много у него красивых лучиков, вы не зря старались! (Всем детям раздаются открытки).
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения поставленных задач.
Рассматривание открыток.
Ребята, кого вы видите на открытке? Знаете ли вы этих птичек? Как вы думаете, почему он решил подарить открытки с птицами?
Вывод: Незнайка не зря нам подарил открытки с птицами, ему захотелось узнать о пении птиц летом.
Согласны ли вы ему помочь? А кто из вас слышал, как поют птицы?
2. Работа группой.
Сейчас о пении некоторых птиц расскажет группа детей. А все остальные ребята будут слушать, отвечать на вопросы и
оценивать выступление. В своей работе ребята использовали рассказ Э. Шима. Прежде чем посмотреть инсценировку, догадайтесь, о каких птицах пойдёт речь. Разгадывать будем по группам.
Задание.
- 1 группа - с а и н и ц
- 2 группа - к и л б з я
- 3 группа - с о р о а к
- 4 группа - ж а о в р о о н к
Давайте проверим работу друг у друга. Молодцы, ребята, каждый в своей группе постарался.
А сейчас представитель от каждой группы станет артистом .Рассказ идёт по ролям.
8. Динамическая пауза.
Пантомима "Летняя помощь детей взрослым"
А сейчас хотелось бы узнать нашему герою о том, как помогают дети взрослым в поле, на огороде, в саду.
Задание - подготовить пантомиму на тему " Помощь взрослым". (Учитель - консультант, если у кого - затруднения, оказывает индивидуальную помощь). Кто догадался, о каких видах работы шла речь?
Вывод.
Молодцы ребята, Незнайка рад, что вы все хорошие помощники. Он летом тоже будет трудиться, приносить всем радость своей работой. (Незнайка всех награждает красными лепестками.)
9. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Парная работа.
Незнайка рад, что вам всем нравится лето, поэтому решил дать вам задание: составить устное сочинение "Я люблю лето!". Работать будете парами. В своей работе используйте слова - подсказки, которые написаны на доске.
Слова - помощники:
жаркие дни, яркое солнце, пение птиц, бабочки, каникулы, летние игры, лес, ягоды, помощь взрослым
Старайтесь, чтобы сочинение получилось красивым, предложения были построены правильно.Учитель оценивает работы детей . Сообщает о том, кто особенно постарался.
Вывод.
Я рада, что у вас получились хорошие сочинения, даёт жетончики, лепестки - жёлтого цвета.
10. Динамическая пауза.
Давайте ребята немного отдохнём. Незнайка нам предлагает провести физминутку, в которой используются упражнения на равновесие, дыхательную гимнастику. Проверим свою осанку. Такие упражнения ему показывал Знайка.
Он заботится о своём здоровье и о здоровье окружающих.
11. Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных знаний, умений и навыков.
Итак, мы с вами немного отдохнули. Поднимите руки, кому понравилось выполнять упражнения? Согласны ли вы каждый день выполнять подобные упражнения? Таким образом, мы заботимся о нашем здоровье.
В своих сочинениях вы тоже говорили об охране здоровья.
Все знают, что большую пользу приносит для здоровья закаливание, благотворное влияние света и тепла, свежего воздуха и воды. Но почему, же в народе говорят: "Всё хорошо в меру?"
Работа по хрестоматии.
Давайте обратимся к хрестоматии и прочитаем рассказ
"Опасные подарки летнего солнца". С. Афонькин (учебник - хрестоматия "Давай знакомиться, мир", 1 класс).
Предлагаю, не просто читать, а делать пометы.
- уже знал + - узнал новое
Дети самостоятельно читают и помечают нужное. После чтения идет беседа по прочитанному тексту.
Что ребята в тексте было для вас знакомо? А что узнали нового? Какой вывод сделали для себя?
12. Рефлексия.
Ребята, давайте вернёмся к нашему учебнику и посмотрим на загорающего Мишу. Возьмите ваши светофорики (наглядность, сделанная из бумаги) и покажите мне ответ на вопрос "Правильно ли Миша принимает солнечную ванну?" Если "Да" - зелёный цвет, если "Нет" - красный.
Почему же вы решили, что Миша не правильно принимает солнечную ванну? Дети объясняют, что долго нельзя загорать, так как можно получить "солнечный удар", а Миша без головного убора, и спит, не прикрывшись. Солнце ему может обжечь руки, плечи, спину. Солнце может на время лишить его сознания.
Работа с учебником "Окружающий мир"
А сейчас давайте посмотрим центральный рисунок в учебнике на с.54.
Задание: внимательно рассмотреть всех детей, определить, кто с кем и во что играет и найти ошибки в их поведении.
Для этого разделимся на две группы. По очереди будем выявлять ошибки, та группа, которая увидит больше ошибок - победит.
Учитель подводит итоги, команда - победитель получает эмблему с надписью "Молодцы", а участники - жетончики - лепестки голубого цвета.
13. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Сейчас поиграем в игру "Плюс", "Минус". Если вы согласны с моим высказываньем, ставьте плюс, если нет - минус.
1. Купайся только под присмотром взрослых (+)
2. Заплывай далеко от берега. (-)
3. Не купайся натощак (+)
4 Купайся в грязной воде (-)
5. Купайся и ныряй в незнакомом месте (-)
6. После купания насухо вытри тело полотенцем(+)
7. Не купайся в грязной воде (+)
8. Купайся под дождём.(-)
Затем идёт самопроверка. На доске запись + - + - - ++ -
Учитель выявляет тех детей, у которых нет ошибок. Даёт им жетоны зелёного цвета.
Затем учитель открывает заранее подготовленный плакат "Правила безопасного поведения у водоёмов". Дети зачитывают их хором вместе с учителем.
Итог. Ребята, давайте ещё раз расскажем нашему Незнайке обо всём, что мы узнали на уроке.
Сейчас каждая группа сделает аппликацию из лепестков, которые подарил Незнайка.
Ребята, покажите, какие получились аппликации. Да, получились прекрасные цветы. Жители Цветочного города будут рады такому замечательному подарку. Посмотрите, Незнайка очень доволен.
Он сегодня узнал очень много, а главное - пообщался с детьми такого дружного замечательного, работоспособного класса.
А сейчас возьмите нарисованного человечка и поставьте на ту ступеньку, которая соответствует вашему состоянию души.
Ребята, я рада, что вам всем было комфортно, хорошо, вы уверены в своих силах.