Тип урока: комбинированный.
Вид (форма проведения) урока: традиционный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Цели:
Образовательные:
- сформировать представление о миграционных потоках в России;
- изучить особенности перемещения населения по территории России;
- ввести понятие “миграция”, рассмотреть виды миграций;
- ввести и добиться овладения понятиями “эмиграция”, “иммиграция”, “беженец”, “вынужденный переселенец”
- выявить и способствовать усвоению учащимися содержания проблем, возникающих при активной миграции и наметить пути их решения.
Развивающие:
- развивать умения и навыки работы с картами, статистическим материалом, и составления опорных схем.
Воспитательные:
- Воспитывать личность, сознающую свои права и права других людей.
Оборудование:
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран
- Политико-административная карта России.
- Атлас “География России. Часть II. Население и хозяйство”.
Используемая литература:
- Конституция РФ.
- Законы РФ: “О беженцах”, “О вынужденных переселенцах”
Ход урока
I. Оргмомент
Приветствие;
II. Актуализация и контроль знаний.
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме “ Население Размещение населения”
1. Фронтальный опрос
- Что называют естественным приростом населения?
- Что такое демографический кризис?
- Каковы причины демографических кризисов?
- Какая диаграмма позволяет получить сведения о половозрастной структуре населения?
- Почему Россию называют многонациональным государством?
- Какое определение вы дадите понятию “народ”?
- Назовите языковые семьи на территории страны.
- Какая языковая семья самая многонациональная?
- Назовите самый многочисленный народ России. К какой языковой семье он относится?
- Сформулируйте определение понятия “титульный народ”.
- Почему происходит постепенное уменьшение коренного населения в национальных образованиях?
- Какие религии распространены на территории России?
- В чем причины неравномерного размещения населения по территории России
- Назовите две зоны расселения в России. Чем они различаются?
- Какие проблемы возникают при освоении зоны Севера
2.Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам – работа с атласом
Карточка 1 (И.И. Баринова, В.П. Дронов .Рабочая тетрадь. стр 96)
Назовите факторы, определяющие размещение населения по территории страны:
________________________
________________________
Карточка 2 (И.И. Баринова, В.П. Дронов .Рабочая тетрадь . стр 96)
Назовите две зоны расселения в России.
________________________
________________________
II. Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока
Цель: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции
- Тема нашего урока “Миграции населения России”. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграциями, их видами, причинами, последствиями. Перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое называется миграцией. Почему люди мигрируют? (Слайд №3)
1. Причины миграции – составление схемы. Объяснение смысла каждой причины миграции
- Особый тип миграции это насильственные миграции (принудительные) Массовые насильственные переселения получили особенно большое распространение в советское время. В период сталинских репрессий 30–50-х гг. практически по все стране были созданы сотни лагерей для заключенных. С родных мест изгонялись целые народы: ингуши, калмыки, чеченцы и курды, корейцы и немцы. Они выселялись в Среднюю Азию и на Дальний Восток. (В.П. Дронов, И.И. Баринова “География России” Башкортостан тоже был охвачен насильственными переселениями раскулачивание).(Ознакомление документами репрессированных граждан с. Инзер. Законы РФ: “О беженцах”, “О вынужденных переселенцах”, Конституция РФ.)
- Экологические причины миграции. На территории России и бывшего СССР известны регионы природных и техногенных катастроф. Например ,авария на Чернобыльской АЭС многих вынудила покинуть родные места (видеоролик “Чернобыль”) Авария унесла жизни многих людей….
Схема №1
2. Виды и особенности миграций – составление схемы. Структура миграционных потоков
Схема №2 (Слайд №4, №5)
Анализ рисунка №69 стр 211 учебника
Схема №3 (слайд №6, №7)
Миграционный прирост
МП = Ч прибывшие – Ч выбывшие
III. Закрепление изученного материала
Цель: тренировка в определении видов миграции.
1. Работа в тетрадях: Схема №1. Схема №2. Схема №3
2. Что такое миграционный прирост?
3. Перечислить и проанализировать основные направления миграции в России
(Р/т стр. 97, №3)
А) до1917 г.
_____________________
Б) в современный период
_____________________
4. Решение задач на определение механического прироста
IV. Обобщение, итог урока (Слайд №8)
Цель: провести обобщение изученного материала.
1. Почему люди мигрируют?
2. Какие виды миграции вам известны?
3. Раскрыть значение следующих терминов: миграция, эмиграция, иммиграция, депортация.
4. Механический прирост.
V. Домашнее задание.
Параграф 43, вопросы 1-7 (устно), рабочая тетрадь:с.98; №4