Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -рос-, -раст-, -ращ-". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока: Закрепить правописание "Букв З-С на конце приставки". Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне рос-раст-ращ. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.

ХОД УРОКА

I. Повторение ("Правописание "Букв З-С на конце приставки".)

Творческий диктант. Замените словосочетание одним словом, указывающим на черты характера человека.

Очень храбрый человек (бесстрашный); нерешительный (безвольный); жестокий, неспособный к состраданию (бессердечный); не ищущий выгоды из какого-либо дела (бескорыстный); равнодушный (безразличный); лишенный чуткости, чувства такта (бестактный); словоохотливый (разговорчивый); невнимательный (рассеянный); ничего не делающий, проводящий время в праздности (бездельник).

Объясните правописание записанных слов. Составьте 2-3 предложения с этими словами.

II. Основная часть - открытие нового

Растение выращивать заросли
Растят взращенный выросли
Растительный приращивать подросли

- Определите в каком случае в корне с чередованием пишется О, а когда А?

- Какая волшебная сила командует гласными в корне?

- Работа с материалом 72 параграфа. Слова-исключения. Объяснение лексического значения слова "ростовщик", "отрасль".

III. Закрепление нового материала

1. Предупредительное письмо ( карточка у каждого ученика)

Долго р:сло р:стение, выр:щенное р:стовщиком из города Р:стова по имени Р...стислав, пока р:сток не перер:с возр:стной барьер, пройдя сквозь все р:стительные преграды, став добычей работников пищевой отр:сли.

2. Объяснительный диктант 

Мы проезжали по живописным местам. Вдруг горы словно раздвинулись. Солнце воспользовалось этим и ярко осветило ущелье, которое растянулось до самого горизонта. В этом месте через ущелье перекинулся мост. С правой стороны от моста слышалось беспрерывное журчание ручья, который внезапно исчезал в зарослях кустов. С левой стороны горы были покрыты густой растительностью. Мы предполагали здесь сделать остановку.

Укажите слова , правописание приставки в которых зависит от последующей согласной. (раздвинулись, воспользовалось, растянулось, беспрерывное). А написание каких слов мы запоминаем (здесь, исчезал)

Укажите слова, в которых имеются чередующиеся гласные корня (зарослях, растительностью, предполагали)

Объясните постановку знака препинания в 3 предложении.

3. Словарный диктант.

Роскошные растения; гул нарастает; заросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов, тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности; лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы. (Графически выделите выбор гласной в корне).

4. Тест (у каждого ученика)

1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

А. Р..стение, водор..сли

Б. Выр..щивать, возр..ст

В. Р..сток, зар..сли

Г. Подр..стая, выр..сти

2. В каком варианте указаны все слова, где пропущена буква А?

А. Подр..стал

Б. Подр..сший

В. Отр..сль

Г. Разр..стается

1) А, В, Г

2) А, Б, Г

3) А,В

4) Б, Г

3. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?

А. Р..сло, выр..щиваем, водор..сли

Б. Зар..стает, пор..сль, возр..ст

В. Отр..сль, дикор..стущие р..стения

IV. Подведение итогов урока

Перед вами кроссворд, вставьте в слова кроссворда недостающие буквы.

V. Домашнее задание: выучить правило, записать 5-7 пословиц, в которых имеются слова с чередованием гласных в корне.