Общеобразовательные цели урока:
- познакомить какие приспособления появляются у ящеров в мезозойской эре в связи с освоением моря и суши;
- учить применять знания для объяснения разнообразия живых организмов.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с разнообразием морских ящеров, летающих ящеров, изучить особенности их жизнедеятельности, и приспособлений к среде обитания.
- Воспитательные: развитие активной личности, формирование внутренней учебной мотивации.
- Развивающие:
- развитие интеллекта ребенка, межпредметных результатов (сравнение массы тела – физика, знание эр – история, красота форм древних животных – ИЗО, )
- развитие творческих способностей, логического мышления и повышение внимания, умение анализировать .
Оборудование : компьютерная презентация, задания по группам с использованием иллюстраций древних ящеров.
I. Актуализация знаний Биология
– это наука, которая изучает не только
современные виды живых организмов, Но и древних
животных и растений, которые появились задолго
до появления человека. и мы сегодня погрузимся в
мир древних животных, а именно попадем в
мезозойскую эру. (Презентация) – Кто изображен на слайде? |
Фото мезозойской эры
Динозавры Слайд №2
|
||||||||||||||||||||||||||||||
II. Тема: «Освоение моря и неба» | Слайд 11 Запись темы в тетр. |
||||||||||||||||||||||||||||||
III. Объяснение нового материала Актуализация знаний – Как вы думаете, какие приспособления будут у
животных, которые обитают в воде, воздухе? (На
правой стороне прикрепляем рисунок воды, на
левой облака – символ воздуха ) – Еще раз назовите среды обитания, которые мы сегодня будем рассматривать. Запишите себе в тетрадь. Таблица (заполняется по мере рассказа) (слайды №13-18)
ИХТИОЗАВР (пер. слатыни «рыбоящер») – Давайте разберем это название. У ящеров или
рептилий зависит ли температура тела от
окружающей среды? (Да, т.к. они являются
хладнокровными животными) У вас на столе лежит белый альбомный лист, на нем изображен древний ящер, по плану, который там записан надо подготовить небольшой рассказ. Для этого ученики с первых парт разворачиваются и работают в четверках, на выполнение этого задания я вам даю 7 мин., затем 1 человек из команды отвечает по плану. (Приложение 1) МОЗАЗАВР (вымерший водный ящер) (для 1 группы) – Опишите данного представителя ПЛЕЗИОЗАВР (в пер. с латинского «ящер с лебединой шеей») (2 группа) – Какая форма тела у этого животного? (Бочкообразное
туловище; обтекаемая форма тела) ИКАРОЗАВР – ящерицеобразная рептилия – На кого похож данный представитель? ПТЕРАНОДОН (в переводе с лат. «беззубый летун») – Давайте посмотрим картинку и попробуем
составить свой небольшой рассказ, по плану
который использовали раньше РАМФОРИНХИ (в пер. с лат. «нечисть волосатая») – Давайте попробуем объяснить перевод. На
самом же деле, одни палеонтологи считают, что
тело было покрыто волосяным покровом, как вы
думаете для чего? (Сохранять тепло) САМОЛЕТИКИ (взять самолетик большого размера и маленький) – Что у меня в руках? – Сейчас я запущу в класс самолетики и мы
посмотрим, как они летят. – Мы с вами знаем, что мелкие птицы, отличаются от крупных, давайте познакомимся с текстом, который напечатан у вас на оранжевых бланках . – Удобно ли будет большой птице часто
махать крыльями, чтобы перелететь на
определенное расстояние? (Нет) – Попробуйте обобщить знания о птицах и сделать вывод о там, где будут обитать потомки крупных птерозавров и мелких птерозавров. (Крупные птерозавры стали парить в небе, а из мелких сформировались настоящие птицы « пернатые»). – Давайте вернемся к нашей таблице, проверим её и сделаем вывод о приспособлениях древних и современных животных к месту обитания. |
Прикрепление заранее
подготовленных версий на доску (видоизмененные
конечности, легкий скелет, обтекаемая форма тела,
видоизмененные конечности)
Слайд 12 Заполнение табл. При изучении картин ящеров и обобщение материала
Слайд 13
Через 7 мин группы отвечают, используя презентацию и все заполняют табл., можно дополнить работы учеников
Слайд №14
Слайд №15
Слайд №16
Слайд 17
Слайд 18
Работа с текстом Степные птицы, такие, как: орлы, куропатки, перепела, имеют большие мощные крылья, с помощью них они могут поймать потоки воздуха и перелетать на дальнее расстояние, не тратя при этом много энергии, Другие птицы, такие как колибри, перелетают на небольшое расстояние и могут обитать в лесу, среди ветвей, поверхность крыла их меньше, но им приходиться чаще махать крыльями, поэтому они тратят больше энергии
Слайд 19 |
||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление – Давайте попробуем ответить на вопросы. Я вам предлагаю оценить свои знания и ответы на уроке используя предложенный график, который лежит у вас на столе (Приложение 2) Ребята в течение 3 мин. выполняют задание, подписывают и сдают. Затем подводим итог, прочитав стихотворение:
– Спасибо вам, ребята, за активность, на сегодняшнем уроке вы познакомились с древними представителями животного мира, но помните, что от них произошли наши современные виды, которые вы можете увидеть в зоопарке, и сравнить их с ящерами, ещё раз вспомнив наш урок. |
Слайды 20-23 |