Цели:
- учить образовывать родственные слова с помощью различных приставок; учить определять значение приставок; учить выделять приставку из состава слова:
- развивать устную, письменную речь; развивать орфографическую зоркость;
- воспитать доброту; бережное отношение к природе;
Оборудование: учебник; магнитофон; аудиозапись детских песен; Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой; карточки со словами; рисунок с изображением Кота Леопольда; карта путешествий.
Ход урока
I. Организация урока.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Во время путешествия нужно помогать друг другу, быть внимательными. А путешествовать мы будем с известным героем. Послушайте отрывок из песни и догадайтесь - кто это? (звучит песня "Неприятность эту мы переживём")
- Кто поёт эту песню? (Кот Леопольд)
- Вот с котом Леопольдом мы и совершим путешествие. Как настоящим путешественникам нам нужна карта. (Показ карты и рисунка кота Леопольда)
- На чём едет Леопольд? (На велосипеде)
III. Чистописание.
- Нарисуем велосипед в тетради.
- На какую букву похожи колёса велосипеда? (на О) Колеса круглые, а буква о овальная.
Напишем соединения с буквой о.
Об от про по под до
(на доске карточки)
имя существительное имя прилагательное
приставка глагол предлог
- Какое слово лишнее? (Приставка). Почему? (Приставка - это часть слова, а имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог - это части речи).
- Тема нашего урока "Приставка".
- Послушайте загадку:
Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой?
На ногах резина,
Питается бензином.
Он рычит, клубится пыль:
Зовётся он : автомобиль.
- Леопольд отправляется на автомобиле дальше и наша следующая станция "Словарная".
IV. Словарь
- Отгадайте загадки:
1) Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не удивиться. Лишь распустит птица хвост - И поднимется до звёзд. (ракета) |
2) Что за чудо - синий дом, Окна светлые кругом Носит обувь из резины, А питается бензином. (автобус) |
3) Я в любое время года И в любую непогоду. Очень быстро, в час любой Провезу вас под землёй. (метро) |
4) В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (поезд) |
5) От дома начинается,
У дома и кончается,
Не живая, а идёт,
Неподвижна, а ведёт. (дорога)
- Что объединяет эти слова? (Это - имена существительные; связаны с движением)
- Какое слово лишнее? (метро - неизменяемое слово)
- Подберите слова, близкие по значению к слову дорога
- Путь, тропинка, дорожка.
- Когда так говорят? Скатертью дорога? (Это - грубая форма пожелания убираться прочь, куда угодно).
- Если вы не знаете значения слова, то можете обратиться к "Толковому словарю"
С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
V. Работа по теме урока.
- А на чём дальше отправимся с Леопольдом, узнаем из песни. (звучит песня "Голубой вагон")
- Где можно путешествовать на поезде? (под землёй, на суше)
- Составьте предложение со словом поезд
Скорый поезд мчится по рельсам. (Записать, подчеркнуть главные члены предложения)
- Подберите однокоренные слова к слову мчится. (Помчится, домчится, умчится, примчится)
- Какая часть делает их похожими? (корень)
- Какая часть делает их разными? (приставка)
- Назовите слова с противоположным значением.
- Для чего служат приставки? (для образования новых слов)
- Кот Леопольд проезжая, увидел "Кошкин дом", в котором живут резвые, непослушные котята. А можно в лесу шуметь?
- Какие правила мы должны соблюдать в лесу? (ответы детей.)
- Кот Леопольд очень добрый, воспитанный, вежливый и он, надеемся, наведёт в этом доме порядок.
- Расскажите, что делают котята? (перелезают, выглядывают, убегают, перепрыгивают, забегают, выползают)
- Запишите по два слова, выделите приставки.
VI. Физкультминутка.
- Вы знаете, что путешествовать можно на разных видах транспорта, а ещё путешественники должны знать иностранные языки. Какие иностранные языки вы изучаете? (английский и немецкий)
- Проведём физкультминутку на иностранном языке.
(дети выполняют движения под музыку)
VII. Работа в парах.
- Отправляемся дальше, а чтобы узнать на чём, послушаем музыку (звучит песня "Это акватория")
- Составьте слово из частей других слов. Запишите новые слова, выполните разбор по составу.
1. "Составь слово"
проход полёт
гулял садик
горка дочка
ласточка рыба
прогулка посадка
- Каким способом образованы эти слова? (Эти слова образованы приставочно - суффиксальным способом.)
2. Найдите слово с приставкой и запишите.
зал, заехал, заря
полежал, поле, полоса
долина, долго, долетел
- Пора возвращаться. А на чём мы вернёмся, узнаем, отгадав загадку.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет
Что такое? (самолёт)
VIII. Самостоятельная работа.
- Составьте из слов предложения.
- Запишите, найдите слова с приставками.
- Озаглавьте текст.
1) осенние, прошли, дни
2) закружились, воздухе, в, снежинки, первые
3) хлопья, снег, повалил, вот
IX. Работа по учебнику.
Упражнение №1 стр.128 (самостоятельно)
- При помощи приставки образуйте слова с противоположным значением.
X. Итог.
- Итак, ребята, закончилось наше путешествие.
- Над какой темой работали?
- Что такое приставка? Для чего служит?
- Молодцы! Спасибо за урок!
Д/з. стр. 129 № 6.