Цель: коррекция взаимоотношений учеников, их агрессивного поведения; нежелательных черт характера; снижение напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы.
Ход занятия
1. Добрый день! Как у вас дела? Всё ли в порядке?
Сегодня на занятии мы поговорим о взаимоотношениях и общении друг с другом. Чтобы вы быстрее настроились на разговор, я предлагаю сыграть в очень интересную игру "Общение руками".
Правила такие: только при помощи рук надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться.
Спасибо, вы отлично справились с заданием. Мы с вами, живя в этом мире, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми называются - общение.
2. Давайте подумаем: а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом? Я не имею в виду телефон или радио, я имею в виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение? Какие есть мнения на этот счёт? Я буду записывать их на доске. [Слова (речь), выражение лица (мимика), жесты, позы, взгляды.] Молодцы. Вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в наш список.
3. Способы общения:
Вербальные (слова): Невербальные (несловесные):
- устная речь
- интонация
- письменная речь
- взгляды
- мимика
- жесты
- позы
4. Обратите внимание, что общение при помощи слов носит название вербального общения, а все остальные способы называются невербальными.
Словами человек передаёт не всю информацию в процессе общения. Например, если сказать: "очень вкусно"- и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем словам.
5. Все отлично справились. Молодцы. А теперь послушайте вот такую притчу: "Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и; поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посетовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: "Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!" Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ". Теперь закройте глаза и попытайтесь мысленным взором увидеть, как вы выражаете свои чувства к человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте себя и делайте всё, что захочется.
Все справились? Что было легко выполнить, а что трудно? Что понравилось, а что нет?
6. Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. Давайте скажем по кругу, что на этом занятии для вас оказалось интересным или полезным.
7. В заключение нашего занятия предлагаю вам домашнее задание. Я раздам вам листы, на которых вы напишите о себе в настоящем, о том каким хотят видеть вас взрослые, и каким вы хотите стать. Всем понятно домашнее задание? Тогда я с вами прощаюсь. До свидания.
Информацию, переданную с помощью невербальных средств, можно научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова.
Вот посмотрите, это обычные книги, для детей, с картинками. Здесь нарисованы люди или животные в разных позах, у них разное выражение лица. Попробуйте определить, какую информацию выражают позы, жесты, и предложите, какие состояния за всем этим могут скрываться.
Очень хорошо! мы с вами потренировались в умении расшифровывать невербальную информацию.
А теперь, поиграем в быстрый круг. Каждый по кругу должен будет продолжить предложения: "Если я в ярости, то..."
"Если я печален, то..."
"Если я боюсь, то..."
"Если я радуюсь, то..."
"Если я обижаюсь, то..."
"Если я удивляюсь, то..."
Подумайте, как вы выражаете эти чувства и эмоции. Что вы при этом делаете, как себя ведёте?
8. Хочу предложить вам сыграть в следующую игру. Называется она "Хромой ведёт слепого". Правила такие: "Хромому подвязывают ногу верёвкой. У "слепого" Глаза завязывают повязкой. На полу мы разбросаем обрывки газет; стулья стоят в разных местах. Задача "хромого" провести "слепого" так, чтобы он не натолкнулся на препятствия. Молодцы! А теперь расскажите ваши ощущения. Что вы чувствовали?
9. Вы уже узнали, что умение понимать невербальные сигналы собеседника облегчает общение (взаимопонимание).
А теперь, мы попробуем сформулировать правила правильного общения. Вы должны перечислить эти правила сами. Если кто - то с чем - то не согласен, должен об этом сказать, и объяснить почему?
Примерные выводы:
- Называя собеседника по имени и глядя ему в глаза, мы показываем своё уважение, искренность и откровенность;
- Улыбаясь во время разговора, мы демонстрируем своё дружелюбие и уверенность в себе.
- Давая собеседнику, возможность обсудить важные для него темы, мы показываем свою способность, учитывать интересы окружающих.
- Наш интерес убеждает собеседника, что мы не равнодушны к его словам, и они не пропадают даром.
- Если мы будем оскорблять личность собеседника, он посчитает, что мы не сможем его понять, и решит, что разговаривать тут нечего, а может и разозлиться - и вместо разговора будет драка.
В окончательном виде сформулированные правила эффективного и безопасного общения могут выглядеть следующим образом:
- обязательно улыбайтесь;
- слушайте внимательно;
- обращайтесь к собеседнику по имени;
- смотрите ему в глаза;
- не оскорбляйте собеседника и не давайте оценок его личности.
10. А сейчас давайте побеседуем на тему "Ссора и дружба". План вопросов:
1. Что лучше - ссора или дружба? Почему?
2. Какой вред приносят ссоры?
3. каким способом помириться, если вы в ссоре?
4. Как долго можно быть в ссоре с другом?
5. Нужно ли прощать обиды? Каким образом?
6. Как правильно разобрать, кто прав, а кто виноват?
7. Как избежать конфликтов?
8. Как вести себя в конфликтной ситуации?
9. Почему люди осуждают плохие поступки? Всё отлично, справились.
11. И теперь, послушайте пословицы, и попробуйте раскрыть их смысл.
- Не рой другому яму - сам в неё попадёшь;
- Кто свой гнев одолеет, тот крепок бывает;
- Гнев человеку сушит кости, крушит сердце;
- Злой человек - как уголь: если не жжёт, то чернит;
- Что в другом не любишь, того и сам не делай;
- Деревья смотри в плодах, а людей - в делах;
- Друга ищи, а найдёшь, береги;
- Умей взять, умей, и дать;
- Сам не ест и другим не даёт.
Отлично. Все вы поняли смысл этих пословиц. Не забывайте об этом. Это очень важно.
12. Большое спасибо всем. А теперь каждый, по кругу, должен сказать своему соседу справа: "Мне хочется тебе сказать..." и высказывает своё мнение о последнем занятии. Я с вами прощаюсь.
До свидания.