Урок природоведения по теме "Освоение моря и суши в мезозойскую эру". 5-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Общеобразовательные цели урока:

  • познакомить какие  приспособления появляются у ящеров в мезозойской эре в связи с  освоением моря и суши;
  • учить применять знания для объяснения разнообразия живых организмов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с  разнообразием морских ящеров, летающих ящеров, изучить особенности их жизнедеятельности, и приспособлений к среде обитания.
  • Воспитательные: развитие активной личности,  формирование внутренней учебной мотивации.
  • Развивающие:
  • развитие интеллекта  ребенка, межпредметных результатов (сравнение массы тела – физика, знание эр – история, красота форм древних животных – ИЗО, )
  • развитие творческих способностей, логического мышления и повышение внимания, умение анализировать .

Оборудование : компьютерная презентация, задания по группам с использованием иллюстраций древних ящеров.

I. Актуализация знаний

Биология – это наука, которая изучает не только современные виды живых организмов, Но и древних животных и растений, которые появились задолго до появления человека. и мы сегодня погрузимся в мир древних животных, а именно попадем  в мезозойскую эру.  
Мезозойская эра началась 230 миллионов лет назад, в это время на планете был теплый влажный климат, небыло суточных перепадов температуры и континенты располагались не так, как в наши дни, а очень близко друг к другу. В приэкваториальной части среднегодовая температура  была 25-30 град., в приполярных частях было прохладнее, но ледников небыло.
Ученые различают три периода мезозойской эры : триасовый, юрский и меловой. Главным событием юрского периода стало появление сложных цветковых, или покрытосеменных, растений и расцвет многообразия ящеров.
– Все вы наверное смотрели фильм парк Юрского периода. Кто были главными персонажами фильма? А каких динозавров знаете вы?
– Давайте с вами подумаем, чем они питались?
– Тогда какие приспособления у них имелись для употребления этой пищей?

(Презентация)

– Кто изображен на слайде?
– На какие группы по способу питания мы можем разделить динозавров?
– Используя названия предложенных динозавров, заполните табл. По хищным и растительным динозаврам
– Древних видов ящеров было большое количество,а  питания было недостаточно, поэтому им пришлось осваивать другие среды жизни.  А какие среды обитания знаете Вы?
– Как вы думаете, могли  ли ящеры в древности  заселиться в  другую среду обитания и при этом измениться внешне? И куда бы они переселились
– Давайте сформулируем тему нашего урока

 

Фото мезозойской эры
Слайд №1

 

 

 

 

Динозавры
Растительной и животной пищей
У хищников – более острые зубы.

Слайд №2
динозавры
Растительноядные, хищные
Слайды 3-10


Наземно-воздушную, водную, почвенную
Да
В моря и поднялись в небо

II. Тема: «Освоение  моря и неба» Слайд 11
Запись темы в тетр.
III. Объяснение нового материала

Актуализация знаний

– Как вы думаете, какие приспособления будут у животных, которые обитают в воде, воздухе? (На правой стороне прикрепляем рисунок воды, на левой облака – символ воздуха )
Эти версии помогут вам сегодня на уроке.
Легкий скелет (если нет варианта «легкий скелет», то взять два самолетика и пластилин, выяснить что дальше улетит, можно взять карандаш и трубочку, сравнить их и сделать вывод, что трубочка легче, поэтому скелет приобретает полости для уменьшения веса). (Показать скелет птицы, что он действительно легкий, т.к. он полый)

– Еще раз назовите среды обитания, которые мы сегодня будем рассматривать. Запишите себе в тетрадь.

Таблица (заполняется по мере рассказа)

(слайды №13-18)

Наземно-воздушная Водная Наземно-водная
Название древних видов Современные виды Название древних видов Современные виды Название древних видов Современные виды
           
           
           

ИХТИОЗАВР (пер. слатыни «рыбоящер»)

– Давайте разберем это название. У ящеров или рептилий зависит ли температура тела от окружающей среды? (Да, т.к. они являются хладнокровными животными)
– Опишите данного представителя
– В какой среде обитает?
– Какая форма тела?
– Если это ящер, обратите внимание на его конечности, что с ними произошло?
– Если мы рассмотрим переднюю, часть ящера, что увидим? (Рот с зубами)
– Крупные зубы говорят нам о чем? (Хищник)
– Обратите внимание на глаза (крупные) – охота ночью (живут глубоко, поэтому надо хорошо видеть, но в глубине мало пищи, это связано с дневными изменениями, смена дня и ночи) – охота ночью.
– По одной из версий ученых длина водного ящера была от 1,5-4 метров.
– На кого из современных водных животных похож данный представитель? (дельфин).  Скажите. Температура тела дельфина зависит от окружающей среды? (нет, т. к являются теплокровными)
Как и современный дельфин, за свою жизнь ящер никогда не выходил на сушу.
– Но обратите внимание на хвостовой плавник, он похож на плавник дельфина (нет, хвостовой плавник в вертикальной плоскости), но в остальном большое сходство
– Заполните нашу таблицу.

У вас на столе лежит белый альбомный лист, на нем изображен древний ящер, по плану, который там записан надо подготовить небольшой рассказ. Для этого ученики с первых парт разворачиваются и работают в четверках, на выполнение этого задания я вам даю 7 мин.,  затем 1 человек из команды отвечает по плану.  (Приложение 1)

МОЗАЗАВР (вымерший водный ящер)  (для 1 группы)

– Опишите данного представителя
– В какой среде обитает?
– Какая форма тела?
– Давайте рассмотрим переднюю часть тела (мощные челюсти с огромными зубами), длина челюсти до 1,5 м., поэтому давайте посмотрим какой длины было тело (15 метров.) Действительно, Палеонтологи находили разных представителей, но в среднем длина тела была 15 метров.
– О чем говорят огромные челюсти? (Хищники)
– На кого из из современных водных животных похож по способу питания и крупным размерам данный представитель? (Акула)
– Обратите внимание на хвостовой плавник, на чей хвостовой плавник он похож? (На крокодила)
– Действительно есть несколько версий, по одной  мозазавр напоминал  акулу, по второй –  крокодила. Кто из них являлся хладнокровным, а кто теплокровным?
– Заполните таблицу.

ПЛЕЗИОЗАВР (в пер. с латинского  «ящер с лебединой шеей») (2 группа)

– Какая форма тела у этого животного? (Бочкообразное туловище; обтекаемая форма тела)
– Каковы пропорции тела (Маленькая голова на длинной шеи выглядывает из воды для осмотра что происходит на поверхности)
На охоте плезиозавры либо скрывались среди водорослей, «выстреливая» шеей на перехват стаи белемнитов, либо бороздили водную гладь, высматривая подходящую рыбину с высоты птичьего полета. Не брезговали и низко летавшими птерозаврами.
– Обратите внимание на конечности, какие они? (В виде ласт, способен выползать на сушу.)
– Кто из современных животных по образу жизни сходен с плезиозавром? (Тюлень).

ИКАРОЗАВР – ящерицеобразная рептилия

– На кого похож данный представитель?
– Что за выросты расположены на теле?
– Как вы думаете, какая структура была у этих крыльев? (Кожистая)
– Рассмотрите подробнее крыло, на чем крепится кожа крыла? (Ребра)
– А сейчас давайте рассмотрим конечности, именно пальцы с когтями, для чего они нужны? (Для передвижения по деревьям)
– Тогда, при передвижении им будут мешаться крылья, что с ними надо сделать? (Сложить)
– Действительно, по версиям ученых, ящерицеобразная рептилия складывала крылья вдоль тела, а при полете раздвигала их и спускалась как на парашюте, она была небольших размеров приблиз. 15 см. и напоминала, наших современных  кого? (Птичек)
– Заполните таблицу.

ПТЕРАНОДОН (в переводе с лат. «беззубый летун»)

– Давайте посмотрим картинку и попробуем составить свой небольшой рассказ, по плану который использовали раньше
–  стаи
–  над водой
–  прибрежные районы
–  крупный клюв, 
– Почему беззубый летун? (Питается рыбой)
Есть несколько гипотез о питании птеранодонов, одни считают, что они питались исключительно рыбой, другие считают, что ящеры питались ещё и планктоном, процеживая воду через пластинки, наподобие китового уса.
На крыльях пальцы для закрепления на скалах.
Ученые предполагают, что размах крыльев достигал 7,3 метра, а на груди был костный панцирь для защиты от противников.
– На кого из современных обитателей похожи птеранодоны? (Альбатросы)

РАМФОРИНХИ (в пер. с лат. «нечисть волосатая»)

– Давайте попробуем объяснить перевод. На самом же деле, одни палеонтологи считают, что тело было покрыто волосяным покровом, как вы думаете для чего? (Сохранять тепло)
Другие считают, «нечисть» оказалась лысой, поскольку за волоски приняли белковые волокна, укреплявшие перепонку. Размеры их были от 7-50 см.
– Что имеется между передними и задними конечностями? (Крылья, длинные, узкие)
Для чего необходимы пальцы на крыльях? (Для закрепления)
– Рассмотрите, что изображено на заднем плане, и подумайте, чем они питались?
(Рыбой и насекомыми)
– Есть версии, что их полет был парящим
– Каких современных птиц по способу полета они напоминают? (Крупных)
– Заполните таблицу.
_____________________________________________________________________
– Из презентации мы видели, что для многих  животных характерен полет. Как вы думаете, одинаково ли птицы летают? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем небольшой эксперимент

САМОЛЕТИКИ (взять самолетик большого размера и маленький)

– Что у меня в руках?
– А что это может напоминать?

– Сейчас я запущу в класс самолетики и мы посмотрим, как они летят.
– Почему они улетели на разное расстояние?
– О чем это может говорить? (Форма и размеры крыла отличаются)
– Подумайте, легко ли передвигаться птицам в лесу с большими крыльями? Почему?

–  Мы с вами знаем, что мелкие птицы, отличаются от крупных, давайте познакомимся с текстом, который напечатан у вас на оранжевых бланках .

–  Удобно ли будет большой птице часто махать крыльями, чтобы перелететь на определенное расстояние? (Нет)
–  Почему ? (Т.к. надо будет потратить много энергии и просто неудобно махать крупным крылом часто)
–  Что делают крупные птицы для облегчения своего полета? (Парят в воздухе)
–  Чем крыло мелкой птицы отличается от крыла крупной птицы (Поверхностью и формой)

– Попробуйте обобщить знания о птицах и сделать вывод о там, где будут обитать потомки крупных птерозавров и мелких птерозавров. (Крупные птерозавры стали парить в небе, а из мелких сформировались настоящие птицы « пернатые»).

– Давайте вернемся к нашей таблице, проверим её и сделаем вывод о приспособлениях древних и современных животных к месту обитания.

 

Прикрепление  заранее подготовленных версий на доску (видоизмененные конечности, легкий скелет, обтекаемая форма тела, видоизмененные конечности)
поэтому в воде могут обитать более крупные животные

 

 

 

Слайд 12

Заполнение табл. При изучении картин ящеров и обобщение материала

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Через 7 мин группы отвечают, используя  презентацию и все заполняют табл., можно дополнить работы учеников

 

 

Слайд №14

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №15

 

 

 

 

Слайд №16

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом

Степные птицы, такие, как: орлы, куропатки, перепела, имеют большие мощные крылья, с помощью них они могут поймать потоки воздуха и перелетать на дальнее расстояние, не тратя при этом много энергии, Другие птицы, такие как колибри, перелетают на небольшое расстояние и могут обитать в лесу, среди ветвей,  поверхность крыла их меньше, но им приходиться   чаще махать крыльями, поэтому они тратят больше энергии

 

 

Слайд 19

IV. Закрепление

– Давайте попробуем ответить на вопросы. Я вам предлагаю оценить свои знания и ответы на уроке используя  предложенный график, который лежит у вас на столе (Приложение 2)

Ребята в течение 3 мин. выполняют задание, подписывают и сдают. Затем подводим итог, прочитав стихотворение:

Мир загадочный древний проснулся,
и на нас он взглянул свысока.
Плезиозавр из воды показался,
Птерадон взметнул в небеса.
Как загадочен тот мир, как прекрасен!
Не забудем его никогда!

– Спасибо вам, ребята, за активность, на сегодняшнем уроке вы познакомились с древними представителями животного мира, но помните, что от них произошли наши современные виды, которые вы можете увидеть в зоопарке, и сравнить их с ящерами, ещё раз вспомнив наш урок.

 

Слайды 20-23












Слайд 24