Урок математики по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  • повторить правила умножения и деления дробных чисел,
  • применение этих действий при решении задач уравнений;
  • вспомнить сказки А.С. Пушкина
  • воспитывать любовь к родной поэзии

Оборудование:

Проектор. Карточки. Рисунки.

1. Организационный момент (Слайд 1,2)

2. Логическое задание (Слайд 3 )

Какое слово "лишнее" и почему: произведение, частное, уменьшаемое, множитель? ("Лишнее" слово: уменьшаемое.)

Компоненты произведения и частного (множитель, множитель, произведение, делимое, делитель, частное)

Как найти неизвестный множитель? (делимое, делитель).

Правило умножение дробных чисел (деления).

3. Устная работа (слайд 4)

а) Найти значение выражения (математическое лото) (слайд 4)

Вот, наверное, в такие темные зимние вечера А.С. Пушкин сочинял свои стихи и сказки.

Наша школа в городе особенная. Только на площади перед нашей школой стоит памятник Великому русскому поэту А.С. Пушкину. И мы должны гордиться этим. Перед нами стоит задача: вычислить объем постамента под памятником.

б) Найти объём постамента под памятником А.С. Пушкина перед зданием школы. Какую форму имеет постамент? Как найти объём прямоугольного параллелепипеда? (слайд 5,6)

4. Решение теста (слайд 7,8)

(Тест имеется у каждого на парте)

<Приложение 1>

Решив тест, мы с вами определим название одного и известнейших произведений А.С. Пушкина (слайд 8)

Тест имеется у каждого ученика на парте

Правильно ответом на этот тест будет Поэма в стихах "Руслан и Людмила"

У Лукоморья Дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет направо... песнь заводит,
Налево сказки говорит...
Там Чудеса...

Мы с вами пойдем тоже по направлению Мудрого кота направо

А там... Физкультминутка (слайд 9)

Ребята, закройте глаза и представьте себя на берегу моря. Вы медленно идете по теплому песку и слушаете, как плещет море, вы вдыхаете морской воздух. Вам тепло и приятно....

А теперь медленно открываем глаза.

Посмотрите в левый угол кабинета, в правый, на точку в тетради. А теперь возвращаемся к теме урока.

Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Слайд10)

Мы с вами попадаем на страницу ....

4. Карта путешествий по сказкам

<Приложение 2>

1."Сказка о рыбаке и рыбке" (Слайд 11)

"Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Жили они в ветхой избушке
Ровно тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу.
Старуха пряла свою пряжу"

Задача (Слайд 12,13)

В первый день старик поймал кг рыбы, а во второй день пойманной в первый день. Сколько рыбы поймал рыбак за два дня?

Решение уравнений (3 мин.) (Слайд 14,15) <Приложение 3>

Чтобы узнать название следующей сказки, надо открыть три сундука, решив три уравнения: (Три ученика с каждого ряда решают у доски) (слайд № 21)

2. Открыв все сундуки, вы прочтете название сказки: "Сказка о царе Салтане"

(Слайд 16)

"В свете есть такое диво: 
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор".

Сколько всего людей вышло из моря?

Ответ: 34 человека.

Задача (Слайд 17,18)

Решив эту задачу, мы найдем расстояние между двумя царствами Салтана и Гвидона

Найдите расстояние от царства царя Салтана до царства царя Гвидона, Если бочка плыла при ветре скорость которого 1 1/5 км/ч, а скорость течения океана 3/5км/ч. Бочка при этом плыла сутки.

Решение

  1. км/ч -скорость общая

А на пути у нас следующая сказка

Исправь ошибку.

3. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"(Слайд19)

Продолжим наше с вами путешествие. Еще одна сказка "О мертвой царевне и семи богатырях" Семь сильных и мудрых молодых богатырей не успели спасти прекрасную царевну, а вот если мы с вами поможем исправить ошибки в семи примерах, то мы спасем царевну. <Приложение 4>

4. И вот еще одна из любимых вами сказок (Слайд 20)

Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
"Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю.- на спицу ;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой...."

Из какой сказки этот отрывок?

Ответ: "Сказка о золотом Петушке"

Задача (Слайд 21)

Спица на куполе может выдержать вес  кг. Царю подарили петушка массой  кг выдержит ли спица, если петушок поправится в  раза?

 (кг)

(кг)

Ответ: Не выдержит.

(Дополнительно) (Слайд № 22)

Рефлексия (Слайд 24)

Перед вами дуб высокий ...

И белка там живет ручная...

Белка любит орешки...

  • Дайте белке золотой орех (желтый), если вы поняли эту тему, и можете объяснить тему товарищу;
  • Дайте белке Спелый орех (коричневый), если вы поняли хорошо эту тему,
  • Дайте белке зеленый орех недоспевший, если у вас есть вопросы по теме.

(Слайд 23)

Гений Пушкина настолько велик.
Что в его произведениях можно найти точки соприкосновения с математикой физикой и другими науками.
Да здравствует математика!
Да здравствует Пушкин!

Домашнее задание. Домашняя контрольная работа №3 стр. 254(Слайд24)

Спасибо за урок!

Вы сегодня молодцы!

Презентация.