Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели: выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся; показать их многообразие; особенности строения, связанные с наземным образом жизни.

Задачи:

  • обучающая: углубить и расширить понятие о классе Пресмыкающиеся на примере представителей отрядов черепах, крокодилов, змей, ящериц,
  • развивающая: продолжить формирование умение выделять признаки приспособленности организма к среде обитания,
  • воспитывающая: показать значение пресмыкающихся в природе и жизни человека и необходимость их охраны.

Средства обучения: таблицы "Пресмыкающиеся", учебник, дополнительная литература, видеофильм "Древние Рептилии".

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

Знать Уметь
- особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся - распозновать изученные виды пресмыкающихся на таблицах, рисунках
- признаки пресмыкающихся - настоящих наземных животных - сравнивать их между собой и с земноводными
- черты приспособленности животных к жизни на суше - составлять общую характеристику класса
- происхождени рептилий от древних земноводных  
- значение пресмыкающихся в природе, жизни человека  

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

Раздать учащимся карточки с текстом: вставьте пропущенные слова.

Снаружи тело ящерицы покрывает сухая кожа, в которой развиваются :.

Ноздри у ящерицы:, они пропускают воздух в : полость.

Орган слуха у ящерицы прикрыт :.

Для защиты роговицы глаз от высыхания у ящерицы сформировались подвижные :.

Грудная клетка образована :.

Передняя конечность состоит из : отделов :.

В задней конечности различают :.

Класс делится на две группы.

Задание: Выпишите номера признаков, характерных для каждого класса.

Класс животных

Земноводные Пресмыкающиеся
:. :.

Признаки: 1 - кожа покрыта роговой чешуей, 2 - кожа голая, 3 - развиваются на суше, 4 - наиболее распространены в тропиках и субтропиках, 5 - яйцо покрыто плотной оболочкой, 6 - развитие происходит с метаморфозом, 7 - два круга кровообращения, 8 - в сердце течет смешанная кровь, 9 - дыхание только легочное, 10 - дыхание кожно-легочное, 11 - конечности пятипалые, 12 - холоднокровные животные, 13 - в скелете два шейных позвонка, 14 - в скелете один шейный позвонок, 15 - впериод зимовки находятся в оцепенении.

Изучение нового материала.

Многообразие и значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. (Беседа. Самостоятельное выполнение учащимися задания в рабочей тетради с заполнением таблицы).

Название рептилии Значение
в природе в жизни человека
: : :

Происхождение пресмыкающихся.

Находки скелетов древних рептилий и их сходство со скелетами древних земноводных (позвоночник с коротким шейным отделом, отсутствие грудной кости и грудной клетки, череп в виде сплошной коробки). Беседа учителя (учащиеся готовили сообщения из дополнительной литературы: "Зарождение жизни на Земле", "Удивительная биология", "Амфибии, рептилии", рассматривание рисунков "Многообразие пресмыкающихся").

У доски двое учащихся с заданиями (остальные делают самостоятельно): Определите, кто из пресмыкающихся в каждой строке лишний.

А. Лишние по родству:

1) гадюка, варан, крокодил;

2) желтопузик, варан, кобра;

3) веретеница, желтопузик, медянка;

4) черепаха, уж, ящерица.

Б. Лишние по образу жизни:

1) анаконда, кобра, эфа;

2) питон, уж, гадюка;

3) желтопузик, уж, прыткая ящерица;

В. Лишние по величине:

1) анаконда, гадюка, эфа;

2) прыткая ящерица, каспийский геккон, серый варан;

3) уж, гадюка, кобра.

Древние пресмыкающиеся.

Просмотр фильма "Древние рептилии. Летающие птеродактили, рамфоринки, птеранодоны. Звероподобные рептилии, динозавры"

Обсуждение фильма.

Какие основные черты отличают современных пресмыкающихся от их древних предков?

Составить общую характеристику класса "Многообразие пресмыкающихся"

(Таблица и рисунок см. Приложение № 1)

Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника: перечислите рептилий, подлежащих охране и занесенных в Красную книгу.

Обобщение знаний по теме урока.

Тематический кроссворд "Пресмыкающиеся".

По горизонтали:

1 - представитель одного из семейств ящериц, распространенных в Америке, на Мадагаскаре и некоторых островах Полинезии; мясо и яйца съедобны; 5 - ядовитая змея; один из видов встречается на юге Северной Азии; 6 - самая крупная ящерица, обитающая в Средней Азии; 7 - один из видов крокодилов; 8 - древнее земноводное, переходная форма между кистеперыми рыбами и земноводными; 9 - южноамериканская змея длиной более 2 м; на чешуе имеются широкие черно-синие и желтые поперечные полосы; 11 - крупный южноамериканский крокодил длиной до 3,5 м, обитающий обычно в болотах; 13 - древнее вымершее растительноядное пресмыкающееся, предок одной из групп динозавров.

По вертикали:

1 - древний, вымерший ящер, который вел водный образ жизни; 2 - пресмыкающееся с червеобразным телом, покрытым цельной роговой пленкой; 3 - древнее, вымершее пресмыкающееся с небольшой головой, длинной тонкой шеей и мощным длинным хвостом; растительноядное, вело полуводный образ жизни; 4 - морская змея, питающаяся главным образом моллюсками; 10 - змея с большим межчелюстным щитком, который заворачивается на верхнюю часть головы; 12 - представитель одного из отрядов пресмыкающихся. (см. Приложение № 2)

Подведение итогов.

Выставление оценок за урок.

Учитель: Урок хотелось бы закончить словами Герцена:

"Природу остановить нельзя: она - процесс, она - течение, перелив, движение. смотрите на нее как она есть, а она есть движение, дайте ей просмотр, смотрите на ее биографию, на историю ее развития - тогда только раскроется она в связи".

Спасибо всем. До свидания.

Приложения.