Цель: Совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- совершенствовать умение детей в словообразовании (образовании притяжательных прилагательных, сложных слов);
- активизировать словарь по лексической теме "Дикие животные наших лесов", "Животные жарких стран";
- учить составлению загадок.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать связную речь с помощью творческого рассказывания сказки по созданной мнемокартине;
- развивать у детей творческие способности, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным;
- воспитывать умение быть доброжелательными собеседниками;
- воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Словарь:
- активизация словаря: сказка, волшебство, настроение, игра, путешествовать, дарить, дружить, радоваться;
- словотворчество: Цветоежик, тигролев, медвеволк, белкалис;
- притяжательные прилагательные: тигриное, львиная, львиный, лисья, беличий, волчья, медвежий.
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушка Цветоежик, мнемодорожка с рисунками (цветок, иголки, клоун, руки подбрасывающие мяч), комбинированная мягкая игрушка Тигролев, "волшебный" сундучок, "волшебное" павлинье перо, хрустальный колокольчик, фонограмма песни "От улыбки :", фонограмма лирической музыки "Песня волшебной кисточки", фонограмма музыки из мультфильма "Волшебник Изумрудного города".
Раздаточный материал: конверты с заданиями игры "Чудо-зоопарк" - по количеству детей; фигурки зверей из пальчикового театра.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит фонограмма песни "От улыбки :".
Логопед. Здравствуйте, дети! Какой сегодня прекрасный день! И настроение у меня не такое как всегда. А у вас какое настроение?
Дети отвечают.
Логопед. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Мы спокойны и добры, мы дружны и общительны.
Основная часть.
Логопед. Дети как называется город, в котором мы живем?
Дети. Город, в котором мы живем, называется Уссурийск.
Логопед. Я знаю, что вокруг нашего города на многие километры простирается лес. Как он называется?
Дети. Он называется Уссурийская тайга.
Логопед. А хотите побывать в волшебном лесу? Как вы думаете, почему лес назвали волшебным?
Дети. Потому что в этом лесу происходит что-то необыкновенное, загадочное, какие-то превращения.
Звучит лирическая музыка "Песня шелковой кисточки". Логопед достает "волшебное" павлинье перо.
Логопед. Чтобы очутиться в волшебном лесу, все возьмитесь двумя пальчиками правой рукой за это перо.
Сделайте глубокий вдох через нос и почувствуйте, как через наши руки, через носик в нас проникают доброта и волшебство. А теперь подуйте на перышко. Сначала тихо, затем посильнее, и наконец - с силой.
Перышко-перо - лети,
В волшебный лес - перенеси!
Раздается звон хрустального колокольчика.
Логопед. Оглянитесь, сколько необычного вокруг! А кто это выглядывает из-за елки? (Изменяя тембр голоса, говорит за Цветоежика).
Цветоежик. Здравствуйте, дети! Меня зовут Цветоежик!
Дети. Какой красивый! Разноцветный!
Цветоежик. Я никогда не видел своего отражения. Вы можете описать, какой я?
Дети подбирают сравнения:
- Ты такой же красивый, как цветок.
- Ты такой же разноцветный как радуга.
- Ты такой же веселый, как клоун.
- Ты такой же колючий, как ежик.
Логопед. А по форме, что нам напоминает Цветоежик?
Дети. Он напоминает мяч.
Логопед. Значит и с Цветоежиком тоже можно играть.
Логопед. Мы даже можем сочинить про тебя загадку!
На доску выставляется мнемодорожка (цветок, иголки, клоун, девочка, играющая в мяч).
Логопед совместно с детьми "прочитывает".
Живой цветок за елкой.
Колючий, как иголки,
Веселый, словно клоун,
Играть с нами попробуй!
Дидактические упражнения "Образуй слово", "Чья голова, чей хвост"
Цветоежик. Я очень люблю играть. И как раз приготовил интересную игру "Портреты жителей волшебного леса". Но я положил ее в сундучок, а открыть его может только мой друг.
Логопед. Так скорее назови его имя!
Цветоежик. Вам нужно разгадать этот ребус, а иначе мой друг не появится.
Ребус (*СУМКА) - УМКА.
Дети. Умка, Умка.
Логопед достает комбинированную мягкую игрушку - Тигролев.
Тигролев. Здравствуйте, дети. Отгадайте, чья у меня голова? Чье туловище?
Дети отвечают.
Тигролев. А как же меня можно назвать?
Дети. Тигролев.
Упражнение для выработки диафрагмального дыхания.
Тигролев. Чтобы открыть этот сундучок, нужно 3 раза повернуть невидимый ключ и произнести звук "К". Тогда сундук и откроется.
Дети вместе с логопедом произносят звук.
Цветоежик. Ура, у нас получилось!
Открывают сундук, достают игру "Чудо-звери" и садятся за столы.
Логопед. Ребята, давайте составим портрет Тигрольва.
Дети составляют.
Цветоежик. Раньше в волшебном лесу Тигрольву было очень одиноко, потому что у него не было друзей. Составьте, пожалуйста, их портреты.
Первым прибежал Чудо-зверь с лисьей головой и беличьим хвостом. Назовите, кто у нас получился?
Дети. Белкалис.
Логопед. Почему он захотел дружить с Тигрольвом? Обратите внимание на их шерстку.
Дети. Их шерстка такая же рыжая, как огонь
Цветоежик. Вторым пришел Чудо-зверь с волчьей головой и медвежьим хвостом. Назовите, кто у нас получился?
Дети. Медвеволк.
Логопед. А почему он захотел дружить с Тигрольвом?
Дети. Потому что его шерстка такая же косматая, как львиная грива.
Цветоежик. Молодцы! Замечательные портреты волшебных зверей у вас получились!
Логопед. Цветоежик, пойдем с нами путешествовать по волшебному лесу.
Динамическая пауза
Звучит музыка из мультфильма "Волшебник Изумрудного города".
Дети и логопед передвигаются по группе.
Логопед. Покажите, как семенит Цветоежик, как крадется Белкалис, как переваливается Медвеволк.
Цветоежик. Посмотрите-ка, нас встречают фигурки зверей из пальчикового театра. Давайте и с ними поиграем.
Дети надевают на средний палец каждой руки по одной фигурке.
Посмотрите далеко,
Дети вытягивают руки вперед и смотрят на фигуры.
Посмотрите близко,
Подносят ладони близко к глазам, смотрят на фигуры.
Посмотрите высоко,
Поднимают руки вверх, смотрят на фигуры.
Посмотрите низко,
Опускают руки вниз, смотрят на фигуры.
Посмотрите влево,
Переводят руки влево, смотрят на фигуры.
Посмотрите вправо,
Переводят руки вправо, смотрят на фигуры.
Смотрим мы по кругу,
Описывают круг руками, смотрят на фигуры.
И вернемся - прямо.
Дети вытягивают руки вперед и смотрят на фигуры.
Составление сказки с использованием мнемотехники.
Логопед. Цветоежик, почему ты вдруг таким грустным стал?
Цветоежик. Ваше путешествие подходит к концу, и мне станет очень грустно без вас.
Логопед. Не грусти, Цветоежик. Мы с детьми сочиним сказку про тебя и тигрольва.
Дети. И подарим ее тебе.
Дети с помощью логопеда сочиняют сказку, используя мнемокартину.
В волшебном лесу жил Тигролев.
И был он очень грустный, потому что у него не было друзей.
Первым прибежал Белкалис и сказал: Давай дружить. Ведь моя шерстка - как огонь и очень похожа на твою.
Вторым пришел медвеволк и заревел: Я косматый, как твоя грива, и этим похож на тебя.
И тут из-за елки выбежал Цветоежик и сказал: Я хочу дружить с тобой, потому что ты смелый, как лев, сильный, как тигр. И добрый, как тигролев.
Так в волшебном лесу стало много друзей.
Цветоежик. Какая добрая, хорошая сказка. Вы - молодцы! И мне теперь не будет одиноко. Спасибо. Я даже вспомнил пословицу о дружбе: "Дерево без корней, как человек без:"
Дети. :Друзей.
Оценка деятельности детей
Звучит звон хрустального колокольчика.
Логопед. Нам пора возвращаться в детский сад. До свиданья, Цветоежик!
Логопед и дети берут в правую руку перо.
Перышко-перо - лети,
В детский сад нас отнеси!
Логопед. Вот и окончилось наше путешествие. Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами. Вы были добрыми, веселыми, воспитанными, внимательными. А что вам больше всего понравилось из нашего сказочного путешествия?
Дети отвечают.
Логопед. Давайте расскажем сказку, которую мы с вами придумали, другим детям, мамам и папам. А поможет в этом игра "Чудо-звери волшебного леса", которую нам подарил Цветоежик.