Ключевые слова: информатика, моделирование, оптимизация, линейное программирование, экономика.
Цели:
- развитие у учащихся практических навыков моделирования экономических процессов с помощью компьютера;
- построение и исследование модели задачи оптимизации методом линейного программирования;
- воспитание информационной культуры учащихся, расширение знаний в области информационных технологий, развитие познавательных интересов;
- актуализация знаний, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы:
- информационный (словесный);
- наглядно-иллюстративный;
- практический.
Формы организации учебной деятельности:
- практическая работа с раздаточным материалом;
- самостоятельная практическая работа;
- беседа;
- исследование.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, компьютеры, раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
Программное обеспечение: MS Office : PowerPoint, Excel (Презентация).
Этапы урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Теоретическая часть (10 мин.)
- Постановка цели урока и мотивация, актуализация
знаний по теме.
- Освоение нового материала, демонстрация презентации.
- Практическая часть (20 мин.)
- Практическая работа на компьютере. Анализ результатов.
- Проверка усвоения знаний учащимися, вопросы учителя, учащихся (5 мин.)
- Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.)
ХОД УРОКА
1. Приветствие, проверка отсутствующих. Объяснение хода урока, цели, задач
Учитель: «В настоящее время в изменяющихся условиях рыночной экономики важно умение быстро получать результат исследований, оперативно находить решение поставленной задачи. Использование информационных технологий облегчает и ускоряет решение задач».
Учитель: «Вспомним что такое модель, моделирование и какие основные этапы моделирования мы знаем?»
Учащиеся отвечают на вопрос.
2. Актуализация знаний по информатике и математике. Приобретение новых знаний (Презентация.ppt) .
Учитель использует информацию из Приложение 1, информацию на слайдах для пояснения учащимся нового материала.
- Моделирование, его этапы (Слайды 2-8)
- Задачи оптимизации, линейное программирование (Слайд 9, Приложение 1);
- Надстройка Поиск решения как инструмент оптимизации (Слайды 10-14, Приложение 1)
Далее учителю рекомендуется раздать материал Приложения 2 для объяснения хода решения экономической задачи. Учащиеся в раздаточном материале могут по этапам изучать исследование, записывая необходимую информацию в бланк.
- Исследование экономической модели на примере задачи планирования производства этапы построения и исследования экономической модели (Слайд 15, Приложение 2).
- Формализованная модель задачи планирования производства (Слайд 16, Приложение 2)
Далее учитель поясняет, как будет проводиться ход решения задачи на компьютере в Excel. На слайдах приведены скриншоты экрана для наглядности.
- Компьютерная модель (Слайд 17)
- Поиск решения (Слайды 18-23)
- Результаты поиска решения (Слайд 24)
3. Практическая работа (Приложение 2, Приложение 3)
Учитель раздает учащимся материал Приложения
3 для самостоятельного проведения всех
этапов решения задачи планирования
производства. На данном этапе учащимся поможет
материал Приложения 2
для правильного выполнения задания. Учащиеся
приступают к выполнению задания:
реализация математической модели задачи
линейного программирования в Excel;
использование программы "Поиск решения".
выполнение компьютерного эксперимента.
4. Анализ полученных результатов (Слайды 25-26).
После получения учащимися результатов компьютерного эксперимента, учитель предлагает обсудить их. Проводится анализ результата. Формулируются выводы.
5. Рефлексия (Слайд 27)
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, чтобы узнать уровень усвоения нового материала, качество знаний.
6. Подведение итогов урока (Слайд 28)
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
7. Домашнее задание (Слайд 29)
Для выполнения домашней работы учащиеся могут использовать материал Приложения 3.
Используемая литература:
- Информатика и информационные технологии 10-11 класс, Н. Угринович.
- Исследование информационных моделей, элективный курс, Н. Угринович.