Открытый урок русского языка по теме "Приставки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • учить образовывать родственные слова с помощью различных приставок; учить определять значение приставок; учить выделять приставку из состава слова:
  • развивать устную, письменную речь; развивать орфографическую зоркость;
  • воспитать доброту; бережное отношение к природе;

Оборудование: учебник; магнитофон; аудиозапись детских песен; Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой; карточки со словами; рисунок с изображением Кота Леопольда; карта путешествий.

Ход урока

I. Организация урока.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Во время путешествия нужно помогать друг другу, быть внимательными. А путешествовать мы будем с известным героем. Послушайте отрывок из песни и догадайтесь - кто это? (звучит песня "Неприятность эту мы переживём")

- Кто поёт эту песню? (Кот Леопольд)

- Вот с котом Леопольдом мы и совершим путешествие. Как настоящим путешественникам нам нужна карта. (Показ карты и рисунка кота Леопольда)

- На чём едет Леопольд? (На велосипеде)

III. Чистописание.

- Нарисуем велосипед в тетради.

- На какую букву похожи колёса велосипеда? (на О) Колеса круглые, а буква о овальная.

Напишем соединения с буквой о.

Об от про по под до

(на доске карточки)

имя существительное имя прилагательное

приставка глагол предлог

- Какое слово лишнее? (Приставка). Почему? (Приставка - это часть слова, а имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог - это части речи).

- Тема нашего урока "Приставка".

- Послушайте загадку:

Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой?
На ногах резина,
Питается бензином.
Он рычит, клубится пыль:
Зовётся он : автомобиль.

- Леопольд отправляется на автомобиле дальше и наша следующая станция "Словарная".

IV. Словарь

- Отгадайте загадки:

1) Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не удивиться.
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звёзд. (ракета)
2) Что за чудо - синий дом,
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (автобус)
3) Я в любое время года
И в любую непогоду.
Очень быстро, в час любой
Провезу вас под землёй. (метро)
4) В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (поезд)

5) От дома начинается,
У дома и кончается,
Не живая, а идёт,
Неподвижна, а ведёт. (дорога)

- Что объединяет эти слова? (Это - имена существительные; связаны с движением)

- Какое слово лишнее? (метро - неизменяемое слово)

- Подберите слова, близкие по значению к слову дорога

- Путь, тропинка, дорожка.

- Когда так говорят? Скатертью дорога? (Это - грубая форма пожелания убираться прочь, куда угодно).

- Если вы не знаете значения слова, то можете обратиться к "Толковому словарю"

С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

V. Работа по теме урока.

- А на чём дальше отправимся с Леопольдом, узнаем из песни. (звучит песня "Голубой вагон")

- Где можно путешествовать на поезде? (под землёй, на суше)

- Составьте предложение со словом поезд

Скорый поезд мчится по рельсам. (Записать, подчеркнуть главные члены предложения)

- Подберите однокоренные слова к слову мчится. (Помчится, домчится, умчится, примчится)

- Какая часть делает их похожими? (корень)

- Какая часть делает их разными? (приставка)

- Назовите слова с противоположным значением.

- Для чего служат приставки? (для образования новых слов)

- Кот Леопольд проезжая, увидел "Кошкин дом", в котором живут резвые, непослушные котята. А можно в лесу шуметь?

- Какие правила мы должны соблюдать в лесу? (ответы детей.)

- Кот Леопольд очень добрый, воспитанный, вежливый и он, надеемся, наведёт в этом доме порядок.

- Расскажите, что делают котята? (перелезают, выглядывают, убегают, перепрыгивают, забегают, выползают)

- Запишите по два слова, выделите приставки.

VI. Физкультминутка.

- Вы знаете, что путешествовать можно на разных видах транспорта, а ещё путешественники должны знать иностранные языки. Какие иностранные языки вы изучаете? (английский и немецкий)

- Проведём физкультминутку на иностранном языке.

(дети выполняют движения под музыку)

VII. Работа в парах.

- Отправляемся дальше, а чтобы узнать на чём, послушаем музыку (звучит песня "Это акватория")

- Составьте слово из частей других слов. Запишите новые слова, выполните разбор по составу.

1. "Составь слово"

проход полёт

гулял садик

горка дочка

ласточка рыба

прогулка посадка

- Каким способом образованы эти слова? (Эти слова образованы приставочно - суффиксальным способом.)

2. Найдите слово с приставкой и запишите.

зал, заехал, заря

полежал, поле, полоса

долина, долго, долетел

- Пора возвращаться. А на чём мы вернёмся, узнаем, отгадав загадку.

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет
Что такое? (самолёт)

VIII. Самостоятельная работа.

- Составьте из слов предложения.

- Запишите, найдите слова с приставками.

- Озаглавьте текст.

1) осенние, прошли, дни

2) закружились, воздухе, в, снежинки, первые

3) хлопья, снег, повалил, вот

IX. Работа по учебнику.

Упражнение №1 стр.128 (самостоятельно)

- При помощи приставки образуйте слова с противоположным значением.

X. Итог.

- Итак, ребята, закончилось наше путешествие.

- Над какой темой работали?

- Что такое приставка? Для чего служит?

- Молодцы! Спасибо за урок!

Д/з. стр. 129 № 6.