Миграции населения в России

Разделы: География


Тип урока: комбинированный.

Вид (форма проведения) урока: традиционный урок.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Цели:

Образовательные:

  • сформировать представление о миграционных потоках в России;
  • изучить особенности перемещения населения по территории России;
  • ввести понятие “миграция”, рассмотреть виды миграций;
  • ввести и добиться овладения понятиями “эмиграция”, “иммиграция”, “беженец”, “вынужденный переселенец”
  • выявить и способствовать усвоению учащимися содержания проблем, возникающих при активной миграции и наметить пути их решения.

Развивающие:

  • развивать умения и навыки работы с картами, статистическим материалом, и составления опорных схем.

Воспитательные:

  • Воспитывать личность, сознающую свои права и права других людей.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Экран
  • Политико-административная карта России.
  • Атлас “География России. Часть II. Население и хозяйство”.

Используемая литература:

  1. Конституция РФ.
  2. Законы РФ: “О беженцах”, “О вынужденных переселенцах”

Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие;

II. Актуализация и контроль знаний.

Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме “ Население Размещение населения”

1. Фронтальный опрос

  1. Что называют естественным приростом населения?
  2. Что такое демографический кризис?
  3. Каковы причины демографических кризисов?
  4. Какая диаграмма позволяет получить сведения о половозрастной структуре населения?
  5. Почему Россию называют многонациональным государством?
  6. Какое определение вы дадите понятию “народ”?
  7. Назовите языковые семьи на территории страны.
  8. Какая языковая семья самая многонациональная?
  9. Назовите самый многочисленный народ России. К какой языковой семье он относится?
  10. Сформулируйте определение понятия “титульный народ”.
  11. Почему происходит постепенное уменьшение коренного населения в национальных образованиях?
  12. Какие религии распространены на территории России?
  13. В чем причины неравномерного размещения населения по территории России
  14. Назовите две зоны расселения в России. Чем они различаются?
  15. Какие проблемы возникают при освоении зоны Севера

2.Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам – работа с атласом

Карточка 1 (И.И. Баринова, В.П. Дронов .Рабочая тетрадь. стр 96)

Назовите факторы, определяющие размещение населения по территории страны:

________________________

________________________

Карточка 2 (И.И. Баринова, В.П. Дронов .Рабочая тетрадь . стр 96)

Назовите две зоны расселения в России.

________________________

________________________

II. Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока

Цель: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции

- Тема нашего урока “Миграции населения России”. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграциями, их видами, причинами, последствиями. Перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое называется миграцией. Почему люди мигрируют? (Слайд №3)

1. Причины миграции – составление схемы. Объяснение смысла каждой причины миграции

- Особый тип миграции это насильственные миграции (принудительные) Массовые насильственные переселения получили особенно большое распространение в советское время. В период сталинских репрессий 30–50-х гг. практически по все стране были созданы сотни лагерей для заключенных. С родных мест изгонялись целые народы: ингуши, калмыки, чеченцы и курды, корейцы и немцы. Они выселялись в Среднюю Азию и на Дальний Восток. (В.П. Дронов, И.И. Баринова “География России” Башкортостан тоже был охвачен насильственными переселениями раскулачивание).(Ознакомление документами репрессированных граждан с. Инзер. Законы РФ: “О беженцах”, “О вынужденных переселенцах”, Конституция РФ.)

- Экологические причины миграции. На территории России и бывшего СССР известны регионы природных и техногенных катастроф. Например ,авария на Чернобыльской АЭС многих вынудила покинуть родные места (видеоролик “Чернобыль”) Авария унесла жизни многих людей….

Схема №1

2. Виды и особенности миграций – составление схемы. Структура миграционных потоков

Схема №2 (Слайд №4, №5)

Анализ рисунка №69 стр 211 учебника

Схема №3 (слайд №6, №7)

Миграционный прирост

МП = Ч прибывшие – Ч выбывшие

III. Закрепление изученного материала

Цель: тренировка в определении видов миграции.

1. Работа в тетрадях: Схема №1. Схема №2. Схема №3

2. Что такое миграционный прирост?

3. Перечислить и проанализировать основные направления миграции в России

(Р/т стр. 97, №3)

А) до1917 г.

_____________________

Б) в современный период

_____________________

4. Решение задач на определение механического прироста

IV. Обобщение, итог урока (Слайд №8)

Цель: провести обобщение изученного материала.

1. Почему люди мигрируют?

2. Какие виды миграции вам известны?

3. Раскрыть значение следующих терминов: миграция, эмиграция, иммиграция, депортация.

4. Механический прирост.

V. Домашнее задание.

Параграф 43, вопросы 1-7 (устно), рабочая тетрадь:с.98; №4

Приложение.