Цели урока: Закрепить правописание "Букв З-С на конце приставки". Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне рос-раст-ращ. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.
ХОД УРОКА
I. Повторение ("Правописание "Букв З-С на конце приставки".)
Творческий диктант. Замените словосочетание одним словом, указывающим на черты характера человека.
Очень храбрый человек (бесстрашный); нерешительный (безвольный); жестокий, неспособный к состраданию (бессердечный); не ищущий выгоды из какого-либо дела (бескорыстный); равнодушный (безразличный); лишенный чуткости, чувства такта (бестактный); словоохотливый (разговорчивый); невнимательный (рассеянный); ничего не делающий, проводящий время в праздности (бездельник).
Объясните правописание записанных слов. Составьте 2-3 предложения с этими словами.
II. Основная часть - открытие нового
Растение | выращивать | заросли |
Растят | взращенный | выросли |
Растительный | приращивать | подросли |
- Определите в каком случае в корне с чередованием пишется О, а когда А?
- Какая волшебная сила командует гласными в корне?
- Работа с материалом 72 параграфа. Слова-исключения. Объяснение лексического значения слова "ростовщик", "отрасль".
III. Закрепление нового материала
1. Предупредительное письмо ( карточка у каждого ученика)
Долго р:сло р:стение, выр:щенное р:стовщиком из города Р:стова по имени Р...стислав, пока р:сток не перер:с возр:стной барьер, пройдя сквозь все р:стительные преграды, став добычей работников пищевой отр:сли.
2. Объяснительный диктант
Мы проезжали по живописным местам. Вдруг горы словно раздвинулись. Солнце воспользовалось этим и ярко осветило ущелье, которое растянулось до самого горизонта. В этом месте через ущелье перекинулся мост. С правой стороны от моста слышалось беспрерывное журчание ручья, который внезапно исчезал в зарослях кустов. С левой стороны горы были покрыты густой растительностью. Мы предполагали здесь сделать остановку.
Укажите слова , правописание приставки в которых зависит от последующей согласной. (раздвинулись, воспользовалось, растянулось, беспрерывное). А написание каких слов мы запоминаем (здесь, исчезал)
Укажите слова, в которых имеются чередующиеся гласные корня (зарослях, растительностью, предполагали)
Объясните постановку знака препинания в 3 предложении.
3. Словарный диктант.
Роскошные растения; гул нарастает; заросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов, тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности; лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы. (Графически выделите выбор гласной в корне).
4. Тест (у каждого ученика)
1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?
А. Р..стение, водор..сли
Б. Выр..щивать, возр..ст
В. Р..сток, зар..сли
Г. Подр..стая, выр..сти
2. В каком варианте указаны все слова, где пропущена буква А?
А. Подр..стал
Б. Подр..сший
В. Отр..сль
Г. Разр..стается
1) А, В, Г
2) А, Б, Г
3) А,В
4) Б, Г
3. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?
А. Р..сло, выр..щиваем, водор..сли
Б. Зар..стает, пор..сль, возр..ст
В. Отр..сль, дикор..стущие р..стения
IV. Подведение итогов урока
Перед вами кроссворд, вставьте в слова кроссворда недостающие буквы.
V. Домашнее задание: выучить правило, записать 5-7 пословиц, в которых имеются слова с чередованием гласных в корне.