Цель: познакомить с грамматическими признаками причастия.
Задачи:
- повторить грамматические признаки глагола и прилагательного;
- формировать умение различать причастия и прилагательные;
- способствовать обогащению синтаксического строя учащихся путём использования причастий;
- воспитывать уважительное отношение к языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, цветные кружочки для самодиагностики настроения учащихся, (презентация).
Ход урока
1. Игра “Найти четвёртое лишнее”.
- Определите грамматические признаки данных слов. (Слайд №1)
- Какое вы слово бы выделили ?
- Признаки каких частей речи имеет это слово?
2. Объявление темы урока. (Слайд №2)
3. Сформулируйте цель урока (учащиеся сами определяют цель урока, затем демонстрируется. (Слайд №3)
4. Определение признаков дерева. (Слайд №4)
- По каким признакам можно узнать именно это дерево?
- Эти признаки постоянные или временные?
5. Определение признаков, которые приобретает дерево, когда над ним совершают действие. (Слайд №5)
- А если дерево постричь, то оно уже какое будет? (Постриженное)
Учитель: дерево становится постриженным только после того, как совершили действие. И эту особую форму глагола в русском языке называют причастием.
- От какой части речи образовалось причастие?
- Как можно заменить причастие? (Сочетанием “мест. который+ глагол”)
- А этот признак постоянный или временной?
- Какие признаки глагола имеет причастие? (Вид, время)
Учитель: итак, причастие тоже имеет признаки, но по действию предмета.
6. Работа по стихотворению. (Слайд №6)
- Что наблюдается в этом стихотворении?
- Так что такое причастие? (Учащиеся обобщают полученные знания, затем знакомятся с правилом в учебнике)
7. Подбор причастий. (Слайд №7)
- Так на какие вопросы отвечает причастие?
- Какая часть речи отвечает на такие же вопросы? (Прилагательное)
8. Склонение прилагательного и причастия. (Слайд №8)
- Понаблюдайте, как изменяются прилагательное и причастие, в каких формах они согласуются с существительным ?
- Составьте с данным прилагательным и причастием предложение, определите их синтаксическую роль.
Учащимся предлагается выделить сходства причастия и прилагательного, затем демонстрируется. (Слайд №9)
9. По заданию (слайда №10) учащимся предлагается указать различия между причастием и прилагательным.
10. Учащиеся делают вывод об отличиях причастия и прилагательного. (Слайд № 11)
11. Учащимся предлагается самостоятельного указать суффиксы причастия. (Слайд №12)
12. Демонстрация суффиксов причастия. (Слайд №13)
13. Определение словосочетаний “прич.+сущ.” (Слайд №14) учащиеся выполняют с комментированием.
14. Практическая работа по определению суффикса у причастий (Приложение 1, лист 1).
Обобщение полученных знаний.
- Что вы узнали о причастии?
15. Индивидуально-дифференцированные задания. (Слайд №15, 16)
16. Определение роли причастия в предложении.
Учащимся предлагается сравнить пары предложений. (Слайд №17)
Учащиеся делают вывод, что причастие позволяет избегать повтора слов, делают речь более яркой, выразительной.
17. Контрольная проверка полученных знаний по теме (Приложение 1, лист 2). Выставление оценок учащимся.
18. Подведение итогов урока. Сначала проговаривают ученики, затем показ слайда. (Слайд №18)
19. Самодиагностика настроения. На столе перед учениками кружочки желтого, красного, синего цветов. Учащиеся выбирают тот цвет, который отражает их настроение: жёлтое – хорошее, красное – удовлетворительное, синее- хмурое.