Класс 10
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока Урок-состязание
Задачи занятия:
- Образовательные - овладение учащимися определенной системой знаний, умений, способов познания и оперирования этими знаниями, умениями;
- Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению;
- Воспитательные - формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Учебно-методическое обеспечение - Л. С. Атанасян и другие, учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия, 10-11 классы», М.: 2009 год.
Время реализации занятия - 45 минут.
Авторский медиапродукт – Презентация, 15 слайдов (среда Microsoft PowerPoint) – Приложение 1.
- Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
- Схема взаимосвязи кадров презентации: линейная.
- Содержание кадров:
- Титульный лист.
- Если одна из двух прямых лежит в некоторой плоскости, а другая прямая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на первой прямой, то эти прямые скрещивающиеся.
- Если через каждую из двух параллельных прямых проведена плоскость, причем эти плоскости пересекаются, то их линия пересечения параллельна каждой из данных прямых.
- Аксиома 3.Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, которой принадлежат все общие точки этих плоскостей.
- Если плоскость проходит через прямую, параллельную другой плоскости и пересекает эту плоскость, то линия пересечения параллельна первой прямой.
- Аксиома 1.Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.
- Аксиома 2.Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки данной прямой лежат в этой плоскости.
- Следствие 1.Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость и притом только одна.
- Следствие 2.Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость и притом только одна.
- Две прямые, параллельные третьей прямой, параллельны.
- Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, расположенной в этой плоскости , то она параллельна самой плоскости.
- Если одна из двух параллельных прямых параллельна данной плоскости, то другая прямая либо также параллельна данной плоскости, либо лежит в этой плоскости.
- Если две параллельные плоскости пересекаются третьей плоскостью, то линии пересечения параллельны.
- Отрезки параллельных прямых, заключенные между параллельными плоскостями, равны.
- Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
- Стиль презентации: В качестве основной цветовой палитры презентации выбран белый цвет. Появление слайда и текста на нем организовано в едином стиле анимации.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях;
- эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, уменьшение времени подачи материала);
4.повышение эффективности усвоения учебного материала за счет задействования двух видов памяти: визуальной (подача материала в наглядной форме в виде слайдов), слуховой (проговаривание учеником всех основных сведений).
Необходимое оборудование и материалы для занятия – ноутбук, проектор, настенный экран, карточки домино, разрезные карточки с задачами.
Ход работы
1. Организационный момент. (1 минута).
Учитель создаёт в классе рабочую атмосферу, настраивает учеников на урок. Учитель начинает воспроизведение презентации.
2.Организация игры «Геометрическое домино».
Учитель обозначает тему урока (слайд №1, приложение 1), объясняет правила игры, формирует команды, раздает карточки домино так, чтобы в процессе игры команды отвечали по очереди.
Всего карточек 8, на каждой карточке изображены два рисунка. На разных карточках представлены рисунки к основным аксиомам и теоремам по теме «Параллельность в пространстве», изученным к данному уроку. Начинает первая команда, она выкладывает карточку, которая крепится на доске, и формулирует правило, к которому относиться рисунок. На рисунке содержатся лишние элементы для того, чтобы один и тот же рисунок можно было использовать для разных правил. Задача участников команды - увидеть на рисунке требуемое условие, сформулировать правило. При этом один участник команды имеет право отвечать только один раз. Следующую карточку прикладывает другая команда и формулирует правила. Схему раскладки и содержание карточек домино смотрите в приложении 2 и приложении 3.
Учитель с помощью слайдов презентации акцентирует внимание на основные элементы рисунка. После ответа ученика появляется слайд с правильным ответом. Сопоставляются ответы учеников и содержание слайда.
Подводятся итоги игры. Правильно ответившие ученики получают по 1 баллу за ответ.
3.Организация самостоятельной работы в командах.
Каждой команде выдается одинаковый блок задач. Каждый ученик должен решить и оформить одну задачу из блока. Взаимопомощь в процессе решения разрешается.
4. Защита ответов.
Поскольку у команд задачи одинаковые, то проводится выборочная проверка наиболее сложных задач, по одной задаче от команды.
Каждый ученик сдает решение на проверку. Если он давал ответ в процессе игры, то его оценка может быть повышена на один бал.
5. Рефлексия.
Анализ учителем допущенных ошибок. Самоанализ работ учениками.
Запись домашнего задания: подготовиться к контрольной работе.
Список литературы:
- Л. С. Атанасян и другие, учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия, 10-11 классы», М.: 2009 год.
- Дидактический материал по геометрии для 10-11 классов. Разрезные карточки по стереометрии/ Сост. Г.И.Ковалева - Волгоград: Учитель, 2003. – 128с.